Средневековая крепость. ч.11. Пороховая башня

Apr 21, 2013 20:56

Оригинал взят у milutkin в Средневековая крепость. ч.11. Пороховая башня

Движемся дальше вдоль стен Нижегородского кремля. Следующая башня по движению Пороховая или Спасская (прошу не путать со Спасской башней Московского кремля и ни в коем случае с казанской Спасской башней http://milutkin.livejournal.com/769.html )



Круглая башня, носящая название Пороховой, обращена фасадом на площадь Минина и Пожарского. Если двигаться налево от Дмитриевской башни вдоль наружной стороны крепостной стены, то Пороховая башня будет первой на этом пути.
На плане кремля Пороховая башня по номером 13.


Название сооружения говорит само за себя: в XVII веке в башне был устроен склад пороха и пушечных боеприпасов. В писцовой книге от 1621 года Пороховая башня записана как «Спасская круглая, стоящая между Георгиевской башней и Дмитриевскими воротами».
"Промеж Егорьевские башни и Дмитровских ворот башня Спасская круглая. А в ней в подошевном бою вдоль по степам для очищения и на площадь 3 окошка боевых, да из середнево бою 3 окна ж да с верхнево бою 3 зубцов 11 окошек боевых". В 1621-22 гг. башня .имела на вооружении две медные пищали, стрелявшие ядрами в 300 г. В 1703 г. па башне находилась одна медная полуторная пищаль и в среднем бою - "20 коз городовых железных с шестами у шестов по концам оковано железом".



В исторических документах также упоминается ещё одно название Пороховой башни - Стрелецкая, происходящее от расположенной рядом Стрелецкой слободы, где селились стрельцы (пехотинцы).

До 1952 г. считалось, что башня имеет всего 3 яруса. В 1952 г. в ходе исследовательских работ был обнаружен четвертый - нижний ярус башни, ныне находящийся целиком ниже горизонта грунта перед башней. Его устройство сходно с верхними ярусами, но он лишен боевых камер в центральном помещении - последние располагаются по обеим сторонам в толще прилегающих прясел и оборудованы бойницами, ныне скрытыми под землей.



Подземное помещение нижнего яруса хорошо сохранилось. На потолках боевых камер нижнего яруса наблюдалось очень интересное явление - образование известковых сталактитов (сосулек) длиной до 20 см. Это явление связано с интенсивным вымыванием известкового раствора атмосферными водами, которые сбрасываются на стену с прилегающего к ней здания. Починка башни производилась в 1786 г. Чинилась нижняя часть башни и в XIX в. - облицовка башни ниже пояса-полувала выполнена из кирпича XIX в., скрепленного с ее основным массивом железными костылями. С 1786 г. башня использовалась как складское помещение.



Верхний ярус имеет 11 боевых окошек. В 1621 году на Пороховой башне находились три малокалиберные пищали, стрелявшие ядрами массой по 0,3 кг. В нижней части башни заметны следы многочисленных починок, проведенных в 1786 году и в XIX веке.



Современная Пороховая башня вновь покрыта кровлей и частично реставрирована в 1955 г. Общее устройство башни сходно с устройством Кладовой башни. Вместе с этим обе башни отличаются от остальных башен отсутствием фронтальных бойниц в нижних ярусах эти ярусы являются настоящими капонирами, приспособленными исключительно для ведения огня по флангам. В обеих башнях также отсутствуют зубцы на плоскости внутреннего фасада.
Примыкающее к башне прясло имеет длину 172 метра. Ранее в прясле существовали проломные ворота, пробитые в первой половине XIX в. В ходе реставрационных работ они уничтожены. На участке, примыкающем непосредственно к Дмитриевской башне, видны пять древних зубцов, сохранивших почти полную высоту. Проемы между зубцами заложены. Зубцы не пострадали от "починки" Нижегородского наместника Ребиндера из-за того, что кремлевская стена в этом месте к концу XVIII в. была одновременно задней стеной выходившего фасадом на площадь здания одновременно задней стеной выходившего фасадом на площадь здания воинской гауптвахты.



В 1975 году, к 30-летию Победы в крепостной стене между Пороховой и Дмитриевской башнями была установлена мемориальная плита в память о воинских частях, сформированных в городе Горьком и сражавшихся на фронте в годы Великой Отечественной войны.


Судьба Спасо-Преображенского собора

Прямо за Спасской башней находился собор Преображения Господня. Этот храм основал князь Юрий Всеволодович через несколько лет после постройки первой нижегородской крепости. Собор был разграблен полчищами татар Мамая, горел и неоднократно перестраивался. До революции 1917 года главной святыней соборного храма являлась икона Спаса Нерукотворного, привезенная в 1352 году князем Константином из Суздаля.



После революции кафедральный собор пострадал первым. 2 августа 1918 года было очередное епархиальное собрание духовенства и мирян, на котором прозвучал призыв: "облечемся во все оружия Божия". Губчека арестовала председательствующих на собрании епископа Лаврентия (Князева) и протоиерея кафедрального собора Алексея Порфирьева. Протоиерей Алексей 17 октября 1918 года был расстрелян. Собор был закрыт и отдан в ведение Нижгубмузея. К 1924 году, "будучи закрыт в течение 6 лет", собор отсырел и стал разрушаться. В 1929 году в связи со строительством Дома Советов собор взорвали.

