Взятие Казани и Константинополя. Почувствуйте разницу!

Mar 13, 2017 20:18

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Обе цитаты заимствованы из неисламских источников. Слабонервным читать не рекомендуется:

"Сражение было окончено. В городе была произведена страшная резня, так как русское командование распорядилось произвести поголовное избиение всех мужчин: «В полон имати жён и дети малые, а ратных избивати всех». Всё мужское население было уничтожено, но было немало убито и женщин: «Сечаху нещадно нечестивых мужей и жён». Город представлял ужасное зрелище: пылали пожары, дома были разграблены, улицы были завалены трупами, везде виднелись потоки крови - «по удолием крови течаху». - «Побитых во граде толикое множество лежаше, яко по всему граду не бе, где ступати не на мёртвых; за царев же двором, где на бегство предалися, и с стен градских и по улицам костры (груды) мёртвых лежаще с стенами градными ровно. Рвы же на той стороне града полны мёртвых лежаше и по Казань реку и в реке, и за рекою по всему лугу мёртвии погании лежаша». Для въезда Ивана IV в город смогли «едину улицу очистити к цареву двору от Муралеевых ворот мёртвых поснести, и едва очистили», несмотря на то, что расстояние от ворот до дворца было не более 100 сажен.

Такова была жестокая расправа победителей с побеждёнными. Всё мужское население громадного города было истреблено. Из мужчин был оставлен в живых лишь один хан Ядыгар. С женщинами было поступлено также жестоко: царь отдал их в полное распоряжение своим солдатам: «Вся же сокровищя казанская, и жёны их и дети велел всему своему воинству имати», - и «толь множество взяша полону татарского, яко же всем полком русским наполнитись; у всякого человека полон татарский бысть». Грабёж начался с первого же момента, как только русские ворвались в город.

В тот же день русский царь въехал в крепость чрез ворота Hyp-Али и посетил ханский дворец. Он приказал прекратить пожары и разграбить всё имущество казанских жителей - «многая сокровища казанская велел всему своему воинству имати». В государственную казну были взяты лишь знамёна и пушки. Посетивши ханский дворец, Иван IV возвратился в свою ставку за городом.

Чудовищное избиение жителей взятой Казани составляет одну из самых тяжёлых страниц русской истории. Такою колоссальною гекатомбою человеческих жертв закончился «крестовый поход» христолюбивого воинства против казанцев, первое выступление русского государства на путь территориальных завоеваний. Кроме огромного количества человеческих жизней, насильственно унесённых в могилу, кроме бесчисленных слёз, страданий и горя, пережитых казанским народом, печальный день 2 октября знаменовал собою гибель материального благосостояния, накопленного целыми поколениями, и утрату культурно-бытовых ценностей, которые теперь были безжалостно извлечены из укромных уголков, где они бережно сохранялись, без сожаления были изломаны, изуродованы, потеряны, уничтожены. Тысячи драгоценностей, ювелирных украшений, тканей, произведений высокого мастерства и искусства безвозвратно погибли. Богатству народа был нанесён страшный удар, от которого он едва-ли мог бы оправиться. Громадный город сделался жертвою солдатского грабежа" («Очерки по истории Казанского ханства» М. Худякова, стр. 39).

А вот как сами христиане повествуют о взятии Константинополя турецкой армией и его последующей истории:

«Первый властитель Востока Мехмед II был чужд мусульманского религиозного фанатизма. После завоевания Константинополя он окружил себя христианами. Но помимо религиозной терпимости Мехмед II по политическим соображениям находил нужным поставить христиан в своей империи в такое положение, чтобы они примирились с совершившимся фактом - потерей своей самостоятельности. <...>

К Православной Церкви и её учреждениям он отнёсся с полной терпимостью. Он приказал вместо пропавшего без вести патриарха Иосифа избрать нового патриарха. Им был избран Геннадий Схоларий, известный учёный и благочестивый монах. Нового патриарха султан принял с полным вниманием и соблюдением того церемониала, который сложился ещё при византийских императорах. Мехмед подарил патриарху омофор, мантию, серебряный жезл и богато убранного коня. Вскоре на имя патриарха он издал особый высочайший указ или фирман, которым определялось положение Православной Церкви в турецкой империи. В соответствии с указом религия и религиозные учреждения греков сохранялись. Патриарх, епископы и священники получили статус своего рода дипломатической неприкосновенности.

Во всех делах, касавшихся внутреннего церковного управления, каноны сохраняли свою полноту: самостоятельность церковного управления ни в чём не нарушалась Портой. При патриархе по-прежнему существовал Синод. Все религиозные действия и обряды совершались беспрепятственно и свободно. Позволялось торжественное празднование праздника Пасхи во всех городах и деревнях, а в Константинополе ворота квартала Фанар, где находилась патриархия, должны оставаться незапертыми в течение трёх пасхальных ночей.

Христианские храмы запрещалось обращать в мечети. Запрещено было насильственное обращение христиан в мусульманство. Имущественные права Церкви также были ограждены от захвата. Было запрещено обращение в казну даже имущества тех духовных лиц, после смерти которых не оставалось наследников. Всё духовенство освобождалось от всякого рода податей и повинностей в пользу государства. Однако относительно исполнения некоторых внешних церковных обрядов ограничения всё же были: христианам запрещалось совершать погребальные процессии и крестные ходы. С христианских храмов были сняты кресты, и запрещён колокольный звон. Разрешалось ежегодно, как обычно, в неделю Православия, совершать известный чин Православия, в котором, между прочим, провозглашалась анафема и против агарян. И это совершалось в самом Константинополе и в присутствии самих турок. Правда, некоторые турки об этом доносили пашам (губернаторам), но они оставляли доносы без внимания» [протоиерей Серафим Соколов. «История восточного и западного христианства (IV-XX века)», стр. 139-140].

Читайте также:

Тагутское иго
Преступления царской России против иноверцев
Ещё о христианском «милосердии»
Кураев о лицемерии РПЦ
Пример православной беспощадности
«Цивилизаторы Кавказа»

И хвала Аллаху, Господу миров.

Царская Россия, История, Христиане

Previous post Next post
Up