Легкомоторный авиаперелет 1935 года. Часть 4. Челябинск. /Окончание/

Mar 01, 2022 13:30

Части 1, 2, 3, 4.

(«картинки» этой части не кликабельны)

Для здешнего аэроклуба это важный момент, да и каждый желает участвовать в подобном перелёте, даже курсанты. Девушка одетая в синий комбенизон мечтательно произносит: хорошо бы полететь одной самостоятельно на самолете. Полетаешь ещё, - улыбаясь отвечает лучший парашютист аэроклуба тов.Шульга, дежурящий у полевого телефона. В этот момент другая девушка, пилот-комсомолка и коммунистка© Нюра Каргашина крикнула: «Летят! Вон смотрите... Три!». В 7 часов 10 минут первым приземляется самолет начальника авиации Центрального совета Осовиахима тов.Гельфер вместе с которым находился инспектор авиации тов.Галецкий. Через 6 минут искусно сделал посадку самолёт пилота Литвинова. А ещё через несколько минут уже можно было сбиться со счёта прилетающих самолётов, воздух наполнился рокотом моторов.



Участник авиаперелёта У-2 краснознамённой авиашколы
Азово-Черноморского края на стоянке в Челябинске.

Личный состав челябинского аэроклуба, преимущественно курсанты-комсомольцы под наблюдением и руководством пилотов и техников осматривали машины и заправляли горючим. Заправка строго дозировалась. Это было нужно для того, чтобы определить и время полёта и экономию горючего за которое боролся каждый участник всесоюзного авиаперелёта. Пока самолёты заправлялись горючим, челябинцы позаботились о питании пилотов и техников. Официантки буфета аэроклуба носили участникам перелёта газированную воду и каждому передавали подарок от челябинской общественности - шоколад, яблоки, печенье. Всё это произвело приятное впечатление на участников перелёта.



Челябинские участники авиаперелёта Непорожнев и Пешков.

В 7:26 прилетел ещё один участник перелёта - У-2 челябинского аэроклуба. Командира экипажа - старшего лётчика Непорожнева и авиатехника Владимира Пешкова окружают аэроклубовцы и друзья-земляки. Ограниченность времени не позволяет им как следует пообщаться. Нечаев успевает рассказать, что до Москвы из Челябинска добрались благополучно. Делится радостью от участия в таком грандиозном перелёте. Но вот челябинский «У-2» заправлен. Перед самым отлётом Непорожнев передаёт привет челябинцам и обещает, что они не подкачают честь родного авиаклуба. Но не только пилоты-земляки почтили уважением челябинцев. Перед отлётом на Магнитогорск пилот и техник Краснознамённой Батайской авиашколы тов.Анкудинов и тов. Измельян, воспользовавшись свободной минутой передали челябинцам краткое письмо: «Трудящимся славного Челябинска, от участников перелёта - пламенный комсомольский воздушный привет. Выражаем безграничную благодарность за дружескую встречу и организованное обслуживание нашей стоянки»
Во время стоянки в Челябинске начальник авиаперелёта тов. Гельфер отметил, что пройден самый трудный участок маршрута через горы. Участники перелёта прекрасно ведут машины. Челябинцы работают безупречно. Встреча эскадрильи была проведена хорошо, самолёты были заправлены быстро и без волокиты. Но пройдена была лишь часть маршрута. Магнитогорск тоже был в числе кратких стоянок, следующая ночёвка намечалась в Оренбурге. Уже в 8:20 утра 4 сентября 1935 года, челябинский аэродром опустел.
Несмотря на торжественные уверения о благополучном проведении плана всесоюзного авиаперелёта, за семь его дней не обошлось без происшествий. Экипажу самолета Авиавнито пришлось делать вынужденную посадку в тяжёлых условиях Уральского хребта, завершившуюся благополучно благодаря большому самообладанию и искусству пилота Карпова и инженера Герасимова. Молодой летчик Сукорнкин, проявляя понимание ответственности за судьбу товарищей, пришёл им на помощь. Кроме того, перелет выявил ряд конструктивных и технологических дефектов у отдельных видов машин, в т.ч. и в серийных. Новые конструкции, особенно «КАИ», «Г-20», «АИР-10», «Авиавнито-1», показали себя в перелёте отлично, зарекомендовав себя как перспективные.
В намеченный срок, 9 сентября 1935 года, на аэродроме в Тушино завершился всесоюзный авиаперелет. Казань получила телеграмму от командира авиационного отряда казанского авиаинститута: «КАИ-1» закончил перелет хорошо. Обогнал все скоростные машины перелета. Иванов». Всё бы хорошо. Но по итогам перелета, его начальник Е.Гельфер, отметил, что наравне с образцовыми аэроклубами, которые встречались по маршруту перелета, например Свердловский, имелось немало таких как Казанский аэроклуб, который находился на грани распада. Там, где инициатива молодежи не находила поддержки со стороны местных властей и партийных организаций, аэроклубы влачили жалкое существование. Стоит упомянуть ещё один интересный уральский аэроклуб участвовавший в авиаперелёте, это челябинский аэроклуб им.Кузьмы Васильевича Рындина. Он не имел на своём счету аварий, и за непродолжительный срок подготовил без отрыва от производства 25 летчиков, и в 1935 году готовил к новому выпуску ещё 60 человек.

