Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Ашариты и матуридиты, пытаясь сбить мусульман с толку, часто вопрошают: «Где был Аллах до того, как Он вознёсся на Трон?» Однако наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже давно дал ответ на это: от Абу Разина, да будет доволен им Аллах, сообщается:
"Я спросил: «О Посланник Аллаха, где был наш Господь до создания творений?» Он ответил: «Он находился в аль-'ама́, и не было воздуха ни под ним, ни над ним, а затем Он создал Трон над водой»" (ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад).
Ибн Кутайба ад-Динавари считал указанный хадис слабым (см. «Таъвилю мухталифи-ль-хадис», 1/323), однако ат-Тирмизи, аз-Захаби и многие другие имамы назвали его иснад хорошим.
Что же касается понятия «аль-'ама», то среди учёных было три мнения насчёт его смысла. Первое передал ат-Тирмизи от Язида бин Харуна: «аль-'Ама означает, что наравне с (Аллахом) не было ничего» («Сунану-т-Тирмизи», 5/269).
Два других толкования вкратце привёл аз-Захаби:
"Передал Харб от Исхака Ибн Рахавейха: «Под ним был воздух, и над ним был воздух», т.е. (над) облаком. И сказал Абу Убайда: «аль-'Ама - это тучи». А Хасан бин Имран аль-Ханзали аль-Харави сказал: «Я слышал Абу-ль-Хайсама Халида бин Язида ар-Рази, говорившего: “Абу Убайда ошибся - поистине, (речь идёт о) слепоте..., т.е. неизвестно, где был Господь до сотворения Трона”»" («аль-'Улювву ли-ль-'Алийи-ль-Гаффар»,
стр. 18).
С последним мнением согласился также мулла Али аль-Кари:
«(Он находился в состоянии) сокрытия Своей сущности, без каких-либо внешних проявлений атрибутов, связанных с понятиями высоты и низости» («Миркату-ль-мафатих», 9/3660).
И ниже:
"Сказал Кады: «аль-'Ама - это то, что не может представить воображение и не постигнут рассудки (людей)»" (9/3661).
Попутно заметим, что священный аят
«Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что к ним явится Аллах под сенью облаков?» (Коран, 2:210)
тоже не следует понимать буквально - будто Аллах придёт в тени привычных нам облаков. Абдулла бин Амр, комментируя его, сказал:
«Он (Аллах) спустится тогда, когда спустится, и между Ним и Его творениями будут семьдесят тысяч завес, в том числе свет, тьма и вода; вода в этой тьме будет издавать такие звуки, что сердца оборвутся от страха». Приводят Абу Я'ля, Абу-ш-Шайх в «аль-'Азама» (
2/693) и Ибн Кясир в «Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым» (1/567), а аз-Захаби подтвердил достоверность предания (см. «Китабу-ль-арба'ин фи сыфати Рабби-ль-'алямин»,
стр. 154).
Возвращаясь к основной теме, надо сказать, что ашариты и близкие к ним учёные дают этому хадису различные превратные толкования типа такого:
«(Пророк, мир ему и благословение Аллаха) имел в виду, что творения не могут познать своего Творца с собственной точки зрения - поскольку Он существовал ещё тогда, когда не было ни времени, ни места. (Он - Тот), у Кого неизвестны ни время, ни место, и не было ничего наряду с Ним - потому что Он сотворил всё это» («Сахих» Ибн Хиббана,
14/8).
Шейху-ль-ислам Ибн Таймия ответил на это так:
"Одной из самых великих основ, на которые опираются безбожники-пантеисты, претендующие на установление и познание (истины), является то, что они передают от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который, по мнению безбожников-пантеистов, сказал: «Был Аллах, и не было ничего наравне с Ним, и Он сейчас такой же, каким был». <...> Эти слова произносили некоторые из поздних джахмитских схоластов, и от них восприняли это те, которые пришли к логическому концу джахмизма - отрицанию (бытия Аллаха) и атеизму.
Однако те (безбожники) говорят: «Был Аллах, и не было места, не было времени, и Он сейчас такой же, каким был», а эти сказали: «Был Аллах, и не было ничего наравне с Ним, и Он сейчас такой же, каким был». Самый знающий среди них об Исламе - Ибн Араби признал, что это не является частью слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха...
Это дополнение безбожников, и под своими словами «Он сейчас такой же, каким был» джахмитствующие схоласты стремятся к отрицанию тех атрибутов, которыми Он Себя описал - Его вознесение над Троном, Его нисхождение на ближнее небо и др." («Маджму'у-ль-фатава», 2/272-273).
И вправду, из достоверной Сунны мы знаем, что Аллах занимает место, о чём я уже писал ранее:
Доказательства того, что Аллах существует в пространстве Что же насчёт времени, то время тождественно вечности, которая входит в число неотъемлемых атрибутов Всевышнего:
«Каждый, кто есть на ней (земле), смертен. Вечен только лик Господа твоего, обладающий величием и почётом» (Коран, 55:26-27).
А в «Сахихе» аль-Бухари есть хадис о том, как один из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по имени Усайд бин Худайр в гневе произнёс: «Клянусь жизнью Аллаха ["ля-'амрулла́х"], мы непременно убьём его (главу лицемеров Абдуллу бин Убайя)!»
Ибн Хаджар прокомментировал это так:
"Маликиты и ханафиты сказали, что с этим (выражением) связана клятва, потому что вечность Аллаха - одно из свойств Его сущности, а от Малика (передаётся): «Меня не удивляет клятва этим»" («Фатху-ль-Бари»,
11/547).
аль-Байхакы пояснил слова Аллаха «Он - Первый и Последний, Явный и Скрытый» (Коран, 57:3) следующим образом:
«Первый - Тот, существованию Которого нет начала. Последний - Тот, существованию Которого нет конца. Его сущность достойна описания этими атрибутами» («аль-И'тикад»,
с. 59).
Вот почему ашаритский тезис о том, что Аллах существует вне времени и пространства, не имеет под собой никаких шариатских аргументов.
Читайте также:
Усложняющие религию О тафвиде Когда Аллах возвысился над Троном? Ещё о местонахождении Аллаха И хвала Аллаху, Господу миров.