Сейчас в Доме Советов заседает городская дума.



Первый белокаменный собор на этом месте появился в 1225 году. А когда в 1672 году собор стал Кафедральным, туда перенесли прах Козьмы Минина, до того лежавший на погосте приходской Похвалинской церкви.

Спасо-Преображенский собор Нижегородского Кремля был храмом-памятником Нижегородскому ополчению 1612 года. Именно там, в саркофаге находились останки Кузьмы Минина, а также находилась копия знамени князя Пожарского, сделанная в 1855 году. По сторонам от гробницы стояли 13 знамен Нижегородского ополчения 1812 года, которые были присланы царем Александром I.

Сейчас на этом месте можно увидеть надгробную плиту, которая была установлена в соборе.





В этом соборе также была расположена усыпальница Нижегородско-Суздальских князей и нижегородских архиереев.

Спасская часовня

Восстановить сам собор не представляется возможным, даже если будут собраны средства на его строительство. Большую часть территории бывшего храма занимает сегодня здание администрации города. Поэтому на месте Спасо-Преображенского собора была воздвигнута часовня.


1 ноября 2012 года в Нижегородском кремле митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения новой Спасской часовни.



Часовня выполнена в старорусском стиле и расписана нижегородскими мастерами.



Центральное место в часовне список со  святыни прежнего Спасо-Преображенского собора - иконы Спаса Нерукотворного.



Пол часовни копирует пол бывшего собора и выполнен из каменной мозаики.



Арсенал
К внутренней части Пороховой башни примыкает здание Арсенала. Арсенал - одно из самых крупных сооружений нижегородского кремля площадью 4000 м. Построен в 1843 году по приказу Николая  I. До июля 2002 года в нём размещался картографический архив Министерства Обороны.



В марте 2003 года Арсенал передан Нижегородскому филиалу Государственного центра современного искусства. Сейчас идет его реконструкция.
Пока отреставрировано и открыто лишь левое крыло здания.



Несмотря на почтенный возраст, Арсенал не имеет собственной истории. На многочисленных фотографиях разных лет с видами Кремля и центральной площади города здание попадает в кадр, как случайный прохожий, оставаясь вне фокуса основного интереса.



На это положение, схожее с ролью театрального задника, здание было обречено с момента его строительства в 1843 году. После визита в 1834 году в Нижний царя Николая I в Кремле создавался новый архитектурный ансамбль. Здесь, на верхней площадке, от которой круто вниз шел спуск в Волге, царь собственноручно начертал расположение дворца генерал-губернатора. Дворец вместе с собором и колокольней, корпусом гаупвахты и арсеналом составил единую архитектурную композицию.
Перепланировка кремлевской территории началась еще в конце XVIII века, когда хаотичное пространство всего города пытались отрегулировать с помощью классицистической схемы.
Здание Арсенала демонстрирует элементы этого стиля, являясь безордерной симметричной постройкой с ритмом однотипных фрагментов, с универсальной коридорной структурой, арочными проемами.


Классицистическая черта Арсенала проявилась в его функциональной бессмысленности. Оборонительное значение Кремль утратил еще во времена Петра I. Город уже не нуждался ни в войсках, ни в большом количестве боеприпасов. Поэтому Арсенал, построенный рядом с прежней главной кладовой - Пороховой башней (где действительно хранились "всяческие пушечные припасы"), очень скоро стал использоваться как провиантский склад.


Но предназначение Арсенала - не функциональное, а идеологическое: воплощать патриотические представления о героике 1812 года. Арсенал и весь ансамбль принадлежат уже другой эпохе, основная идея которой выражалась формулой "самодержавие - православие - народность". Романтические настроения той поры, в частности склонность к театрализации среды и быта, повлияли на появление и роль Арсенала в ансамбле Кремля.



Новые веяния отразились в истории строительства губернаторского дома и Арсенала, когда в процессе работ происходил отказ от множества элементов, составляющих стиль эпохи классицизма. Здания получили плоский, аскетический декор, ушли на второй план в композиции ансамбля, замкнув гармоничное целое.
Пафос этой композиции имел сильное звучание при прохождении зрителей от Ивановской башни наверх - к арке между Георгиевской башней и Пороховой, когда "кулиса" Арсенала поддерживала общий эффект. Впечатление снизилось после открытия прохода через Дмитриевскую башню на Благовещенскую площадь города. Окончательный распад ансамбля произошел при советской власти, когда на месте уничтоженного собора построили административное здание - "аэроплан". "Дом Советов" перевернул прежнюю ситуацию, переключив внимание на себя. Арсенал окончательно выпал из жизни, примирившись с участью безвестного военного склада. Зритель чаще всего оказывался к нему спиной, редко вспоминая городские шутки насчет того, что в кремле хранятся стратегические запасы валенок. Как оказалось, последние десятилетия Арсенал был пристанищем картографического отдела Министерства обороны - до 1 июля 2002 года.

