О русском вопросе

Apr 03, 2023 13:48

В основном, постараюсь касаться вопросов общественного и государственного устройства. Утвердительные и безапелляционные модальности далее по тексту выбраны из соображений экономии места и времени и являются следствием субъективного опыта.

По теме русского вопроса (Вопрос) и о русских пишут либо хвалебно, прикровенно смягчая недостатки и, едва ли, не обращая их в достоинства, либо крайне негативно и пристрастно. Те, кто будучи связан с русскими одним историческим прошлым: население ближнего зарубежья, - русских либо непонимают и опасаются, либо откровенно ненавидят. Страны, которые когда-либо были в составе Русского-Российского государства (включая период СССР) либо хотят дистанцироваться, либо уже отделились и отнюдь не стремятся к воссоединению.

Основная проблема в том, что русские ни себя не понимают, ни других. Попытки назвать вещи своими именами либо называют русофобскими, либо со священным ужасом «закрывают уши», приравнивая Вопрос едва ли не к антисемитизму.

Поскольку общественное устройство и государственность неразрывным образом связана с такими понятиями как «общинность», «деятельность», «мораль», «религиозность», «новации» и «достижительные ценности» и прочее, то постараемся эти понятия рассмотреть в первую очередь применительно к затрагиваемому аспекту Вопроса - общественное и государственное устройство.

В качестве гипотезы попробую сразу выразить суть, которую в дальнейшем постараюсь обосновать: русские - это не нация, а претендующая на исключительность языческая религия, лишенная достижительных ценностей, морали, не признающая возможности обучения. Уравнительные и общинные ценности, восприятие труда и учения как наказания или унижения, страх новизны и «вечевой» идеал управления свидетельствуют о неизжитом первобытно-общинном мировосприятии, презумции недоверия и склонности к антагонистическим играм.

В дальнейших частях серии публикаций будут более подробно раскрыты подтемы, которые мне показались тесно связанными с интересуемым аспектом русского вопроса:

" Общинность";
О стратификации общества;
Отношение к деятельности;
О достижительных ценностях;
Об отношении к учебе;
Об отношении к морали;
Об отношении к порядку и дисциплине;
О новациях;
О религиозности;
О внутреннем устройстве;
О государстве и государствообразующей роли русских;
Об истории, законах и языческой пневатологии русских;
О миграции в России;
О войнах русских;
Об Украине;
О том, как изощренней забить гол в свои же русские ворота;
Выводы по русскому вопросу;
Предложения по украинскому вопросу;
Предложения касаемо национального строительства и межнациональных отношений;
Заключение по теме русского вопроса.

Под «русскими» здесь понимается комплекс «верований - чувств - убеждений», своеобразный «символ веры», который постараемся изложить ниже. Этот символ может в архетипическом виде присутствовать вне зависимости от этнической принадлежности, пола, возраста, образования, убеждений и способностей человека и может срабатывать инстинктивно, например, в виде желания прекратить читать этот текст дальше.

Обычно, на подобные тексты есть типовые реакции:

  1. Округляя нюансы, реакция сводится либо к ответу «на себя посмотри» или «у них там еще хуже».
  2. «Не нравится - уезжай».
  3. Найти какую-нибудь неточность или ошибку и свести все к 1му стилю реакции.
  4. Упрекнуть в бессистемности и бессвязности написанного.
  5. Зачем это все написано? Изменить, ведь, все равно ничего не получится.
  6. Есть власти, которые обо всем думают.
  7. Опять дискриминация русских!
  8. Намек на некое тайное знание, объясняющее происходящее.
Ответы доступны по ссылке и опираются на выводы всей серии, поэтому желающих отреагировать прошу предварительно ознакомиться с материалом.

Попробуем сначала сформулировать вышеупомянутый «символ веры», составляющий изрядный компонент Вопроса:

  1. Отождествление России с Русью и с русскими.
  2. Русское и Российское государство - плод усилий русских.
  3. Убеждение, что русские - народ-богоносец, исключителен и свят, поэтому прав.
  4. Русь - святая потому, что она - Русь.
  5. Россия непобедима сама по себе, не зависимо от индивидуальных действий.
  6. Поражение русских равнозначно их уничтожению.
Стоит также отметить некоторые распространенные установки, центральные культурные стандарты, относимые к общественному устройству:

  1. Зависимость от коллектива и убежденность в его всесилии.
  2. Коллектив всегда прав.
  3. Выигрыш одного означает поражение другого.
  4. Работа - это бремя, а обучение - наказание, требующие не просто вознаграждения, а еще и почета.
  5. Дисциплина- это насилие, унижение и субъективный произвол. Справедливо и обратное, если нет насилия и унижения, значит и порядка быть не может и/или быть не должно.
  6. Индивидуальная инициатива порицаема и должна быть наказуема.
  7. Основа коллективного согласия - единодушие, «сердечное согласие».
  8. Власть - сакральна и ей присущи всеведение и вездесущие.
  9. Решения и действия власти не подлежат критике, не нуждаются в осмыслении и должны быть безошибочны, в случае исповедания властью «символа веры».
  10. Общественная польза и благо может быть определено и достигнуто только властью в силу ее сакральности.
  11. Справедливость - это равенство.
  12. Ценности соперничества, побуждающие к единодушию и общинности.
Распространенные особенности, влияющие на деятельностные характеристики русских:

  1. Духовная впечатлительность и наблюдательность, направленная во вне, на окружающих.
  2. Убеждение в бессмысленности и вредности индивидуальных усилий.
  3. Убежденность в правоте, при наличии внутреннего эмоционального согласия.
  4. Ошибка - это вина, поэтому требует кары.
  5. Признание ошибки - это слабость (см. п. 3 «символа веры»), поэтому недопустима.
  6. Личная ответственность опасна в силу п.4 и п.5 настоящего перечня.
  7. Стимулом к действию может быть только необходимость или безвыходность
  8. Убеждение в корыстных основах мотивации к действию.
  9. Убежденность в незначительности и одинаковости индивидуальных потребностей, которая, тем не менее, нуждается в особом поощрении.
  10. Эгоистичность и безалаберность, которые безвредны в силу п.5 «символа».
  11. Достоинство сообщается и лишается коллективом.
  12. Полезность - не объективность, а результат признания.
  13. Поведение обусловлено обстоятельствами, отношениями, потребностями, а не правилами или принципами.
  14. Благо (мир, лад) - это отсутствие источников зависти, раздражения, возмущения.
Объединяя все символизмы, установки и особенности - можно объяснить характеристические особенности русского общества:

  1. Зависть и соперничество - доминирующая социообразующая особенность;
  2. Достижения невозможны, поскольку не являются необходимостью.
  3. Ошибка власти исправляется ее уничтожением.
  4. Безличность и аморальность.
  5. Страх личной ответственности и амбициозность.
  6. Безынициативность.
  7. Социальная невостребованность саморефлексии и осмысления внешних событий.
Previous post Next post
Up