Наши рижские памятники: на них покушаются нацики (I)

Oct 14, 2024 21:01


(Не)полный список. Тихой сапой латышские нацики подбираются к русским воинским захоронениям. Как минимум, собираясь уничтожить монументы, установленные на них.

Давайте посмотрим, на какие памятники в последнее время ополчились политики из «Национального объединения „Всё для Латвии!“ - „Отечеству и свободе/ДННЛ“» (Nacionālā apvienība „Visu Latvijai!“ - „Tēvzemei un Brīvībai/LNNK“), общественники из «Центра публичной памяти» (Publiskās atmiņas centrs) и «Латвийского объединения политически репрессированных» (Latvijas politiski represēto apvienība) и прочие вандалы.



Сразу замечу, что процесс борьбы с рижским прошлым находится на разной стадии: какие-то объекты уже решено демонтировать, какие-то пока сохранятся, о каких-то ещё дискутируют, по каким-то уже принял решение Финансовый комитет латвийского столичного самоуправления, но ещё не было голосования Рижской думы. Однако я не буду вдаваться в подробности этого, так как уверен, что все памятники, которым нацики выдали «чёрную метку», рано или поздно будут снесены. Если даже официально рижские власти решат некоторые их них сохранить, есть достаточно примеров того, что национально озабоченные вандалы тогда решают вопрос силовым путём (и не несут за этого никакого наказания).



Некоторые из памятных объектов, собственно, уже демонтированы. Пока работал над заметкой, урывая время между работами, в прошлом месяце в Риге был демонтирован памятный знак, посвященный созданию Московского сада. Его удаление из общественного пространства ещё в августе поддержал совет по памятникам Рижской думы...

Увы, увы, но человеки (то есть приматы - обезьяны со всеми вытекающими особенностями) сносили, сносят и будут сносить памятники. Demolire humanum est! Потому что это самый лёгкий способ показать своё моральное и физическое превосходство. Про вандализм в истории я могу, к сожалению, рассказывать долго, ибо примеров тому громадное множество среди самых разных народов. Главное: вандалам нет дела до того, что сокращается мемориальное богатство - им главное самоутвердиться и отыграться на том, что не может дать сдачи.

И ещё одно замечание для излишне горячих комментаторов, особенно уповающих на Российскую Федерацию. Учтите, что вопрос сноса, сохранения или установки памятников в Латвийской Республике - это её внутреннее дело. Если нет обязывающих международных соглашений. РФ могла бы сохранить все эти памятники при следующих обстоятельствах:

  1. Если бы сохранила в своём составе Прибалтику. Но в 1991 году РФ окончательно признала суверенитет Латвии. Да ещё на каждое 12 июня бьётся в пароксизмах восторга, радостно отмечая независимость от Исторической России, брошенных на национальных окраинах миллионов русских людей и сотен русских монументов.
  2. Если бы РФ была экономически, социально, научно и культурно сильной привлекательной державой, в союзе с которой Латвии было бы выгодно находиться. Вот американские или британские памятники в Латвии никто из чиновников и политиков пальцем тронуть не посмеет, напротив - с них пылинки сдувают. Нетрудно догадаться, почему. Нет, дело не только в том, что США или Великобритания могут больно и неотвратимо наказать латышскую элиту. Хотя и в этом, несомненно, тоже.

А поэтому единственно, как в текущих обстоятельствах РФ могла бы сохранить данные мемориальные объекты, это виртуально: вовремя провести трёхмерное сканирование русских памятников. Включая советские, а также, скажем там, русофильские. По целому ряду причин этого не было сделано. Это тема отдельного большого нелицеприятного и столь же грустного повествования, а потому пока вернёмся к заявленной проблеме. Будет время, по многим объектам сделаю отдельные публикации. А пока такой вот «монументальный мартиролог». Ссылки в заголовках ведут на Гугл-карты.

Кладбища... никогда не были табу для вандалов

Памятник на советском воинском кладбище на проспекте Бривибас.

