Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Передаётся, что Али бин Аби Талиб говорил:
«Рассказывайте людям то, что они поймут! Неужели вы хотите, чтобы кто-то оболгал Аллаха и Его Посланника?» (аль-Бухари, аль-Байхакы).
аль-Бухари внёс сей хадис в главу под названием «О тех, чьи знания предназначены лишь для особого круга людей, но не для остальных - из опасения, что те этого не поймут». Ибн Хаджар прокомментировал это так:
"В этом есть указание на то, что перед простолюдинами не следует упоминать непонятные им темы. Подобное же говорил и Ибн Мас'уд: «Тебе не стоит рассказывать людям хадис, который не постигнут их умы, а иначе это станет искушением для некоторых из них!» Передал Муслим. Среди тех, кто не любил сообщать одни (предания) в отрыве от других - (имам) Ахмад касательно тех хадисов, из очевидного смысла которых (вытекает призыв) к восстанию против власти; Малик касательно хадисов о качествах (Аллаха); Абу Юсуф касательно удивительных рассказов" («Фатху-ль-Бари»,
1/272).
Также передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды, когда) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, (ехал верхом,) а позади него в седле сидел Му’аз бин Джабаль, (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «О Му’аз!» (Му’аз) сказал: «Я перед тобой, о Посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, снова) сказал: «О Му’аз!», - (и Му’аз снова) сказал: «Я перед тобой, о Посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!», - (и это же повторилось) в третий раз. (Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Какой бы раб (Аллаха) ни засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его раб и Его посланник искренне от всего сердца, Аллах обязательно сделает его запретным для Огня». (Му’аз) спросил: «О Посланник Аллаха, так не сообщить ли мне об этом людям, чтобы они порадовались?» Он сказал: «Тогда они (только на это) и будут полагаться, (оставив благие дела)», - и Му’аз сообщил (людям) об (этих словах Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,) лишь незадолго до своей смерти, считая (дальнейшее своё молчание) греховным (аль-Бухари; Муслим). См. также
Что поможет человеку спастись? И ещё один пророческий хадис на ту же тему:
«Когда вы рассказываете людям об их Господе, то не рассказывайте то, что устрашит их и покажется им тягостным» (ат-Табарани, аль-Байхакы. В его иснаде есть некоторые проблемы, о чём упомянул аль-Хайсами в «Маджма'у-з-заваид»,
1/191).
аз-Захаби, анализируя эти поступки и изречения праведных предков, сделал вывод:
«Это указывает на дозволенность скрывать некоторые хадисы, которые подталкивают к смуте и расколу (мусульман) в основах (религии) или в её частностях, в одобрении или порицании (чего-то). Что же насчёт хадисов, связанных с вопросами дозволенного и запретного, то не разрешается каким-то образом утаивать их; поистине, они входят в ясные знамения (Аллаха) и верное руководство» («Сияру а'лями-н-нубаля», 2/597).
Закончу мудрыми словами шейха Рабиа бин Хади аль-Мадхали, да сохранит его Всевышний Аллах:
«Поистине, чистосердечные учёные и факыхи порой молчат о личностях или вещах, принимая во внимание пользу либо вред (которые могут принести разговоры о них), поскольку в некоторых случаях разговоры о человеке приносят больше вреда, чем умалчивание о нём… Не думай, что всякое открытое заявление - проявление чистосердечия и благой совет. И не всякое умалчивание является обманом по отношению к Исламу и мусульманам» ( «аль-Маджму‘у-ль-вадых», с. 168).
Читайте также:
Принуждение к грехам О постепенности в призыве «Они хотели, чтобы ты уступил, и они бы уступили...» Основные правила исламского призыва И хвала Аллаху, Господу миров.