Некоторые хадисы о рабах

Jan 19, 2019 18:18

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Прокомментируем сегодня пару хадисов о невольниках, которые одних могут смутить, а для других станут очередными аргументами в их критике Ислама. Первый хадис: от Джабира бин Абдилля известно, что он рассказал:

«Мы продавали наших рабынь - матерей наших детей, когда Пророк, ﷺ, ещё жил среди нас, и мы не видели в этом ничего плохого» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

В версии Абу Дауда и аль-Хакима говорится:

«Мы продавали матерей детей в эпоху Посланника Аллаха, ﷺ, и Абу Бакра, когда же (халифом) стал Умар, он запретил это нам, и мы прекратили (торговлю ими)» (имамы аль-Мунзири и аз-Захаби подтвердили достоверность. См. «Мухтасару сунани Аби Дауд», 2/632 и «аль-Мустадрак», 2/22).

Здесь речь идёт о торговле неверующими рабынями, которые рождали детей от мусульман. В одном из преданий сообщается, что Ибн Умар говорил о своём отце:

«Поистине, он запретил продавать, дарить или наследовать (мать детей, которых зачал мусульманин; хозяин) вправе наслаждаться ею, пока жив, когда же он умрёт, она станет свободной» (аль-Байхакы, Абду-р-Раззак; см. «ат-Тальхысу-ль-хабир» Ибн Хаджара, 4/403).

Также известно, что после правления Умара и Усмана халиф Али вновь дозволил торговлю такими женщинами. аль-Байхакы и Ибн Аби Шейба передают, что Али сказал:

«Умар обратился ко мне за советом в вопросе о торговле (пленными) матерями детей; тогда и я, и он посчитали, что если рабыня родит, она должна получить свободу (после смерти хозяина). Именно так поступали с ними Умар и Усман до конца их жизни (т.е. правления); когда же я пришёл к власти, то счёл нужным оставлять их в плену» («ат-Тальхысу-ль-хабир», там же).

Второй хадис: со слов аш-Ша'би известно, что от сахаба по имени Джарир однажды сбежал его невольник, и тот, поймав его, отрубил ему голову (ан-Насаи; также эту историю привели аль-Мунзири в «Мухтасару сунани Аби Дауд», 3/147 и Ибн Хазм в «аль-Мухалля», 12/124).

Причина этого поступка становится ясна из слов Пророка, ﷺ:

«Какой бы раб ни сбежал (от своего хозяина), он лишается гарантий защиты (со стороны мусульман)» (Муслим).

аль-Музхир пояснил:

«То есть если он сбежал в страны неверных, отойдя от Ислама, то он лишается гарантий (неприкосновенности) в Исламе, и его дозволено убить. Но если он сбежал в одну из стран Ислама без желания отступить (от него), то такого нельзя убивать» («Миркату-ль-мафатих» Али аль-Кари, 5/2195).

Доказательством такого разделения являются слова самого Джарира:

«Если раб сбежал в землю многобожия, то для него не может быть защиты (со стороны мусульман)» (ан-Насаи; шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. «Сахиху ва да'ифу сунани-н-Насаи», 9/123).

Следует помнить и о том, что после сахабов вопросы о казни вероотступников могут решать только шариатские суды, в руки которых и следует передать беглого раба-муртадда.

Читайте также:

Статус и права рабов в Исламе
Права и свободы человека в исламском государстве
Ещё о казни вероотступников
Отношение Аллаха к неверным
Два хадиса о нападении мусульман на неверных
Тагутское иго

И хвала Аллаху, Господу миров.

Взаимоотношения с неверными, Шариатское государство, Праведные предки, Ответ критикам Ислама

Previous post Next post
Up