В основном, постараюсь касаться вопросов общественного и государственного устройства. Утвердительные и безапелляционные модальности далее по тексту выбраны из соображений экономии места и времени и являются следствием субъективного опыта.
По теме русского вопроса (Вопрос) и о русских пишут либо хвалебно, прикровенно смягчая недостатки и, едва ли, не обращая их в достоинства, либо крайне негативно и пристрастно. Те, кто будучи связан с русскими одним историческим прошлым: население ближнего зарубежья, - русских либо непонимают и опасаются, либо откровенно ненавидят. Страны, которые когда-либо были в составе Русского-Российского государства (включая период СССР) либо хотят дистанцироваться, либо уже отделились и отнюдь не стремятся к воссоединению.
Основная проблема в том, что русские ни себя не понимают, ни других. Попытки назвать вещи своими именами либо называют русофобскими, либо со священным ужасом «закрывают уши», приравнивая Вопрос едва ли не к антисемитизму.
Поскольку общественное устройство и государственность неразрывным образом связана с такими понятиями как «общинность», «деятельность», «мораль», «религиозность», «новации» и «достижительные ценности» и прочее, то постараемся эти понятия рассмотреть в первую очередь применительно к затрагиваемому аспекту Вопроса - общественное и государственное устройство.
В качестве гипотезы попробую сразу выразить суть, которую в дальнейшем постараюсь обосновать: русские - это не нация, а претендующая на исключительность языческая религия, лишенная достижительных ценностей, морали, не признающая возможности обучения. Уравнительные и общинные ценности, восприятие труда и учения как наказания или унижения, страх новизны и «вечевой» идеал управления свидетельствуют о неизжитом первобытно-общинном мировосприятии, презумции недоверия и склонности к антагонистическим играм.
В дальнейших частях серии публикаций будут более подробно раскрыты подтемы, которые мне показались тесно связанными с интересуемым аспектом русского вопроса:
"
Общинность";
О стратификации общества;
Отношение к деятельности;
О достижительных ценностях;
Об отношении к учебе;
Об отношении к морали;
Об отношении к порядку и дисциплине;
О новациях;
О религиозности;
О внутреннем устройстве;
О государстве и государствообразующей роли русских;
Об истории, законах и языческой пневатологии русских;
О миграции в России;
О войнах русских;
Об Украине;
О том, как изощренней забить гол в свои же русские ворота;
Выводы по русскому вопросу;
Предложения по украинскому вопросу;
Предложения касаемо национального строительства и межнациональных отношений;
Заключение по теме русского вопроса.
Под «русскими» здесь понимается комплекс «верований - чувств - убеждений», своеобразный «символ веры», который постараемся изложить ниже. Этот символ может в архетипическом виде присутствовать вне зависимости от этнической принадлежности, пола, возраста, образования, убеждений и способностей человека и может срабатывать инстинктивно, например, в виде желания прекратить читать этот текст дальше.
Обычно, на подобные тексты есть типовые реакции:
- Округляя нюансы, реакция сводится либо к ответу «на себя посмотри» или «у них там еще хуже».
- «Не нравится - уезжай».
- Найти какую-нибудь неточность или ошибку и свести все к 1му стилю реакции.
- Упрекнуть в бессистемности и бессвязности написанного.
- Зачем это все написано? Изменить, ведь, все равно ничего не получится.
- Есть власти, которые обо всем думают.
- Опять дискриминация русских!
- Намек на некое тайное знание, объясняющее происходящее.
Ответы доступны
по ссылке и опираются на выводы всей серии, поэтому желающих отреагировать прошу предварительно ознакомиться с материалом.
Попробуем сначала сформулировать вышеупомянутый «символ веры», составляющий изрядный компонент Вопроса:
- Отождествление России с Русью и с русскими.
- Русское и Российское государство - плод усилий русских.
- Убеждение, что русские - народ-богоносец, исключителен и свят, поэтому прав.
- Русь - святая потому, что она - Русь.
- Россия непобедима сама по себе, не зависимо от индивидуальных действий.
- Поражение русских равнозначно их уничтожению.
Стоит также отметить некоторые распространенные установки, центральные культурные стандарты, относимые к общественному устройству:
- Зависимость от коллектива и убежденность в его всесилии.
- Коллектив всегда прав.
- Выигрыш одного означает поражение другого.
- Работа - это бремя, а обучение - наказание, требующие не просто вознаграждения, а еще и почета.
- Дисциплина- это насилие, унижение и субъективный произвол. Справедливо и обратное, если нет насилия и унижения, значит и порядка быть не может и/или быть не должно.
- Индивидуальная инициатива порицаема и должна быть наказуема.
- Основа коллективного согласия - единодушие, «сердечное согласие».
- Власть - сакральна и ей присущи всеведение и вездесущие.
- Решения и действия власти не подлежат критике, не нуждаются в осмыслении и должны быть безошибочны, в случае исповедания властью «символа веры».
- Общественная польза и благо может быть определено и достигнуто только властью в силу ее сакральности.
- Справедливость - это равенство.
- Ценности соперничества, побуждающие к единодушию и общинности.
Распространенные особенности, влияющие на деятельностные характеристики русских:
- Духовная впечатлительность и наблюдательность, направленная во вне, на окружающих.
- Убеждение в бессмысленности и вредности индивидуальных усилий.
- Убежденность в правоте, при наличии внутреннего эмоционального согласия.
- Ошибка - это вина, поэтому требует кары.
- Признание ошибки - это слабость (см. п. 3 «символа веры»), поэтому недопустима.
- Личная ответственность опасна в силу п.4 и п.5 настоящего перечня.
- Стимулом к действию может быть только необходимость или безвыходность
- Убеждение в корыстных основах мотивации к действию.
- Убежденность в незначительности и одинаковости индивидуальных потребностей, которая, тем не менее, нуждается в особом поощрении.
- Эгоистичность и безалаберность, которые безвредны в силу п.5 «символа».
- Достоинство сообщается и лишается коллективом.
- Полезность - не объективность, а результат признания.
- Поведение обусловлено обстоятельствами, отношениями, потребностями, а не правилами или принципами.
- Благо (мир, лад) - это отсутствие источников зависти, раздражения, возмущения.
Объединяя все символизмы, установки и особенности - можно объяснить характеристические особенности русского общества:
- Зависть и соперничество - доминирующая социообразующая особенность;
- Достижения невозможны, поскольку не являются необходимостью.
- Ошибка власти исправляется ее уничтожением.
- Безличность и аморальность.
- Страх личной ответственности и амбициозность.
- Безынициативность.
- Социальная невостребованность саморефлексии и осмысления внешних событий.