Наступило утро последнего, восьмого дня нашего автопутешествия. Мы с дочерью проснулись в гостинице "Флотилия" в шесть часов утра. Я подумал: только мы начали в правильное время ложиться спать и просыпаться - а уже домой пора ехать. Попив чаю, мы быстренько погрузили вещи в Ховер и, оставив ключ от номера в двери, выехали из гостиницы. К восьми часам утра, как договорились, мы подъехали к знаку "Петрозаводск" на южном выезде из города. Буквально следом за нами подъехал и Хайлюкс - Катя даже не успела дожевать бутерброд, который вечером в гостинице дали вместо завтрака.
Такой ранний подъём был обусловлен тем, что до дома оставалось порядка 900 километров - и мы планировали покрыть это расстояние за один день. Кроме того, через 120 километров нам предстояло пересечь реку Свирь на пароме. Тот, как водится, ходил по расписанию: с нашего берега он уходил в 9:30, 10:30 и 11:30 - а затем уже в 13:10, после обеда. Я рассчитывал, что на рейс в половине одиннадцатого мы попадаем с запасом.
Мы покинули Петрозаводск - и пошло отличное шоссе А-215: ровное, почти прямое и без населённых пунктов. Саша по рации сказал, что такими темпами мы можем и на паром в половине десятого успеть.
Однако оказалось, что не всё так просто. Где-то в районе деревни Вехручей мы попали в пробку. Через некоторое время причина пробки выяснилась: реверсивное движение из-за дорожных работ.
Как обычно, финальную маршрута я проработал хуже всего: просто не хватило времени перед путешествием изучить достопримечательности по пути из Петрозаводска до Вытегры. А на юго-западном берегу Онежского озера (от Петрозаводска до Вознесенья) тоже есть немало интересного. Во-первых, это место компактного проживания вепсов - небольшого финно-угорского народа, численность которого менее пяти тысяч человек. Собственно, Вехручей - это старинная вепсская деревня. А столицей вепсов считается Шёлтозеро, которое мы тоже проехали. После него реверсивные движения закончились - и асфальт тоже кончился, что снизило скорость нашего движения. Во-вторых, в этой местности активно добывают некий камень под названием габбро-диабаз (магматическая порода). По пыльному грейдеру навстречу нам иногда проезжали грузовики-тяжеловозы, которые везли в своих кузовах по два-три огромных камня этой породы.
Вскоре после Рыбреки (это тоже старинное вепсское село), видимо, располагается сам карьер, где происходит добыча: с дороги было видно высоченные горы этих камней - казалось, что одна из гор высотой с пятиэтажный дом. Но мы не останавливались для фото, поскольку спешили на паром. Фотографировал я только на ходу: вот, например, где-то в районе Щелеек за холмом мы снова увидели батюшко Онего, как его в этих краях называют. К слову, в самих Щелейках (а это уже Ленинградская область) сохранилась деревянная пятиглавая церковь Дмитрия Мироточивого (Солунского) конца XVIII века - только мы, конечно, не заезжали на неё посмотреть.
Наша гонка от стелы "Петрозаводск" до парома в Вознесенье завершилась в 10:10 у причала на правом берегу Свири. На дороге уже стояла очередь из нескольких автомобилей. Мы вышли на улицу и стали изучать окружающую обстановку. Александра сфотографировала паром "Марш славянки". Он стоял у другого причала - и было не очень похоже, что пересекать реку мы будем на нём.
Перед нами в очереди стоял пожилой мужичок на "Жигулях". Я у него поинтересовался, надо ли идти куда-то в кассу покупать билеты на паром. Он ответил, что нас обилетят прямо на пароме, ничего заранее покупать не нужно. Разговорились. Мужичок рассказал, что страдает от астмы и ХОБЛ. На днях он выкопал на своём участке картошку, а ещё сходил в лес - после этого проблемы с лёгкими обострились. Собственно, он и ехал на левый берег за медицинской помощью. Сказал: хорошо ещё, что паром есть - а то пришлось бы делать огромный крюк через Подпорожье.
Пока мы говорили, мимо проезжал молодой мужик на самодельном квадроцикле, зачем-то тащивший за собой на верёвке колесо. Остановился, поздоровался с водителем "Жигулей". Похвастался, что в его квадроцикле двигатель от "Оки". Я подумал: Вознесенье вроде бы стоит на довольно важной дороге - при этом по посёлку ездят такие транспортные средства, как будто в далёкой глуши. Под эти разговоры и наблюдения с противоположного берега к нашему подошёл паром.