13/15 октября 2024 года отмечается 80-летие освобождения Риги от нацистов, что в современной Латвии трактуется как «начало повторной советской оккупации». Когда-то Ригу полукольцом с востока и юга охватывало несколько памятников, установленных в тех местах, откуда в октябре 1944 года части Красной Армии (включая бойцов 130-го латышского стрелкового корпуса) начали наступление на латвийскую столицу: Баложи, Рамава, Кенгарагс, Улброка, Яунциемс, Межапарк. Теперь остался только один в микрорайоне Берги (установленный 7 мая 1966 года недалеко от Этнографического музея), потому что он является частью советского воинского братского кладбища на проспекте Бривибас, где похоронены почти полторы сотни красноармейцев, погибших в 1941 и 1944 годах.

И вот 13 октября посетившие кладбище обнаружили, что памятник огорожен металлической оградой. Кроме того, плёнка закрывала обзор со стороны улицы. Частная инициатива или действия властей? Не хотят, чтобы к памятнику возлагались цветы, или первый шаг к демонтажу монумента? Прибывшая на кладбище муниципальная полиция тоже не была в курсе того, кто и почему установил ограду.



Памятник на советском воинском мемориале в микрорайоне Берги. Фото: Александр Ржавин, 14 сентября 2024 года.



Плита с текстом при памятнике на советском воинском мемориале в микрорайоне Берги. Фото: Александр Ржавин, 14 сентября 2024 года.



Советский воинский мемориал в микрорайоне Берги. Фото: Александр Ржавин, 14 сентября 2024 года.



Памятные плиты с именами красноармейцев на братских могилах на мемориале в микрорайоне Берги. Фото: Александр Ржавин, 14 сентября 2024 года.

Собственно, текстуально «крамольной» является только прикреплённая к монументу плита с текстом на двух языках (что ещё лишний раз показывает, что никакого такого угнетения, как рисуется нациками, латышского в советское время не было): «No šīs vietas 245. strēlnieku divīzija 1944. gadā naktī no 12. uz 13. oktobri uzsāka izšķirošo kauju par Rīgas atbrīvošanu. Mūžīga slava kritušajiem varoņiem. С этого места 245 стрелковая дивизия в ночь на 13 октября 1944 г. начала решающий бой за освобождение Риги. Вечная слава павшим героям». Но нацикам ненавистен сам образ красноармейца с легендарным ППШ. И не важно, что автором является латыш Валдис Карлович Албергс (Valdis Albergs, 1922-1984), который в соавторстве с другими латвийскими скульпторами и архитекторами являлся создателем многих мемориалов в Латвии. Например: революционерам 1905-го года на Гризинькалнсе в Риге, на советских воинских кладбищах в Виеталве и Добеле, Герою Советского Союза Иманту Судмалису в Лиепае, великолепного памятника Латышским Красным стрелкам на площади Латышских стрелков в латвийской столице.



Огороженный памятник на мемориале в микрорайоне Берги. Фото: Александр Ржавин, 13 октября 2024 года.

И хотя как раз в данном случае кладбище защищено подписанным в Риге 18 декабря 2007 года международным договором («Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о статусе латвийских захоронений на территории Российской Федерации и российских захоронений на территории Латвийской Республики»), ничто не сможет остановить вандалов снести памятник, заявив, что могилы-то остаются неприкосновенными. Пока. В отличие от посёлка Шкяуне, где в 2022 году не только снесли памятники, но и сравняли с землёй могилы красноармейцев. И ничего за нарушение межправсоглашения РФ поделать не смогла.

Памятник на русской воинской могиле на острове Луцавсала.

На острове Люцаусгольм (ныне Луцавсала) в ночь с 9 на 10 июля 1701 года по шведскому календарю (8-9 июля по юлианскому, 19-20 июля по григорианскому) от 289 до 400 русских солдат (фузилёры полков Трейдена и Юнгера, возможно к ним присоединились псковские стрельцы) под командованием офицеров фон Шлиппенбаха, Пазухина и Извольского были обнаружены шведами, накануне днём разгромившими поляков, саксонцев и русских в Спилвской битве. Несмотря на превосходство врага и безнадёжную позицию, русские отказались сдаться, произошёл бой, причём необычайно жестокий даже по меркам того времени. Потери шведов были большие, русские сражались отчаянно и храбро, но почти все погибли, 20 выживших из них спасло только личное вмешательство шведского короля Карла XII, восхищённого героизмом солдат Петра Великого.

