Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Ашариты и суфии, защищая их традицию постоянно читать Коран на кладбищах, обычно доказывают это следующим хадисом, переданным от Ибн Умара:
"Когда кто-то из вас умер, не держите его тело (долго в доме). Поторопитесь похоронить его и прочитайте суру «Фатиха» возле его головы (в могиле) и последние аяты суры «Бакара» у его ног" (ат-Табарани, аль-Байхакы).
Та версия этого хадиса, которая приписана Пророку, мир ему и благословение Аллаха, сообщается от слабого рассказчика по имени Яхья бин Абдилля аль-Бабилюти (см. «Маджма'у-з-заваид»,
3/44) и потому не может быть убедительным доводом на весах шариата. Сам имам аль-Байхакы, процитировав её, сказал далее:
«Упомянутое чтение Корана дошло до нас от Ибн Умара как его собственное мнение» («Шу'абу-ль-иман»,
7/16).
Также известно, что Абду-р-Рахман бин аль-Аля бин аль-Ляджлядж передал со слов своего отца:
"Однажды мой отец (т.е. аль-Ляджлядж) сказал мне: “О сынок, когда я умру, то вырой для меня могилу, а когда ты положишь меня туда, то произнеси: «Во имя Аллаха и согласно религии Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!» Затем насыпь на меня горсть пыли и прочитай первые и последние аяты суры «Бакара» возле моей головы; воистину, я слышал, что Посланник Аллаха говорил об этом”" (ат-Табарани).
И хотя сам аль-Аля бин аль-Ляджлядж принадлежал к достоверным табиунам, но о его сыне Абду-р-Рахмане нет почти никаких сведений; из ранних имамов его кратко упомянул один лишь Ибн Хиббан в «ас-Сикат» (
7/90). Кроме того, в другой версии этого предания аль-Ляджлядж сослался уже не на Пророка, а на Ибн Умара:
"...и прочитай первые и последние аяты суры «Бакара» возле моей головы; воистину, я знаю, что Ибн Умар считал это желательным" («ас-Сунану-ль-кубра» аль-Байхакы,
4/56-57).
Таким образом, у нас нет никаких доказательств того, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) завещал своей умме читать Коран над мертвецами, а среди его сподвижников такое дозволял только Ибн Умар, по причине чего эту практику нельзя считать частью Сунны.
Читайте также:
Можно ли посвящать покойнику разные виды поклонения? Чтение Корана на кладбищах Имамы Сунны о чтении Корана над могилами Бизнес на Коране Чтение вслух Корана теми, у кого нет большого омовения И хвала Аллаху, Господу миров.