Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Имам Ибн Джарир ат-Табари рассказал историю о беседе имама Ахмада и мутазилитов, в которой ашариты видят пример тафвида:
"Потом он (Абу Хассан) вернулся к Ахмаду Ибн Ханбалю и спросил его: «Что ты скажешь о Коране?» Он ответил: «Это - речь Аллаха». Тот спросил: «А сотворён ли он?» Ахмад сказал: «Он является речью Аллаха, и я ничего к этому не добавлю».
Затем он испытал Ахмада, (прочитав) то, что написано почерком рикаа. Когда же он дошёл до (слов Аллаха) «Нет ничего подобного Ему», то сказал: «Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий», воздержавшись от того, чтобы уподобить Аллаха кому-то из Его творений в смыслах слов. Ибн аль-Бука аль-Асгар, (услышав это), воспротивился и сказал: «Да исправит тебя Аллах! Он говорит, что Аллах слышит ухом и видит глазом». Тогда Исхак спросил Ахмада Ибн Ханбаля: «Каков смысл слов “Слышащий и Видящий?”» Он ответил: «Аллах является таким, каким описал Себя». Тот вновь спросил: «Но каков смысл этого?» Ахмад ответил: «Я не знаю - Он такой, каким описал Себя»" («Тариху-русули ва-ль-мулюк»,
5/190).
На самом деле имам Ахмад не отрицал буквальный смысл качеств Аллаха - он всего лишь отказался от их подробного толкования, которое неизвестно никому, кроме Него. Достоверные предания из других книг разбивают всякие сомнения на сей счёт: например, его сын Абдулла бин Ахмад говорил:
"Я слышал как мой отец, да смилуется над ним Аллах, рассказывал хадис Суфьяна... что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, (говорил): «Аллах будет держать небеса на пальце».
Мой отец, да смилуется на ним Аллах, сказал: «Яхья (бин Каттан, учитель имама Ахмада) начал указывать своими пальцами»; и мой отец показывал мне, как он делал жесты своими пальцами. Он ставил один палец на другой, затем другие, пока не дошёл до последнего" («Китабу-с-сунна»,
1/264).
Ибн Таймия сказал, цитируя слова кады Абу Я'ли:
"Достоверно известно, что Всевышний над Троном, а Трон находится в некоторой стороне, и Он возвышен над ним. В нескольких местах нашей книги мы запрещали применять к Аллаху понятие «стороны», но правильное мнение состоит в дозволенности этого, ибо Ахмад признавал этот атрибут, т.е. Вознесение над Троном, как и подтверждал то, что Он на небе. И любой, кто утверждает это (возвышенность Аллаха), тот признаёт (наличие у Аллаха) стороны расположения" («Баяну тальбиси-ль-джахмийя»,
3/19).
Напротив, взгляды ашаритов и матуридитов в вопросах имён и качеств Творца отдают сильным джахмо-мутазилитским душком, в чём признался даже «ашарит» Ибн Хаджар аль-Аскаляни:
«Большинство мутазилитов отвергли возможность увидеть (Аллаха в Раю), придерживаясь того мнения, что условием видимости объекта является его нахождение в какой-то стороне; Аллах же свободен от (нахождения) в стороне. При этом они согласились с тем, что Сам Он видит Своих рабов - но не с какой-то (определённой) стороны» («Фатху-ль-Бари»,
13/426).
Читайте также:
Ещё об Ибн Хаджаре и ан-Навави Видение Аллаха людьми Видение Аллаха в ночь Ми'раджа О некоторых слабых доводах ашаритов О движении Аллаха Об имаме ан-Навави И хвала Аллаху, Господу миров.