По нашей автомобильной очереди прошёл сотрудник транспортной безопасности, попросив всех открыть багажники (наверно, это разумная предосторожность). Паром выпустил автомобили на наш берег - после чего на судно заехали мы.
Проезд автомобиля на пароме стоит 170 рублей (пассажиры - бесплатно). Я пожелал заплатить картой. Билетёрша повела меня на верхнюю палубу, где в каюте стоял банковский терминал. После оплаты я сфотографировал широкую Свирь.
- Так, спускаемся вниз! - закричала на меня билетёрша.
Однако я сделал ещё несколько кадров, прежде чем спуститься. Мы подходили к левому берегу.
С паромом в Вознесенье была своя история. Долгое время переправу осуществляло судно "СП-28", построенное в далёком 1969 году. В 2015 году был введён в эксплуатацию новый паром "Аркадий Филатов" отечественного производства - который не проходил и двух недель, сломался. Починить его не удалось до сих пор. В 2023 году в Вознесенье пригнали тот самый "Марш славянки" с Сашиного фото. Он тоже ещё советского производства, построен в 1987 году. Не знаю, когда он ходит: мы переправлялись на старом добром "СП-28", который до сих пор эксплуатируется.
Вскоре после Вознесенья мы покинули Ленинградскую область и въехали в Вологодскую.
На границе регионов, как это нередко бывает - грейдер, асфальта нет.
Первым населённым пунктом Вытегорского района на нашем пути была Ошта. Если на северном берегу Онежского озера финские войска в Великую Отечественную были остановлены в Повенце, то с южной стороны - как раз под Оштой. По-моему, там даже где-то обелиск есть: "Здесь был остановлен враг".
Началась отличная асфальтовая дорога, располагавшая к быстрому движению. Однако я заметил, что разгоняется Ховер как-то плохо. Да и выхлопными газами в салоне во время разгонов тоже стало пахнуть сильнее. Предложил по рации Саше остановиться, чтобы заглянуть под капот. Съехали мы в лесочек, открыли капот - а там...
Патрубок воздушного фильтра - головная боль для турбо-Ховеров. Изготавливается из настолько жёсткого пластика, что им можно сделать харакири. Вот у меня и отломилась от него трубочка, на которую надевается шланг с буквой "H". Конечно, в лесу мы его как следует починить не могли. Подвязали шланг проволокой (чтобы он всё-таки как-то стыковался с патрубком) и поехали дальше, потратив на эту возню полчаса.
Вскоре (где-то между Нижней Водлицей и Кедрой) был участок совсем плохой дороги, который нас тоже задержал.
Пишут, что ещё в 2021 году вся трасса А-215 выглядела так и даже хуже - но к лету 2024 года на участке между Оштой и Вытегрой такой плохой дороги оставалось всего несколько километров. Всё-таки нынешние темпы ремонта и строительства дорог приятно впечатляют.
Затем снова начался хороший асфальт. Проехали мы Мегру (где пересекли по мосту одноимённую реку), Кондушский погост, Палтогу... Сёла Южного берега Онежского озера выглядели справными, красивыми. В одном месте с холма мы видели само Онего - но из-за спешки не стали останавливаться для фото. А в Палтоге очень коварно установлена камера - на самом въезде, чтобы поймать тех, кто ещё не успел снизить скорость перед населённым пунктом. Впрочем, в Вологодской области вообще любят на загородных шоссе ставить камеры через каждый километр.
Вскоре после полудня мы въехали в Вытегру с запада и подъехали к шлюзу №1 Волго-Балтийского канала, замкнув тем самым наше Кругоонежье. В принципе, сам по себе маршрут вокруг Онежского озера имеет длину менее 700 километров, то есть проезжается за день. Мы же вернулись в Вытегру спустя шесть дней - да и по расстоянию проехали явно больше.
Заправляться в Вытегре мы не стали: бак Ховера был заполнен бензином под Кондопогой, а экономичный дизель Хайлюкса ещё не успел израсходовать всю соляру из Медвежьегорска. Мы взяли хороший темп от Вытегры и примерно за полтора часа добрались до Липина Бора по идеальному асфальту трассы А-119. Дорога была очень слабо загружена, я как поставил круиз-контроль на 105 км/ч - так практически и не выключал его (несмотря на лопнувший патрубок воздушного фильтра). Заправились на "Лукойле" и пошли обедать в кафе "Баранка".
