Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Сегодня мы вкратце перечислим те правила, которые установил Всевышний Аллах для мусульман в деле призыва людей к Его религии.
1. Не тратить много времени и сил на критику других религий и идеологий и не задевать достоинство их адептов, беседуя с ними, а разъяснять им суть Ислама, следуя приказам Аллаха:
«Призывай (, Мухаммад,) на путь Господа твоего мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (Коран, 16:125);
«Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они будут оскорблять Аллаха из вражды безо всякого знания (о Нём)» (Коран, 6:108);
«Спорьте с обладателями Писания только наилучшим образом, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаёмся"» (Коран, 29:46).
Также Он сказал:
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним (мусульманам). Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они бы непременно рассеялись от тебя» (Коран, 3:159);
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше (него), и тогда тот, с кем у тебя вражда, станет для тебя словно любящий родственник» (Коран, 41:34);
«Будь терпелив к тому, что они говорят, и покидай их красиво (по-доброму)» (Коран, 73:10).
А Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха) завещал своей умме:
«Облегчайте, а не затрудняйте (религию Аллаха), радуйте, а не отпугивайте» (аль-Бухари, Муслим), имея в виду обучение немусульман (конечно, кроме злобных врагов Аллаха) и новичков Ислама (см. также
Благонравие в Исламе).
2. Не добиваться от людей, чтобы они верили именно тебе - любой твой тезис в религиозных вопросах должен опираться на слова Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) в понимании праведных предков:
«А если они оба (родители) будут усердно побуждать тебя (, человек,) приобщить ко Мне то (т.е. тех богов), о чём у тебя нет никакого знания, то не повинуйся им» (Коран, 31:15);
«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров (мусульман, переселившихся из Мекки в Медину или приютивших мекканских беженцев), которые опередили остальных (в принятии Ислама), и теми, которые последовали за ними с чистыми сердцами» (Коран, 9:100).
Поэтому любой мусульманин, каких бы высот в познании шариата Аллаха он не достиг, обязан быть готов ответить на какой-то трудный вопрос так же, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отвечал людям на вопрос о времени Судного Дня:
«Они говорят: "Когда же (наступит) обещанное, если вы говорите правду?" Скажи: "Поистине, знание об этом - у Аллаха, а я - всего лишь разъясняющий увещеватель"» (Коран, 67:25-26).
Любопытно, что пророк Иса (Иисус), мир ему, говорил почти то же самое:
«О Дне же том, или Часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (От Марка, 13:32-33).
3. Не перечёркивать любовь человека к мирским благам и близким ему людям, однако призвать его полюбить Аллаха больше всего этого (ибо без Его воли ничего бы и не было):
«Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху (идолов) и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (Коран, 2:165).
4. Не объединять людей вокруг себя, стращая их день и ночь угрозами внешних врагов, ибо главным врагом любого человека являются его собственные страсти:
«Это всего лишь Шайтан пугает вас (, мусульмане,) своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня (т.е. Моего правосудия), если вы являетесь верующими» (Коран, 3:175);
«Если они не ответят тебе (т.е. не внимут твоим словам, о Мухаммад), то знай, что они лишь потакают своим страстям. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своей прихоти без верного руководства от Аллаха?» (Коран, 28:50).
5. Не отрицать, что у неисламских народов и общин по воле Аллаха тоже сохраняются какие-то позитивные черты, ибо все люди в далёком прошлом были мусульманами:
«Люди были единой общиной (верующих), и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чём разошлись (их убеждения, после того как они были едины)» (Коран, 2:213).
6. Не отрицать того, что среди современных мусульман есть нечестивцы и заблудшие, и соглашаться с разумной критикой в их адрес, однако не смешивать их с пророками и праведниками:
«Ты (, Мухаммад,) не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и стали сектами. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (Коран, 6:159).
7. Наконец, надо помнить о том, что в религии Аллаха нет принуждения и навязчивости, а плоды наших трудов зависят только от Его воли:
«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто отрицает тагута (идолов) и верует в Аллаха, тот ухватился за самую надёжную рукоять, которая никогда не сломается» (Коран, 2:256);
«Воистину, ты (, Мухаммад,) не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил, однако Аллах наставляет на него тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует верным путём» (Коран, 28:56).
Поэтому исламские знания необходимо передавать лишь тому, кто желает их получить. Наилучшим же призывом к Аллаху являются праведные дела мусульманина, притягивающие к нему положительное внимание и доказывающие искренность его слов:
«О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете!» (Коран, 61:2-3).
Так Аллах упрекнул тех из нас, которые лицемерно игнорируют то, чему учат других. Закончить же эту статью я хочу великим хадисом от нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Не обучайтесь знаниям лишь для того, чтобы гордиться ими перед учёными, спорить с глупцами или заседать благодаря им в (почётных) собраниях, а если кто-либо поступит так, то Огонь, Огонь (станет его обителью)» (Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аль-Байхакы. Хадис достоверный. См. «Хашияту-с-Синди аля Ибни Маджа»,
1/111-112).
И да благословит Аллах Своего Посланника Мухаммада, его семью и сподвижников.