Основанный на единодушии коллективизм русских уступает своим западным аналогам в части допущения плюрализма, претендуя на исключительность. Распространенные зависимость от общественной оценки, «ты то, что о тебе думают», и потребность в принадлежности к группе может компенсироваться своеволием и протестном поведении, иногда в гротескных формах.
Отсутствие достижительных ценностей порождает необходимость одобрения новации или инициативы со стороны группового контекста или признанных «авторитетов» группы. «Авторитетность» в группе далеко не всегда совпадает с формальным руководством и не исчерпывается им, поэтому может не подразумевать личной ответственности.
Таким образом, первенство может иметь и позитивные и глубоко отрицательные последствия для деятельности в зависимости от личных отношений. В случае несовпадения позиций какая-либо конструктивная деятельность может быть весьма проблематична в случае межличностных противоречий. Там, где страх новизны, риска и неопределенности не уравновешены достижительными ценностями, любой скепсис не нуждается в оправдании - он ценен сам по себе и, часто, интерпретируется как проявление интеллекта.
В части же инициативной деятельности доминирует негативная презумпция в части мотивации. Инициатива «снизу» скорее отвергается нежели поддерживается, считаясь противоестественной (см. п. 10 деятельностных характеристик).
В качестве самозащиты от ценностей соперничества часто можно встретить сопротивление какому-либо руководству особенно в стихийно сложенных коллективах. Инстинктивно формируются «вечевые» модели выработки решений, что пагубно влияет на скорость самоорганизации.
Ссылка на исходную публикацию в этой серии.