Внутренняя планировка арсенала построена на линейном расположении 9 залов по 1 и 2 этажу на всю длину здания.



Внутренние поперечные стены четко привязаны к арочным проемам кремлевской стены: длина залов соответствует 2 или 3 аркам.



Ввиду проходящего ремонта плоские перекрытия 1 и 2 этажа разобраны. 9 залов по первому этажу объединены в три группы (в центральную- входят 5 залов), в каждой из которых поперечные стены прорезаны большими полуциркульными проемами и тем самым образовано три больших единых пространства.





Каждая группа имеет самостоятельные входы. В 9 залах второго этажа все поперечные стены имеют арочные проемы.





К западной стене залов примыкают три объема ризалитов, в которых расположены входы, вестибюли и лестницы, связывающие 1 и 2 этажи, а также ведущие на чердачное пространство.





В вестибюлях 1 и 2 этажа боковых ризалитов перекрытия выполнены в виде системы крестовых сводов, опирающихся на четыре внутренних столба.





Внутренняя отделка стен отсутствует. На лестницах установлены ограждения в виде металлических решеток простого рисунка.



Общие размеры здания в плане 24 х 188 м



Арсенал является одним из лучших образцов архитектуры классицизма в Н.Новгороде, который сохранил свой первоначальный архитектурный облик. Здание имеет большую историко-градостроительную ценность, т.к. является составной частью архитектурного ансамбля Нижегородского кремля и отмечает один из важных этапов формирования его планировочной структуры в 1830 - 1840 - е гг.



Реконструированный Арсенал должен стать «территорией современного искусства». Это означает, что в нем будут осуществляться разнообразные функции, обеспечивающие как производство искусства, так и его публичную презентацию. Соответственно складываются несколько функциональных зон - производственная, с художественными мастерскими, складами и прочими техническими помещениями; жилая, где проживают и работают приглашенные художники; административная, с группой офисов; экспозиционная, с анфиладой выставочных пространств и общественная, информационно-«тусовочная», куда входят медиатека, бар, просмотровый зал и т.п. Это деление достаточно условно, поскольку весь Центр видится как единая структура и, именно слитность и прозрачность всех функций позволят ему стать полноценным «форумом» и «лабораторией» современного искусства.

Уже сейчас здесь каждый день проходит сразу несколько выставок и представлений.



Будущее Пороховой башни и Арсенала

В 2009 году проект «Genius Loci//Дух места», специально разработанный для пространства Пороховой башни Нижегородского кремля, стал победителем VI Грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире».
Проект предусматривает историко-художественную экспозицию «GENIUS LOCI» в пространстве Пороховой башни, созданную усилиями Приволжского филиала Государственного центра современного искусства и Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника.



Пороховая башня, где располагается экспозиция, была построена в первом десятилетии 16 века. Она имеет четыре боевых яруса. После того, как засыпали ров, окружавший Кремль, нижний ярус башни оказался под землей, и до середины 20 века о его существовании не вспоминали. В настоящее время башня находится в ведении Историко-архитектурного музея, но она сама и прилегающее к ней прясло кремлевской стены не были до этого момента включены в музейное пространство. Во время проведения капитального ремонта в Арсенале были полностью раскрыты исторические входы в Пороховую башню, ее очистили от мусора, и теперь появилась возможность включить два ее нижних яруса в культурный обиход.


Со временем, после реставрации и приспособления Пороховой башни, экспозиция должна стать постоянной. Поскольку вход в башню располагается внутри здания Арсенала, экспозиция «GENIUS LOCI» станет частью выставочных экспозиций современного искусства, своеобразным историческим введением к ним. Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник после окончания реставрационных работ предполагает включение этой экспозиции в экскурсионный маршрут по стенам Кремля.



Экспозиция «GENIUS LOCI» построена на материале археологических раскопок, которые в течение трех сезонов проводились на территории здания Арсенала и рядом с ним (раскопки осуществляли Институт истории им. Марджани Академии наук Татарстана и ООО НП «Архика»), а также рассказывает об истории, архитектуре и особенностях здания Арсенала. Центром экспозиции является инсталляция ведущего современного российского медиахудожника Владислава Ефимова, создающая образ исторического времени и вещи в нем.

Зачатьевская башня- http://milutkin.livejournal.com/22281.html
Никольская башня - http://milutkin.livejournal.com/40383.html
Коромыслова башня - http://milutkin.livejournal.com/42488.html
Тайницкая башня - http://milutkin.livejournal.com/42587.html
Северная башня - http://milutkin.livejournal.com/42946.html
Часовая башня - http://milutkin.livejournal.com/43118.html
Ивановская башня - http://milutkin.livejournal.com/45807.html
Белая башня - http://milutkin.livejournal.com/46299.html
Зачатьевская башня - http://milutkin.livejournal.com/46792.html
Борисоглебская башня - http://milutkin.livejournal.com/47072.html
Георгиевская башня - http://milutkin.livejournal.com/47520.html

Нижний Новгород

Previous post Next post
Up