Накормили нас в "Баранке", как всегда, хорошо. А дети наши явно устали от такого интенсивного перегона: после обеда они пошли на детскую площадку рядом с кафе - и там немножко расслабились.
После Липина Бора мы держали почти такой же хороший темп. Патрубок воздушного фильтра меня, конечно, беспокоил. В салоне попахивало выхлопными газами - а мне казалось, что пахнет перегретой до красного каления турбиной, как в 2018 году во время
возвращения из Мезени. После Кириллова я даже в одном месте резко остановился и свернул на просёлочную дорогу, после чего выскочил из Ховера и быстро открыл капот. Однако турбина не была красной. Пахло в салоне не ею, а именно выхлопными газами.
Мы ехали по полупустому шоссе А-119 и переговаривались по рации. Саша и Саша критиковали меня за то, что отказался с Воттоваары ехать на озеро Импилампи. Говорили, что это им напомнило фильм, закончившийся на самом интересном месте. А я ещё в первый день путешествия почувствовал, что с Ховером происходит что-то не то. Да и устали мы за эту неделю от жизни в лесу. Поэтому я отвечал, что Импилампи можно оставить на следующее путешествие.
Перед Вологдой, конечно, автомобилей на дороге стало чуть больше.
Но самый загруженный участок нашего пути наступил после Вологды, когда мы выехали на федеральную трассу М-8 "Холмогоры". На 85 километров до Пречистого мы потратили полтора часа - правда, из них полчаса ушло на техническую остановку, когда я надумал вылить в бак одну из канистр, ездивших на верхнем багажнике Ховера: долго выливал, потом долго сушил воронку, чтобы в салоне не пахло бензином. Вологодская область сменилась на Ярославскую, а в Пречистом мы наконец-то покинули федеральную трассу.
На железнодорожном переезде в Пречистом я зазевался и переехал рельсы на слишком большой скорости. Ховер сильно тряхнуло. Экипаж Хайлюкса сообщил по рации, что из нашей машины что-то вывалилось. Это что-то оказалось прокладкой от турбины. Я в первый момент инстинктивно ужаснулся: "Прокладка из-под турбины вывалилась на асфальт! Так вот почему в салон идут выхлопные газы!" Потом, конечно, сообразил, что прокладка так просто отвалиться не может - разве что вместе с турбиной. Скорее всего, при предыдущей замене эту прокладку просто уронили, и она долго ездила где-то в моторном отсеке - а тут вот вывалилась.
После Любима ехавший навстречу нам по шоссе одинокий внедорожник, явно подготовленный для путешествий, свернул на просёлочную дорогу и направился в лес. Мы поняли, что экипаж того автомобиля собрался ночевать: уже вечерело. А нам в тот момент до ночлега оставалось ещё без малого 250 километров. По дороге "около дела" мы перебрались из Ярославской области в Костромскую, проехали Буй и повернули на юг. Саша по рации сказал, что ему уже пришло письмо о штрафе за превышение скорости - возможно, как раз из Палтоги.
Сусанино мы проезжали уже в сумерках, а когда добрались до поворота на Судиславль - совсем стемнело. Остановились и тепло попрощались с Сашей, Сашей и Ваней: они продолжали путь прямо до Костромы, а мы через Судиславль и Островское направлялись в Кинешму. Хайлюкс уехал, мы же с дочкой ещё немного перекусили, позвонили жене... Одним словом, на эту остановку у нас ушло 25 минут.
После Судиславля пошёл сильный дождь, дорога вся была мокрая, грязная - и сильно загруженная фурами до самого Островского. Мы ехали со скоростью 70-80 км/ч, обгонять фуры было опасно и бессмысленно. В Островском свернули на узкую и извилистую дорогу до Заволжска и поехали по ней на юг сквозь туман. А уж когда покинули Костромскую область и въехали в Ивановскую - почувствовали себя практически дома. Однако до дома мы добрались ближе к полуночи - через 16 часов после выезда из гостиницы в Петрозаводске.
Разгрузили вещи и пошли домой - ужинать, рассказывать и спать.
