Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Прокомментируем сегодня пару хадисов о невольниках, которые одних могут смутить, а для других станут очередными аргументами в их критике Ислама. Первый хадис: от Джабира бин Абдилля известно, что он рассказал:
«Мы продавали наших рабынь - матерей наших детей, когда Пророк, ﷺ, ещё жил среди нас, и мы не видели в этом ничего плохого» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
В версии Абу Дауда и аль-Хакима говорится:
«Мы продавали матерей детей в эпоху Посланника Аллаха, ﷺ, и Абу Бакра, когда же (халифом) стал Умар, он запретил это нам, и мы прекратили (торговлю ими)» (имамы аль-Мунзири и аз-Захаби подтвердили достоверность. См. «Мухтасару сунани Аби Дауд»,
2/632 и «аль-Мустадрак»,
2/22).
Здесь речь идёт о торговле неверующими рабынями, которые рождали детей от мусульман. В одном из преданий сообщается, что Ибн Умар говорил о своём отце:
«Поистине, он запретил продавать, дарить или наследовать (мать детей, которых зачал мусульманин; хозяин) вправе наслаждаться ею, пока жив, когда же он умрёт, она станет свободной» (аль-Байхакы, Абду-р-Раззак; см. «ат-Тальхысу-ль-хабир» Ибн Хаджара,
4/403).
Также известно, что после правления Умара и Усмана халиф Али вновь дозволил торговлю такими женщинами. аль-Байхакы и Ибн Аби Шейба передают, что Али сказал:
«Умар обратился ко мне за советом в вопросе о торговле (пленными) матерями детей; тогда и я, и он посчитали, что если рабыня родит, она должна получить свободу (после смерти хозяина). Именно так поступали с ними Умар и Усман до конца их жизни (т.е. правления); когда же я пришёл к власти, то счёл нужным оставлять их в плену» («ат-Тальхысу-ль-хабир», там же).
Второй хадис: со слов аш-Ша'би известно, что от сахаба по имени Джарир однажды сбежал его невольник, и тот, поймав его, отрубил ему голову (ан-Насаи; также эту историю привели аль-Мунзири в «Мухтасару сунани Аби Дауд», 3/147 и Ибн Хазм в «аль-Мухалля»,
12/124).
Причина этого поступка становится ясна из слов Пророка, ﷺ:
«Какой бы раб ни сбежал (от своего хозяина), он лишается гарантий защиты (со стороны мусульман)» (Муслим).
аль-Музхир пояснил:
«То есть если он сбежал в страны неверных, отойдя от Ислама, то он лишается гарантий (неприкосновенности) в Исламе, и его дозволено убить. Но если он сбежал в одну из стран Ислама без желания отступить (от него), то такого нельзя убивать» («Миркату-ль-мафатих» Али аль-Кари, 5/2195).
Доказательством такого разделения являются слова самого Джарира:
«Если раб сбежал в землю многобожия, то для него не может быть защиты (со стороны мусульман)» (ан-Насаи; шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. «Сахиху ва да'ифу сунани-н-Насаи»,
9/123).
Следует помнить и о том, что после сахабов вопросы о казни вероотступников могут решать только шариатские суды, в руки которых и следует передать беглого раба-муртадда.
Читайте также:
Статус и права рабов в Исламе Права и свободы человека в исламском государстве Ещё о казни вероотступников Отношение Аллаха к неверным Два хадиса о нападении мусульман на неверных Тагутское иго И хвала Аллаху, Господу миров.