Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Шейху-ль-ислам Ибн Таймия говорил:
"Аналогично понятие «движение» - его подтвердили разные группы из числа приверженцев Сунны и хадисов, как это упомянул Харб бин Исмаил аль-Кирмани в «Сунне», переданной от шейхов, которых он застал: аль-Хумайди, Ахмад Ибн Ханбаль, Са'ид бин Мансур, Исхак бин Ибрахим; также это упомянул Усман бин Са'ид ад-Дарими в «ан-Накду аля Бишрин аль-Мариси» и сказал, что это мазхаб поборников Сунны" («аль-Истикама»,
1/70-71).
В другой книге он ответил тем, кто категорично отрицает способность Аллаха к передвижению:
"Определённая часть имамов различных сторонников каляма - джахмитов, мутазилитов и тех, кто последовал за ними, наподобие Ибн Акыля, Абу Хамида и других, сказали: то, как вёл себя Ибрахим, является доводом, который применяют эти схоласты, чтобы (распознать) возникновение телесных объектов - когда доказывают это наличием новых акциденций типа движения, которые он (Ибрахим) наблюдал, и утверждают, что появление акциденций или некоторых из них свойственно только телу...
Имеется в виду, что среди них есть те, кто сделал (рассказ) о любимце Аллаха Ибрахиме доводом на то, как убедиться в подлинности Создателя. Дескать, заход (светила за горизонт), который является движением и перемещением, для него стал доказательством возникновения (т.е. сотворённости) тех объектов, за которыми он наблюдал. Однако, если бы они поразмыслили над этим, то поняли бы, что рассказ об Ибрахиме опровергает тот (смысл), который они желают вложить в понятие захода.
Во-первых, Ибрахим сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается» (Коран, 6:76). Заход же означает сокрытие и исчезновение - как это известно каждому в соответствии с нормами языка, переданными от множества (учёных). И ни один из них не сообщил, что заход есть простое передвижение.
Во-вторых, Аллах сказал:
«Когда он увидел восходящую Луну, то произнёс: “Вот мой Господь!” Когда же она закатилась, он сказал: “Если бы мой Господь не повёл меня верным путём, я непременно оказался бы в числе заблудших”. Когда он увидел восходящее Солнце, то воскликнул: “Вот мой Господь - он больше других!” Когда же оно закатилось, он сказал: “О мой народ, я непричастен к тому, что вы приобщаете (к Аллаху)”» (6:77-78).
Известно, что при восхождении (светила) становится очевидным его движение. Если бы это было доказательством его сотворённости, то (Ибрахим) не продолжил бы (считать светило своим богом) вплоть до его заката. Напротив, это указывает на то, что движение не является доводом на (сотворённость вещи)" («Багъяту-ль-муртад»,
стр. 359-360).
Если кого-то не устраивают ссылки на Ибн Таймию - вот что передал от имама Ахмада Ибн Аби Я'ля:
«Аллах является слышащим, не испытывая сомнений, и видящим... Он близок (к рабам Своими зрением и слухом), а не равнодушен, движется, разговаривает, глядит и видит, смеётся и радуется, любит и ненавидит» («Табакату-ль-ханабиля»,
1/29).
Да и Сам Всевышний в Коране признал, что Ему свойственно движение:
«Потом Он приблизился, спустился и находился от него (Мухаммада или Джибриля) на расстоянии двух луков или даже ближе» (Коран, 53:8-9).
Доказательством того, что под местоимением «Он» в этом аяте Аллах подразумевает Самого Себя, служит хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха), рассказанный со слов Анаса бин Малика:
«Твой Господь приблизился, спустился, и находился от него на расстоянии двух луков или даже ближе, и внушил Своему рабу то, что внушил».
Хадис с разными иснадами передали ат-Табари в «Джами'у-ль-баян» (22/502 и 505) и Ибн Хузейма в «ат-Таухид» (
1/339-340). аль-Багави, приведя его, добавил:
«Спускание - это нисхождение к чему-то, чтобы оказаться поблизости от него» («Ма'алиму-т-танзиль», 7/402).
Надо сказать, что подобные хадисы вызывают неприкрытую ярость ашаритов и тех, кто склоняется к их мазхабу; процитируем для примера слова аль-Хаттаби на сей счёт:
"Нет во всей книге - т.е. «Сахихе» аль-Бухари - хадиса, более отвратительного по внешнему смыслу и восприятию, чем (хадисы) этой главы. Ведь отсюда следует наличие определённого расстояния между двумя упомянутыми субъектами (Мухаммадом и Аллахом) и указание на местонахождение каждого из них. Вдобавок к этому термин «спускание» содержит в себе уподобление (Аллаха) какой-то вещи, которая свисает сверху вниз" («Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара,
13/483).
Если они питают отвращение к словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то что тогда говорить об их неприязни к учёным, принимающим эти и подобные хадисы?
Читайте также:
Ещё о местонахождении Аллаха Где Аллах? Видение Аллаха в ночь Ми'раджа Где был Аллах до создания творений? Ашариты против имамов Сунны Хадис о рабыне И хвала Аллаху, Господу миров.