Как называется, когда у человека в голове засел новый собеседник, точка зрения которого на окружающую реальность может отличаться? Шизофрения? У Эдди Брока это называлось
Веном, который готов был сожрать голову любому прохожему. А вот у автомеханика Грея Трейса это называется Стэм, но обо всём по порядку.
В недалёком будущем практически все люди пользуются машинами с автопилотом, а умный дом обеспечивает жилище едой и уютом. Но всё еще попадаются люди типа Грея Трейса, которые любят работать руками и перебирать карбюратор в гараже. Что-то он делает для себя, а что-то для богачей типа Эрона Кина, который совершает прорыв за прорывом в области технологий кибернетики. Однажды увлёкшись поцелуями на заднем сиденье беспилотника Грей Трейс со своей девушкой Ашей не замечают, как их автомобиль взломали и устроили аварию. Группа бандитов вытаскивает Ашу из-под обломков и убивает на глазах у Грея. Самому же Грею пробивают позвоночник и оставляют умирать на асфальте.
Спустя три месяца богач Эрон Кин решает помочь обездвиженному Грею и предлагает ему участие в эксперименте - ему проведут операцию по внедрению импланта, который вернёт контроль над телом, но вот то, что имплант представится Стэмом и будет активно общаться с Греем, ему как-то забыли сообщить.
Сюжет вертится вокруг обездвиженного механика, который так любил работать руками и его любимой девушки, которую он так резко и бесповоротно потерял. Типичная история мести смешивается в аккуратных пропорциях с каким-нибудь эпизодом "
Чёрного зеркала", про мрачное будущее, где технологии всё сильнее довлеют над простым человеком, ничего не оставляя взамен. Помимо прочего, авторы неплохо разбавляют всё это дело жестоким и кровавым экшеном, так что торчащий из кисти ножик - это нормально. Авторы поднимают вопросы к технологическому обществу и сами же его старательно отвергают. Но всё не настолько серьёзно - когда главный герой начинает общаться со своим новым ИИ приятелем, в игру вступает юмористический элемент, который разбавляет и мрачное окружение, и тёмные интерьеры. Очень неплохо выписан момент, когда герой перестаёт различать, что сделал он сам, а что - его искусственный друг.
Но поражает сильнее всего концовка - вплоть до последних минут авторы ведут зрителя к одному конкретному выводу, о котором можно догадаться ещё в первые 15 минут фильма. Даже неожиданная сцена в больнице становится ожидаемым поворотом, однако сценаристы тут не останавливаются и добавляют дополнительный слой, который ошеломляет не на шутку и переводит бюджетное B-муви в разряд чего-то большего.
Ли Уоннелл ("Астрал") благо что собаку съел на ужастиках, привносит элемент неожиданных поворотов в экшен про мрачное будущее. Причём, это касается как неожиданной концовки, так и нескольких изобретательных режиссёрских приёмов. Общение главного героя с компьютерным интеллектом обставлено смело и с выдумкой. В плане их взаимодействия в памяти регулярно всплывает недавно вышедший "
Веном". Там тоже главный герой общался с отдельной личностью внутри своего тела, но в "Апгрейде" они получились более осмысленными и разумными. ИИ Стэм предельно рационален и не расходует ресурсы зазря - отсюда крайне сдержанное поведение и полное отсутствие эмоций. Это добавляет их взаимоотношениям необходимого градуса безумия и держит интерес нужной температуры весь фильм, не отпуская до самых финальных титров.
Другой интересный момент - это операторская работа. Большую часть времени она крайне стандартна и предсказуема, но в боевых экшен-сценах неожиданно включается этакий вид от третьего лица, как в играх прошлого десятилетия. Камера привязывается не фигуре персонажа, но к его определённой точке, например, макушке головы. Тем самым разработчики добивались того, что голова персонажа находилась всё время на одном уровне. Так и здесь - камера фиксируется на корпусе героя и во время драк, стоит туловищу отклониться на несколько градусов, камера отклоняется вместе с ним. В результате образуется очень любопытный эффект, как будто не герой перемещается в пространстве, а пространство перемещается вокруг героя. Как я уже сказал, такое отображение было характерно для многих игр начала 2000-х, но для кино такой ракурс не подходит из-за его механичности. Но в фильме, где главным героем периодически управляет искусственный интеллект - это создаёт необходимый эффект неестественности, что впечатляет. При этом режиссер использует подобную манеру съёмок периодически, поэтому от неё не устаёшь, и она не надоедает - вот, что называется выверенный баланс.
Автомеханика Грея Трейса сыграл Логан Маршалл-Грин ("Пропавший") и можно было бы сказать, что за его обильной небритостью, которая на некоторое время становится пышной бородой дровосека, почти полностью скрывает любые попытки актёрской игры, но это не так. Даже так Логан выглядит искренне и естественно, если это применимо к данной ситуации. Особенно впечатляют сцены драк, где действия его рук слабо связаны с эмоциями, которые он испытывает, из-за чего начинаешь верить, что он на самом деле не контролирует себя.
Богач Эрон Кин в исполнении Харрисона Гилбертсона ("Ниже холма 60") получился настолько невзрачным и зловещим, насколько это возможно. Впрочем, у него не так много экранного времени, чтобы раскрыться на полную. Характер прописан общими широкими мазками и авторы не сильно тратят время на его раскрытие.
Вообще, большая часть актёрского состава пошла под нож сценарных конфликтов, поэтому все из них до самого конца остаются функциями, выполняющими строго определённую сюжетную миссию, оказываясь на пути героя в нужный момент. Поэтому кроме главного героя, никто не задерживается на экране на достаточное время.
Впрочем, учитывая основную идею фильма, это не так уж и плохо. Авторы рассуждают на тему влияния технологий на человеческую природу, а слово "Апгрейд" в качестве названия к финалу обретает новую интерпретацию, выворачивая всё произошедшее наизнанку. И за это фильму можно многое простить - тёмную гамму, проходных побочных персонажей и скромные спецэффекты.
"Апгрейд" это тот "
Веном", который уделывает Венома на его же поле, давая всё то, чего не хватило в фильме про жестокий инопланетный гудрон. Здесь яростная помесь сомнительного будущего из "
Чёрного зеркала" встречает разумненький искусственный интеллект, который оказывается неплохим собеседником и нехилым помощником в деле личной мести. Скромный бюджет искупается отличной актёрской игрой и изобретательной операторской работой, особенно в жёстких и кровавых экшен сценах. Если вам не хватило 18+ контента в недавнем "Веноме", то у меня для вас есть Апгрейд, который не стоит пропускать.
Что ещё почитать:
Кинокомикс про Тома Харди в гудроне К списку всех рецензий Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката Во что поиграть в октябре 2018 Дневничок дайвера Драма про журналистку, вернувшуюся в родной дом Заключительная часть трилогии про скандинавский конец света Драма про первого человека на Луне Триллер про писательницу и её фанатку Драма про алкоголика и начинающую звезду Здесь можно
подписаться и
добавиться в друзья.