* * *
Рассказ о хорошем путешествии, как обычно, требует эпилога. Тут можно написать, что я ещё когда познакомился с Сашей и Сашей в 2021 году
в путешествии в Опоки, сразу подумал: хорошо бы с ними съездить на Север. А в заключении к путевым заметкам к прошлогоднему путешествию на Унжу я
писал:
Мне показалось, что мы готовы к более дальнему, более долгому и более масштабному путешествию в дикие места. А ещё мне показалось, что на Унже сама окружающая обстановка подсказывала направление для будущего путешествия. Заросший травой лесной грейдер до Даравки, напоминавший полудикие дороги в архангельской тайге; "бухалочная" возле устья Виги, напомнившая зимний путь от Усогорска до Кучкаса; настоящий северный закат, наблюдаемый нами с кологривского моста через Унжу - всё это будто звало следующим летом отправиться в путешествие по Русскому Северу. И я был бы рад, если бы мы в том же составе и на тех же машинах поехали дней на десять куда-нибудь в Пинежье.
Вот мы и съездили, хоть и не на десять дней в Пинежье, но на восемь дней в Карелию, в Кругоонежье. Получилось неплохое повышение градуса наших путешествий прошлых лет. И для путешествия такого формата сложно было бы подобрать товарищей лучше, чем экипаж Хайлюкса. Очень комфортно было с ними жить в лесу.
Если говорить об уроках, извлечённых из этого путешествия: в первую очередь, я подумал, что нашей команде немного не хватает дисциплины. К примеру, на 900-километровый путь от Петрозаводска до Кинешмы мы потратили 16 часов. Думаю, если бы мы делали остановки более редкими и короткими - легко бы уложились в 14 часов, даже с учётом парома и плохих участков дороги. А без парома, без грейдерных участков и без неисправностей такую дистанцию можно было бы проехать и за 12 часов.
Во-вторых, я подумал, что есть смысл разделять периоды езды и периоды кемпинга. Если мы стоим где-то на озере день-два - можно себе позволить и вечером у костра посидеть подольше, и шашлык пожарить, и выпить чего-нибудь, и утром поспать побольше. Но вот если мы останавливаемся на ночлег и знаем, что завтра снова нужно ехать - тогда график должен быть более суровым: восемь часов вечера - остановка, быстрый и простой ужин без спиртного, десять вечера - отбой, шесть утра - подъём, быстрый и простой завтрак, восемь утра - выезд.
В-третьих, в это путешествие пришлось заметить, что моложе не становится ни моя машина, ни я сам. Очень неприятной неожиданностью было, что на второй день поездки меня так подвели глаза из-за недосыпания и перенапряжения. И Ховер тоже более чем 2500 километров пути проехал неисправным. Патрубок воздушного фильтра на следующий день был отремонтирован золотыми руками моего тестя с использованием сантехнических труб.
Уже осенью в Москве я заказал на АлиЭкспрессе эластичный силиконовый "тюнинговый" патрубок и поставил его взамен штатного. А чуть позже выяснилось, что и выпускной коллектор тоже лопнул - выхлопные газы в салон шли из-за его негерметичности. Его мне поменяли в сервисе.
В целом же многодневное путешествие на Север в летний период с проживанием преимущественно вне цивилизации стало для меня новым опытом: ранее я так ездил только
зимой. Есть желание следующим летом снова совершить подобное путешествие - и, может быть, забраться ещё дальше на Север.
P.S. Моё повествование о нашем летнем путешествии на этом завершается - а сейчас на дворе январь. Поэтому я снова делюсь ссылкой на свой Телеграм-канал, где фото, видео и краткие заметки о поездках появляются раньше всех (если есть возможность - в режиме "онлайн"):
https://t.me/beacon1143 Оглавление
Глава I. Планы, подготовка - и марш-бросок на Онего Глава II. Андома-гора, геоглиф "Ленин" и Саминский погост Глава III. Дорогами Заонежья Глава IV. Первый день кемпинга на тайном озере Глава V. Второй день на озере и визит в Повенец Глава VI. На запад через Медвежьегорск Глава VII. Дорога к подножью горы Глава VIII. Восхождение Глава IX. Спуск с горы и езда по камням на ночёвку Глава X. Путь к цивилизации через Гирвас Глава XI. Длинная дорога домой