Имамы Сунны о чтении Корана над могилами

Nov 22, 2018 19:04

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Шейху-ль-ислам передал:

"Учёные разделились в вопросе чтения (Корана) возле могил: порицаемо это или нет?

Эта проблема известна и на сей счёт есть три предания от Ахмада:

1. В этом нет никакого греха; таким был выбор Халляля и его соратников, а также большинства его поздних последователей, которые сказали: «Это последнее мнение, переданное от Ахмада». Такими же были слова определённой группы последователей Абу Ханифы, которые опирались на предание от Ибн Умара (да будет Аллах доволен ими обоими), завещавшего прочесть над своей могилой при погребении его тела первые и последние аяты суры «Бакара». Также о чтении суры «Бакара» (возле могил) сообщается от некоторых мухаджиров.

2. Это (чтение Корана над могилой) нежелательно - так, что учёные разошлись даже в вопросе о том, стоит ли читать «Фатиху» в погребальной молитве, когда её совершают на кладбище? От Ахмада на сей счёт переданы два мнения, и мнение (о нежелательности этого) сообщили большинство его последователей. Его выбрали (многие) из его ранних приверженцев наподобие Абду-ль-Ваххаба аль-Варрака, Абу Бакра аль-Маррузи и т.д., и таким же был мазхаб большинства саляфов наподобие Абу Ханифы, Малика, Хушайма бин Башира и других. От аш-Шафи'и на сей счёт не сохранилось никаких изречений - потому что для него это было новшеством.

Малик говорил: «Я не знаю никого, кто бы совершал это, и известно, что сахабы и табиуны не поступали так».

3. Читать Коран во время погребения не является грехом, как это передано от Ибн Умара и некоторых поздних учёных, что же до чтения Корана после него - как некоторые, например, периодически посещают могилу для чтения «Бакары» возле неё, то это нежелательно и ни от одного от предков не передаётся ничего подобного.

Последнее мнение наверняка является более сильным, чем остальные - благодаря сочетанию доводов (из жизни саляфов)" («Иктидау-с-сыраты-ль-мустакым», 2/263-264).

Примерно то же самое сообщил Ибн Аби-ль-Изз в «Шарху-т-Тахавийя»:

"Те, кто говорил о нежелательности (чтения Корана возле могил) наподобие Абу Ханифы, Малика и Ахмада в одном из его мнений, сказали: «Это является новшеством, которое не встречается в Сунне; чтение Корана подобно молитве, а поскольку молитва у могил запрещена, то и чтение Корана тоже (нежелательно)».

Те же, кто говорил о том, что в этом нет греха, наподобие Мухаммада бин аль-Хасана и Ахмада в одном из его мнений, доказывали это тем, что передано от Ибн Умара...

Что же до (чтения Корана) после похорон - как некоторые, например, периодически посещают могилу для чтения аятов возле неё, то это нежелательно, не встречается в Сунне и ни от одного от предков не передаётся ничего подобного" (2/675-676).

Читайте также:

Чтение Корана на кладбищах
Халиф Умар против табаррука
Бизнес на Коране
Можно ли посвящать покойнику разные виды поклонения?
Паломничество мусульман

И хвала Аллаху, Господу миров.

Фикх, Праведные предки, Грехи и заблуждения мусульман

Previous post Next post
Up