Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Исламские проповедники, как правило, не уделяют особого внимания этой теме, а зря: ведь если у Аллаха нет пространственных атрибутов, то и любые разговоры о Его физической возвышенности бессмысленны. Однако наш Господь существует и передвигается в реальном пространстве, и вот шариатские доказательства этого:
1. Слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о событиях Судного Дня:
«(Люди) придут ко мне, и я попрошу у моего Господа дозволения (войти) в Его обитель, и мне дозволят это...» («Сахиху-ль-Бухари», 6/2708).
Как пояснил Ибн аль-Асир аль-Джазари:
"По мнению некоторых, (это означает): «в Его Рай», ибо Рай назван «обителью Мира», а Аллах и есть Тот, (Кто носит имя) «Мир»" («ан-Нихаяту фи гариби-ль-хадис», 2/139).
2. Анас бин Малик сообщил со слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
«...он вознёсся к Могущественному и сказал, находясь возле Его места...» («Сахиху-ль-Бухари», 6/2732).
Ибн Аби-ль-Изз и Ибн аль-Кайим приводят тот вариант хадиса, где говорится:
«Джибриль вознёсся с ним и явился к Могущественному, благодатен Он и велик, когда Тот находился на Своём месте» («Шарху-ль-'акыдати-т-Тахавийя», 1/275 и «Заду-ль-ма'ад»,
3/30).
3. Хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о нисхождении Аллаха на ближнее небо:
«(Аллах говорит): "Есть ли кто просящий о спасении, чтобы Я спас его?" И Он продолжает находиться на этом месте каждую ночь земной истории, пока не наступит рассвет» («Акыдату-с-саляфи ва асхаби-ль-хадис» ас-Сабуни,
стр. 59; «аль-Гуньяту ани-ль-калями ва ахлих» аль-Хаттаби,
стр. 28; «Тарику-ль-хиджратайн» Ибн аль-Кайима,
стр. 331).
4. Имам Али, да будет доволен им Аллах, однажды произнёс во время проповеди:
«Хвала Аллаху, Который близок одновременно с Его возвышенностью и далёк одновременно с Его близостью, и ничто не достигнет Его места...» («ар-Радду аля-ль-джахмийя» ад-Дарими,
стр. 58).
5. От праведного халифа Умара бин Абди-ль-Азиза передаётся следующая фраза:
"Аллах скажет: «Просите Меня!», а они ответят: «Что же нам просить у Тебя, клянёмся Твоими могуществом и величием и Твоей возвышенностью на Твоём месте?..»" («Ибталю-т-таъвилят» кады Абу Я'ля аль-Ханбали,
стр. 469).
6. Табиун Муджахид рассказал:
"И когда Муса увидел место Аллаха и услышал скрип Пера, он сказал: «О Аллах, покажись Мне, я посмотрю на Тебя»" («аль-Асмау ва-с-сыфат» аль-Байхакы,
2/397; «аль-'Арш» аз-Захаби,
2/212).
7. Имам Хаммад бин Зайд на вопрос о нисхождении Аллаха ответил так:
«Он находится на Своём месте и приближается к творениям, как пожелает» («ад-Ду'афау-ль-кябир» аль-Укайли,
1/143; «Даръу-т-та'аруд» Ибн Таймии,
2/25).
8. Ибн Джарир ат-Табари говорил, обсуждая имя Аллаха «Высокий»:
"Другие же сказали: «Смысл этого (имени Аллаха) - в том, что Он возвышен над Своими творениями Своим местом, которое отделено от мест творений»" («Джами'у-ль-баян», 5/406).
9. Наконец, Ибн Батта сказал:
«Мы говорим, что наш Господь находится в самом возвышенном месте и в самых высоких верховьях» («аль-Ибана»,
3/141).
И нигде в Коране, Сунне и трудах ранних имамов нет и намёка на то, что Всевышний сотворил пространство и потому не может быть описан им - вопреки тому, что сегодня пишут в некоторых саляфитских сайтах и форумах, поддерживая ошибку аль-Альбани (вот
пример). Когда шейху Ибн Базу задали вопрос о человеке, не дозволяющем описывать Аллаха местом и временем, он ответил:
"Он ошибся; наличие места (у Аллаха) достоверно известно (из шариатских текстов), что же касается времени, то Он, свят Он и велик, никогда не прекращал существовать, ибо «Он Первый и Последний» (Коран, 57:3)" (оригинал
здесь).
Читайте также:
Усложняющие религию Хадис о рабыне И хвала Аллаху, Господу миров.