Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Сказал имам Ибн Таймия, да помилует его Аллах:
"Кто-то в качестве отговорки приводит слова Аллаха «И небо Мы воздвигли посредством силы» (والسماء بنيناها بأيد ), говоря: الأيدي - это сила, и поэтому смыслом Его слова «Моими двумя руками» (بيدي) должно быть «посредством Моего могущества» ( بقدرتي). Им ответили, что такое толкование является ущербным по нескольким причинам.
Первая: الأيد не является множественным числом слова «рука» ( اليد), ибо множественное число слова «рука» (без отпадения слабых букв) - أيدي, а множественное число слова اليد, означающего милость - أيادي. Но Аллах не сказал: «بأيدي» или «بأيادي», а Он сказал: «Я сотворил Своими двумя руками» (Коран, 38:75). Поэтому смысл Его слова بيدي не может быть таким же, как и в Его фразе «И небо Мы воздвигли посредством силы» (Коран, 51:47).
Также, если бы Он имел в виду силу, а смысл (упомянутого слова) - «посредством Моего могущества», то это противоречит мнению наших оппонентов и тех, кто близок к их мазхабам, поскольку они не подтверждают (атрибут) могущества Аллаха. Так как же они могут подтверждать, (что Он обладает) двумя могуществами?
Также, если бы Аллах в словах «...кого Я сотворил Своими двумя руками» имел в виду могущество, то у Адама, мир ему, не было бы над Иблисом, да проклянёт его Аллах, никакого превосходства в этом. Однако Аллах, могуч Он и почтенен, хотел показать преимущество Адама тем, что Он создал его Своими руками. А если бы Он сотворил Иблиса Своей рукой так же, как сотворил ею Адама, то (первому) не было бы отдано предпочтения над Иблисом в этом смысле. Напротив, Иблис в качестве довода сказал бы своему Господу: «Меня Ты тоже сотворил Своей рукой, как сотворил ею Адама». Однако Он захотел отдать (Адаму) предпочтение над ним и потому сказал ему, упрекая его за высокомерное нежелание пасть ниц перед Адамом:
«...что же помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я создал Своими двумя руками? Ты возгордился или (ещё раньше) стал одним из высокомерных?»
Это указывает на то, что смыслом (Руки) в аяте не является могущество, потому как Аллах, могуч Он и почтенен, сотворил все вещи Своим могуществом. Наоборот, Он решил признать наличие у Себя двух Рук тем, что Иблис, да проклянёт его Аллах, не был соучастником Адама, мир ему, в том, что Он создавал ими.
Сказал Абу-ль-Хасан аль-Аш'ари: «...смысл этого - в признании (наличия у Аллаха) двух Рук, которые не являются двумя милостями, или двумя конечностями, или двумя могуществами. Нельзя описывать их не так, как описал их Аллах»" («Баяну тальбиси-ль-джахмийя»,
3/342-346).
Читайте также:
Иудейские хитрости ашаритов Стопа Аллаха О буквальном переводе имён и атрибутов Аллаха О голени Аллаха Голос Аллаха Убеждения аш-Шафи'и И хвала Аллаху, Господу миров.