В России о подвиге петровских фузилёров забыли, пока в мае 1887 года на их могилу (сохранённую местными немцами!) не наткнулся лифляндский губернатор Михаил Алексеевич Зиновьев. 10 (22) июля 1887 года на месте скромного немецкого знака на руинах мельницы был установлен большой православный крест. А 10 (22) июля 1891 года на месте креста был воздвигнут памятник по проекту инженера Бориса Мартыновича Эппингера (Boris Eppinger, 1864-?). Сами могилы, скорее всего, находятся под деревьями юго-восточнее кургана, на котором стоит памятник. Но это неважно: мы имеем дело с воинской могилой и памятником на ней. А что монумент не прямо на могиле, а рядом, так это обычное дело по чисто техническим причинам.



Памятник на русских воинских могилах на острове Луцавсала. Фото: Александр Ржавин, 10 июля 2024 года.

Если пламенное негодование нациков от предыдущего монумента ещё можно как-то объяснить нарративом про страдания от оккупаций, то включение в список подлежащих сносу памятника о событиях того времени, когда не то что Латвии не существовало, но даже самого слова Latvija, доказывает, что «антисоветчик - всегда русофоб». Опять же, терминологически нацики пытаются манипулировать, что это всего лишь «памятник солдатам», а не могильный памятник, монумент на могиле! С другой стороны, увы, но в чём нацики правы, так в том, что это теперь только внутреннее латвийское дело как поступить и с памятником, и с могилой.

К сожалению, данное русское воинское захоронение... не подпадает под вышеуказанное межправсоглашение. Невероятно (для тех, кто не имел дело с российскими государевыми мужами), но факт. Заключая договор с Латвией о воинских захоронениях, российские дипломаты посчитали, что русские и советские солдаты гибли на территории Латвии только во время трёх войн XX века: в Первую Мировую, Гражданскую и Великую Отечественную. А вот могилы русских воинов, павших на территории современной Латвии во время Северной, Отечественной или даже Крымской войн, оказались недостойны внимания и заботы со стороны Российской Федерации.



Памятник на русских воинских могилах на острове Луцавсала после нападения вандалов. Фото: Александр Ржавин, 12 октября 2024 года.

Зато вандалы проявляют внимание вовсю. Утром 11 октября 2024 года стало известно, что монумент был облит красной краской. В данном случае, это не просто вандализм, а надругательство над местом захоронения. Но что-то мне подсказывает, что виновных не найдут. Как это в случае уже с недавними тремя (!) нападениями на следующий мемориальный объект.

Он памятник ему облил, неуловимый...

Памятник генерал-фельдмаршалу Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли на Эспланаде.

Сопобедитель (с Веллингтоном и фон Блюхером) Наполеона был увековечен в Риге (откуда родом его многочисленные предки - онемеченные шотландцы) по проекту скульптора Вильгельма Вандшнайдера (Wilhelm Wilhelm Georg Johannes Wandschneider, 1866-1942) 13 октября 1913 года. Бронзовая скульптура пропала в годы Первой Мировой войны, но постамент преспокойно простоял всё кайзеровское, латвийское, нацистское, советское и снова латвийское время. Пока 2 июля 2002 года стараниями предпринимателя Евгения Яковлевича Гомберга (Jevgeņijs Gombergs, *1952) на нём не появилась восстановленная копия (с небольшими изменениями) памятника.



Памятник генерал-фельдмаршалу Барклаю де Толли в Риге. Фото: Александр Ржавин, 24 августа 2024 года.

Излишне говорить, насколько фигура Барклая де Толли делает Латвию известной в общеевропейском контексте, в котором Наполеоновские войны - это важная историческая веха. Причём, до сих пор привлекающая внимание - вспомним, хотя бы, прошлогоднюю поделку сэра Ридли Скотта.



Памятник генерал-фельдмаршалу Барклаю де Толли в Риге после первого в этом сезоне нападения вандалов. Фото: Александр Ржавин, 14 сентября 2024 года.

