Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Рабами, или невольниками, («рика́б») в Исламе принято называть военнопленных кяфиров, которые после завоевания их земель не пожелали ни принять религию Аллаха (хотя бы внешне), ни стать подданными исламского государства, выплачивая религиозные налоги. Армия мусульман берёт их в плен потому, что такие люди несут в себе потенциальную угрозу для них, в открытую отвергая подчинение Всевышнему Аллаху и Его земным наместникам (исламским правителям). Затем этих неверных раздают (либо продают) тем мусульманам, которым нужны слуги. Однако, если кто-то из невольников принял Ислам, то он получает право на освобождение:
«Откуда ты мог знать, что такое крутая тропа (трудные, но праведные дела)? (Это) - отпустить на волю раба или же накормить в голодный день сироту из числа родственников или приникшего к земле бедняка» (Коран, 90:12-16).
Как видим, освобождение верующего раба Аллах отнёс к числу богоугодных дел наравне с кормлением голодных сирот и бедняков. Ещё бо́льшую награду хозяин получит от Него за то, что указал неверному путь Истины. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Троим уготована двойная награда: человеку из числа обладателей Писания, который уверовал в своего пророка, а (затем) уверовал и в Мухаммада, подневольному (верующему) рабу, если он соблюдал права Аллаха и права своих хозяев (на него), а также человеку, у которого была рабыня, и он её воспитывал наилучшим воспитанием и обучал (Исламу) наилучшим обучением, а потом освободил её и женился на ней, - каждому (из них) уготована двойная награда» (аль-Бухари).
Также Аллах повелел мусульманам жертвовать имущество на выкуп их братьев и сестёр по вере, находящихся в рабстве:
«Подаяния предназначены для нищих и бедных, для тех, которые заняты этим (сбором и распределением средств), и для тех, чьи сердца склоняются (к Исламу), для (выкупа) рабов, для (помощи несостоятельным) должникам, для (расходов) на пути Аллаха и для странников» (Коран, 9:60).
Более того, сами рабы имеют право выкупить себя:
«Если те из (невольников), которыми овладели ваши руки, хотят получить письменный (договор о выкупе себя), - составьте его для них, если вы узрели в них добрые качества, и одарите их из имущества Аллаха, которое Он дал вам» (Коран, 24:33).
Словами «одарите их из имущества Аллаха» Он побудил хозяев идти навстречу рабу, уменьшая возможную сумму выкупа, а также предписал окружающим мусульманам помогать ему в выплате этой суммы.
В некоторых случаях бескорыстное освобождение верующих рабов становится обязательным для тех мусульман, у кого есть невольники:
«Кто бы ни убил верующего по ошибке, (ему надлежит) освободить верующего раба и вручить выкуп семье (убитого), если только они не пожертвуют им в виде милостыни. Если он был верующим, но из враждебного для вас народа, то надо освободить верующего раба. Если он (убитый) был из народа, с которым у вас есть (мирный) договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба» (Коран, 4:92);
«Аллах не взыщет с вас за пустословие в форме клятвы, но взыщет за (нарушение) того, что вы скрепили клятвами. Во искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба» (Коран, 5:89);
«Те, которые называют своих жён хребтами матерей (объявляют их запретными для себя), а потом отрекаются от того, что сказали, должны освободить одного раба прежде, чем оба (супруга) прикоснутся друг к другу» (Коран, 58:3).
Но и неверующий раб имеет почти те же права, что и свободные граждане исламского государства (см.
Права и свободы человека в исламском государстве):
«Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседу из числа ваших родственников и неродному соседу, находящимся рядом товарищу, страннику и (невольникам), которыми овладели ваши руки» (Коран, 4:36).
Исключением является лишь право на собственность. Вся собственность рабов принадлежит их хозяевам, поэтому первые не оставляют наследства и не наследуют чужого имущества:
«Он (Аллах) привёл вам притчу о вас самих. Есть ли среди (невольников), которые достались вам в руки, совладельцы того, чем Мы наделили вас, которые равны с вами в (правах на это имущество) и которых вы боитесь так, как боитесь друг друга?» (Коран, 30:28).
В целом по своему положению невольники (особенно верующие) более напоминают членов семьи, нежели слуг. К примеру, Аллах запретил мусульманам получать прибыль от своих рабынь, принуждая их к проституции:
«Не принуждайте своих невольниц к блуду, стремясь к временным благам мирской жизни, если они желают блюсти целомудрие. Если же кто-либо принуждает их к этому, то, воистину, Аллах после принуждения их (т.е. после того, как вы раскаялись) будет прощающим, милосердным» (Коран, 24:33).
