Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Продолжая
разговор о местонахождении Аллаха, перечислим сегодня доказательства того, что Он возвышен над Своими тварями.
1. Его слова о возвышенности над Троном, например:
«Милостивый возвысился над Троном» (Коран, 20:5);
«Аллах - Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознёсся над Троном» (Коран, 25:59).
2. Его заявление о том, что Он над Своими творениями:
«Они боятся своего Господа, Который над ними» (Коран, 16:50).
Также в хадисе, который привёл имам аль-Бухари со слов Анаса, передаётся, что Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, говорила перед остальными жёнами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Вас выдали замуж ваши семьи, а меня выдал Сам Аллах, с высоты семи небес».
3. Его заявление о том, что Он над небесами:
«Неужели вы в безопасности от Того, Кто на небе, - (уверены, что Он) не провалит вас в землю? Ведь она и так колеблется» (Коран, 67:16).
Также доводом тому является хадис, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил рабыню: «Где Аллах?» Она ответила: «На небе», затем он спросил: «Кто я?», она ответила: «Посланник Аллаха». После чего он сказал её хозяину: «Отпусти её, поистине, она верующая» (Муслим).
4. Вознесение чего-то и поднятие вверх кого-то к Всевышнему:
а) поднятие Исы, мир ему:
«Однако Аллах вознёс его к Себе...» (Коран, 4:158);
б) поднятие дел к Нему:
«Он управляет делами с неба до земли, а затем они восходят к Нему в течение дня, продолжительность которого равна тысяче лет из тех, что вы считаете» (Коран, 32:5). Также читайте:
Милость и мудрость Аллаха в вопросах подсчёта людских деяний;
в) восхождение ангелов:
«Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему в течение Дня, продолжительность которого равна пятидесяти тысячам лет» (Коран, 70:4).
Также в достоверном хадисе сказано:
«Поистине, ангелы заменяют друг друга среди вас днём и по ночам. Они собираются на предвечерней и утренней молитвах. Затем восходят те, которые провели ночь среди вас, и Господь спрашивает их, хоть и знает лучше их...» (аль-Бухари и Муслим). Читайте ещё:
Зачем Аллаху ангелы-писцы?;
г) попытка Фараона подняться к Богу Мусы, мир ему:
«Фараон сказал: “О Хаман! Построй для меня башню. Возможно, я достигну небесных путей и взгляну на Бога Мусы”» (Коран, 40:36-37).
5. Заявление о том, что Он нисходит на первое небо.
В хадисе, который передали аль-Бухари и Муслим, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Ваш Господь нисходит на первое небо каждую ночь, когда остаётся её последняя треть, и говорит: "Кто взывает ко Мне, Я отвечу ему, кто просит Меня, Я дам ему, кто молит Меня о прощении, Я прощу ему"».
6. Нисхождение ангелов и приказов от Всевышнего Аллаха, ниспослание Его откровений, о чём повествуют множество аятов и хадисов.
7. Поднятие рук во время мольбы:
«Поистине, Аллах стыдливый и щедрый. Когда человек поднимает свои руки к Нему, Он стыдится оставить эти руки пустыми, разочарованными» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Также поднятие взоров, как на это указывают Коран и хадисы:
«Мы видели, как ты обращал своё лицо к небу, и Мы обязательно направим тебя к кибле, которой ты останешься доволен» (Коран, 2:144).
В хадисе от Ибн Аббаса передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям в День жертвоприношения с проповедью, а затем поднял голову вверх и сказал: «О Аллах, донёс ли я? О Аллах, донёс ли я?» (аль-Бухари).
8. Близость к Аллаху ангелов и праведников в верховьях Рая:
«...(ангелы), которые находятся возле твоего Господа, прославляют Его ночью и днём, и им это не надоедает» (Коран, 41:38);
«Но нет! Книга благочестивых окажется в Эмпирее (высших садах Рая). Откуда ты мог знать, что такое Эмпирей? Это - книга начертанная, о которой будут свидетельствовать приближённые (к Аллаху праведники)» (Коран, 83:18-21);
«Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди рек на седалище правдивости возле Всемогущего Царя» (Коран, 55:54-55).
Поэтому
жена Фараона Асия воззвала к Аллаху c такой мольбой:
«Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!» (Коран, 66:11).
Также Всевышний Аллах сказал:
«Потом Он приблизился и спустился. И был от него на расстоянии двух луков или даже ближе и внушил Его рабу то, что внушил» (Коран, 53: 8-10).
По мнению некоторых имамов, здесь имеется в виду Его встреча с Джибрилем либо с Мухаммадом (во время ночного вознесения к Нему), мир им и благословение Аллаха. Как упомянул об этом аль-Куртуби:
"Также от Ибн Аббаса относительно слов Всевышнего: «Потом Он приблизился и спустился» (передаётся): «Смысл этого - в том, что Аллах, благодатен Он и велик, приблизился к Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, и спустился». Подобное же сообщил Анас бин Малик от Пророка, мир ему и благословение Аллаха <...> Фраза Всевышнего: «И был от него на расстоянии двух луков или даже ближе» т.е. был Мухаммад от своего Господа или от Джибриля на расстоянии двух луков...
<...> (Некоторые) сказали: потом приблизился Джибриль к своему Господу «и был от Него на расстоянии двух луков или даже ближе». Об этом говорил Муджахид, указав на то, что передано в хадисе: «Поистине, самый близкий к Аллаху ангел - это Джибриль, мир ему»" («аль-Джами'у ли-ахкями-ль-куръан», 17/82-84).
И никто среди авторитетных имамов первых веков хиджры не сомневался в том, что Аллах находится вверху. Вот для примера слова Ибн Аби Шайбы:
«Он (Аллах) над небесами и над Троном Своей сущностью. Свободен и отдалён от творений. Его знание (всегда) с Его творениями, и они не могут уйти от Его знания» («аль-'Арш ва ма рувия фих»,
стр. 291-292);
имама Малика:
«Аллах на небе, а Его знание везде, и ни одно место не свободно от Его знания» (передали Абу Дауд в «Масаилю-ль-имами Ахмад»,
стр. 353; Абдулла бин Ахмад в «ас-Сунна»,
1/280; Ибн Абди-ль-Барр в «ат-Тамхид», 7/138);
и имама Ахмада:
"Если ты хочешь убедиться в том, что джахмит лжёт на Аллаха, свят Он и велик, когда доказывает, что Он повсюду и что Он не находится в каком-либо месте без того, (чтобы находиться) в другом, тогда спроси его: «Разве Аллах не существовал (ещё тогда, когда) не было ничего (остального)?» Он скажет: «Да!» Потом задай ему следующий вопрос: «А когда Он что-то создавал, Он творил это в Себе или вне Себя?» Он придёт к трём ответам, из которых ему необходимо (выбрать) один:
1) Если он заявит, что Аллах создал творения в Себе, то станет неверным, так как он убеждён, будто джинны, люди и шайтаны находятся в Нём.
2) Если он скажет: «Он сотворил их вне Себя, а затем вошёл в них», то это также является неверием. Потому что он уверен, что Аллах вошёл во все места, включая мусор, грязь и скверну.
3) Ну а если же он скажет, что Аллах создал творения вне Себя, а затем не входил в них, то он вернулся от всех этих слов к словам приверженцев Сунны" (см. «ар-Радду аля-ль-джахмийяти ва-з-занадика»,
стр. 155-156).
И хвала Аллаху, Который превыше того, что Ему приписывают.