Что ж, в своё время во Франции снесли Вандомскую колонну, посвящённую победам Наполеона. Милитаризм, мол, агрессивные войны, оскорбление побеждённых... Однако восстановили, коммунаров за вандализм наказали, в том числе финансово. Теперь нацики идут по стопам ненавистных им коммуняк (sic!) и хотят снести памятник победителю Наполеона. А пока им это не удалось (Совет по памятникам Рижской думы уже дважды голосовал против сноса), памятник Барклаю стал подвергаться нападению неуловимых вандалов. Вечером 11 сентября постамент облили красной краской, в ночь с 1 на 2 октября памятник с постаментом обмотали чёрной плёнкой, вечером 6 октября снова облили краской. А ведь памятник находится ровно в 100 метрах и в прямой видимости от здания латвийского правительства - Кабинета министров! Вот не могу поверить, что там никакого наблюдения и практически под носом у охраны можно творить такое...



Участники пикета в защиту памятника Барклаю де Толли в Риге. Фото: Александр Ржавин, 13 октября 2024 года.

И если сама скульптура, действительно, копия, что сглаживает остроту переживаний за неё (а если вернут Гомбергу, то вообще можно будет её увидеть во дворе его дома в Юрмале, где уже находится рижский памятник Петру Великому), то страшно за оригинальный постамент. Ведь наверняка повредят при демонтаже. Но перейдём к другим объектам, пока находящиеся у храма, в котором перед захоронением в Бекхофе (Йыгевесте) 40 дней находилось тело Барклая де Толли, после того как его доставили из Восточной Пруссии, где он умер.

Памятная плита Александру Сергеевичу Пушкину и бюст Анны Керн у бывшего Петропавловского собора.

Православная Петропавловская церковь, построенная в 1786 году и бывшая до 1877 года кафедральным собором Риги, в получившей независимость Латвийской Республике была отобрана у православных и отдана лютеранам. И даже Петропавловскую улицу (Peter-Paul-Straße) переименовали в Цитаделес (Citadeles iela), типо в память о крепости. Задолго до диктатуры Ульманиса. При той самой сусально нахваливаемой демократической Латвии, в которой якобы уважались права национальных и религиозных меньшинств. После Второй Мировой войны в здании побывали разные учреждения. В 1987 году его отреставрировали, однако при этом ему была придана иная функция: церковь превратили в концертный зал «Ave Sol». Впрочем, теперь раз в месяц там проходят богослужения. Последний молебен состоялся 13 октября, в воскресенье, в 15 часов. Верующие могли в церкви помолиться за погибших ровно 80 лет назад в боях в Риге красноармейцах - например, о тех, кто не был предан земле, так как их тела утонули в Западной Двине.

А в XIX веке храм посещали люди, связанные с творчеством Солнца русской поэзии. Например, его дядя литератор Василий Львович Пушкин (1766-1830), оказывавший влияния на молодого племянника. И одна из его муз - супруга коменданта рижской цитадели Анна Петровна Керн (1800-1879, урождённая Полторацкая, по второму мужу - Маркова-Виноградская; нацики упорно именуют её по последней фамилии). Пушкин в Риге не был, но переписывался с Керн, бывшей тогда рижанкой. Даже получил от неё подарок - последнее издание произведений Байрона на английском языке. Он был тронут этим знаком внимания: «Никак не ожидал, чародейка, что вы вспомните обо мне, от всей души благодарю вас за это. Байрон получил в моих глазах новую прелесть - все его героини примут в моём воображении черты, забыть которые невозможно. Вас буду видеть я в образах и Гюльнары и Лейлы - идеал самого Байрона не мог быть божественнее».



Памятная плита Александру Сергеевичу Пушкину и бюст Анны Керн у бывшего Петропавловского собора в Риге. Фото: Александр Ржавин, 24 августа 2024 года.



Бюст Анны Керн у бывшего Петропавловского собора в Риге. Фото: Александр Ржавин, 24 августа 2024 года.



Памятная плита Александру Сергеевичу Пушкину у бывшего Петропавловского собора в Риге. Фото: Александр Ржавин, 24 августа 2024 года.



Памятная плита Александру Сергеевичу Пушкину и бюст Анны Керн у бывшего Петропавловского собора в Риге. Фото: Александр Ржавин, 24 августа 2024 года.