Вступать во внебрачные половые отношения с невольницей может только её хозяин, причём все дети, родившиеся от этого, будут свободными. Кроме того, мусульмане могут сочетать браком своих рабов и не вправе после этого разобщать их (равно как и мужа с женой, попавших в плен):
«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь» (Коран, 24:32).
Таким образом, статус невольника, или военнопленного, в Исламе на порядок выше, чем в других обществах. Передаётся, что аль-Ма’рур рассказал:
"У ар-Рабаза я встретил Абу Зарра, на котором была (какая-то) одежда, и его невольника, на котором была та же одежда. Я спросил его о (причине) этого. Он ответил: «Как-то раз я обругал одного человека, которого попрекал его матерью. (Услышав это,) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “О Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине, в тебе есть (остатки доисламского) невежества! Ваши (верующие) рабы являются вашими братьями, которых Аллах отдал в ваши руки, так пусть же тот, в чьей власти есть его брат, кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам. Не поручайте им того, что превышает их (возможности), а если поручите, то помогайте им”»" (аль-Бухари).
Сравните это с тем, как обращаются с военнопленными в неисламских странах. За примерами далеко ходить не надо - вспомним историю концлагерей за последние полтора века. Первые из них появились в США во время Гражданской войны:
«Условия, в которых находились пленные, были ужасными. Необходимость содержать десятки тысяч вражеских солдат превышала возможности обеих сторон. Особенно это касалось Юга - если он испытывал постоянную нужду в продовольствии и обмундировании для действующей армии, то что уж тут говорить о снабжении пленных? Выжившие военнопленные сравнивали положение в лагерях с положением на поле битвы, и это сравнение было не в пользу лагерей. Единственное, в чём лагеря превосходили поля сражений, - уровень смертности. В среднем он составлял 25 процентов, но были лагеря, где он вплотную приближался к 30 процентам» (взято
отсюда).
Эту преступную практику продолжили англичане в Южной Африке:
"По всей стране развёртывались всё новые концентрационные лагеря, в которых содержались женщины и дети. Мужчин-буров в них практически не было, так как англичане отправляли их подальше от родной земли - в концлагеря на территории Индии, Цейлона и других британских колоний.
К весне 1901 года концентрационные лагеря уже покрывали всю территорию бурских республик - их можно было увидеть в Барбертоне, Хейделбурге, Йоганнесбурге, Клерксдорпе, Мидделбурге, Почефстроме, Стандертоне, Ференигипге, Фолксрюсе, Мафекинге, Айрине и других местах. В концентрационные лагеря англичане загнали более 200 тысяч человек, в основном женщин и детей, надеясь таким образом лишить партизан поддержки. Условия содержания в концлагерях ни в чём не повинных людей были ужасными - по самым скромным подсчётам, от голода и болезней в них погибло более 26 тысяч человек.
В течение только одного года - с января 1901 по январь 1902 года - в концлагерях от голода и болезней умерли 2 484 взрослых и 14 284 ребёнка. Только в лагере Мафекинг осенью 1901 года погибло около 500 человек, в апреле того же года в Йоганнесбургском лагере умерло почти 70% находившихся там детей в возрасте до восьми лет. Англичане не постеснялись даже опубликовать официальное извещение о смерти сына бурского комманданта Д. Герцога, гласившее: «В Порт-Элизабет умер военнопленный Д. Герцог в возрасте восьми лет».
Английское правительство публично заявляло, что целью создания концентрационных лагерей является обеспечение безопасности мирного населения бурских республик, на что президент Оранжевой Республики М.Т. Штейн заявил:
«Утверждение, что женщины добровольно остаются в концентрационных лагерях - ложно. Военный министр, говорят, заявил парламенту, что женщины отводятся в концентрационные лагеря потому, что буры не хотят, будто бы, заботиться о поддержании своих семей. Это клевета, позор, которой падает на самого клеветника»" (взято
отсюда).
О концлагерях СССР и Третьего Рейха писать, я думаю, не надо. Это всё - не какие-то крестоносцы тысячелетней давности, это - политика тех государств, многие из которых существуют по сей день. Почему же большинство людей, хором критикующих рабство, узаконенное в Исламе, не чувствует ненависти и отвращения к концлагерям и секретным тюрьмам для военнопленных, которые не исчезли и в 21-м веке? Или они уверены, что никогда там не очутятся? Так знайте же, что Всевышний Аллах нередко унижает Своих врагов тем, что они считают для себя наименее вероятным.
И да благословит Аллах нашего Пророка, его семью и сподвижников.