Вроде кто-то писал мне еще на мыо сайта, что на фотографиях /такого дрянного качества/ обнаружил своего старшего родственника который участвовал в этом перелете. Но сейчас не могу найти этого письма. Возможно это была запись в Гостевой сайта. Сейчас там другой хостер и гостевая давно в дауне.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Материалы фондов НА РТ:

  • Константинов Г. Замечательный перелет. 1935.

  • Встреча участников перелета. 1935.

  • Самолеты в Казани. 1935.

  • Мартынов. Авиавнито-1. 1935.

  • Марченко (пилот). Голубой Форд. 1935.

  • Федосеев Н.Д. Послушная машина. 1935.

  • Никифоров Т (пилот ЛК-4). Четыре самолета из одного! 1935.

  • Вчера дан старт легкомоторным самолетам. 1935.

  • Б.В. Казанцы построили неплохую машину. 1935.

  • Отзыв о «КАИ-1». 1935.

  • С честью выполнить задачу (Беседа с партогром перелета тов.Сахаровым). 1935.

  • Розенфельд (редакт.пермск.газ. «Звезда»). КАИ-1 первым опустился на Пермском аэродроме (по телеграфу). 1935.

  • Экипаж КАИ-1 в авиоинституте (ТАТТАСС). 1935.


Информационная поддержка в части Челябинска, как одного из пунктов маршрута авиаперелёта - чл. союза фотохудожников России, директор ИД «Каменный пояс» Д.Г.Графов (Челябинск). В т.ч. материалами челябинской периодики:

  • И.Евдокимов. Участники всесоюзного перелёта легкомоторной авиации в Челябинске. 1935.

  • В.Тишечкин. Аэроклуб имени Рындина среди десяти лучших. 1935.

  • Непорожнев, В.Пешков. Мы счастливы. 1935.


Информационная поддержка: Ислам Исмагилович Хабибуллин.
На сайте журнала «Техника молодежи» в соответствующих разделах заимствованы изображения в трех проекциях самолетов АИР-6, У-2
Изображение самолета КАИ-3 (КАИ-1 №3) заимствовано на сайте Самолеты З.Ицковича
Самолеты В.В.Никитина
Отсюда заимствовано изображения в трех проекциях самолета САМ-5
Отсюда заимствована фотография самолета Сталь-3
интернет-барахолкагде был найден значок.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
КАИ-1
Авиатехника. Ицкович, КАИ-1
АИР-6
АИР-6 легкий многоцелевой самолет
АИР-6 - Самолеты страны Советов
Самолет АИР-6
М.Маслов. Легкие крылья Владислава Грибовского
Г-10
Конкурсы легких самолетов
ЛК-4
Сталь-3 - Самолеты страны Советов
Стальные руки-крылья (самолеты Сталь-2, Сталь-3, Сталь-11)
Самолеты В.В.Никитина




Казань, СССР, архивное, Челябинск, КАИ, авиация, пропаганда, библиотечное

Previous post Next post
Up