8 июня 1990 года в 18.00 по инициативе Латвийского фонда культуры и Латвийского общества русской культуры на улице Цидателес, 7 (такой теперь адрес храма) был установлен бюст Анны Керн (в год её 180-летия) скульпторов Лигиты Эриковны Францкевич-Улмане (Ligita Franckeviča-Ulmane, *1947) и Ояра Юльевича Брегиса (Ojārs Breģis, 1942-2022). Времена были уже перестроечные, Атмода была на дворе, а потому на бюсте имя было только по-латышски: Anna Kerna.

А 27 октября 1999 года, в рамках празднования 200-летия Александра Пушкина, рядом была открыта памятная плита со строкой «Я помню чудное мгновенье...». Так вот Пушкин и Керн встретились снова. На четверть века. 30 мая 2023 года власти Риги демонтировали памятник Пушкину, который был установлен в латвийской столице у бульвара Кронвалда (бывшего Пушкинского) в 2009 году. Теперь настала очередь этих невинных монументов. Наверно, от них русский дух и Русью пахнет. И каждый камень гранью чувств хранит лучистый отпечаток твоих шагов, родная Русь!



Вид на бывший Петропавловский собор на улице Цитаделес в Риге. Фото: Александр Ржавин, 24 августа 2024 года.

Закладной камень в бывшем Московском саду.

29 мая 2004 года мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым (1936-2019) и мэром Риги Гундарсом Боярсом (Gundars Bojārs, *1967) в знак дружбы между городами был установлен памятный камень на улице Маскавас (Московской, Maskavas iela) в Московском саду (Maskavas dārzs) Латгальского предместья латвийской столицы. Там же, у Спортивного манежа, Лужков посадил гималайскую берёзу, а Боярс - лесной бук. Планировалось, что сад будет благоустроен. Помнится, там даже детская горка была с куполами в стиле храма Василия Блаженного...



Закладной камень в бывшем Московском саду в Риге. Фото: Александр Ржавин, 24 августа 2024 года.

В связи с новыми геополитическими реалиями нахождение такого камня стало невыносимым для рижских властей. Кроме того, улица и парк сменили название на Латгальские - Латгалес (Latgales; парк в 1936-1945 годах так назывался изначально, а улица носила такое название в 1938-1940 годах в тогдашний приступ латышизации). Так что решили и камень убрать с глаз долой. Пока в гетто для памятников на рижской улице Вароню, что было исполнено 27 сентября 2024 года. Что стало с деревьями, не ведаю. Кто знает, напишите в комментариях!

Царские камни на дамбе на Мангальсале.

С 1850 по 1862 годы в Риге по указу императора Николая I велась постройка очень важного не только для города, но и всей России (так как лифляндская столица была важными морскими воротами империи) объекта - Магнусгольмской дамбы (или Восточного мола) для устройства нового фарватера на Западной Двине (Даугаве). За ходом работ следили не только высшие чиновники, но даже монаршие особы. В память о посещении ими на двух валунах были выбиты соответствующие надписи. Первая в честь императора Александра II в 1856 году («Государь император Александр II-ой осмотреть изволил дамбу 27 мая 1856»), вторая - цесаревича Николая Александровича, несостоявшегося Николая II, в 1860 году («Государь наследник цесаревич Николай Александрович осмотреть изволил дамбу 5-го августа 1860 года»). А потому камни стали именоваться Царскими.



Царские камни на дамбе на Мангальсале в Риге. Фото: Александр Ржавин, 14 сентября 2024 года.



Камень в честь императора Александра II на Мангальсале в Риге. Фото: Александр Ржавин, 14 сентября 2024 года.



Камень в честь цесаревича Николая Александровича на Мангальсале в Риге. Фото: Александр Ржавин, 14 сентября 2024 года.

В 1992 году вандалы уже пытались уничтожить камни. Хотя один был серьёзно расколот, добрые люди вмуровали их в бетон, надолго обеспечив сохранность. Но, как известно, даже вода точит камень. А уж нацики и подавно готовы хоть грызть гранит, если он русский, но чтоб следов от него не осталось... А вот к граниту науки нацики не приучены-с. Иначе бы занимались созиданием, а не разрушением. Однако, не только русские памятники ненавистны нацикам.

Продолжение тут.

Россия, Романовы, памятники, вандализм, Рига, Латвия

Previous post Next post
Up