Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Ислам есть религия благочестия и прекрасных нравов, наилучшим примером чего был Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
«Воистину, ты - (обладатель) великого нрава» (Коран, 68:4).
Этими нравом были пронизаны его взаимоотношения не только с Господом, но с людьми, в первую очередь с единоверцами. Любовь и братство между мусульманами занимает одно из центральных мест в шариате Аллаха, Который сказал:
«Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю огненной Пропасти, а Он спас вас от неё» (Коран, 3:103);
«А те, которые жили в городе (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним (мусульман) и не ощущают в своих сердцах никакой потребности в том, что даровано им самим. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберёгся от собственной алчности, являются преуспевшими. А те, которые пришли после них, говорят: "Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые опередили нас в (исповедании) этой веры! Не насаждай в наших сердцах злобы к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный"» (Коран, 59:9-10);
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в греховности и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Коран, 5:2);
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на (права) другой, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернётся к повелению (законам) Аллаха. Когда же она вернётся, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (Коран, 49:9);
«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно носить нечестивое имя после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками.
О те, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас "есть мясо своего покойного брата" (сплетничая о нём), если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный» (Коран, 49:11-12).
А Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сверх этого говорил:
«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (аль-Бухари и Муслим);
«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, (и поэтому) не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни обманывать его, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность (скрыта) здесь!», - и (Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха) трижды указал (рукой) себе на грудь (, после чего сказал): «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина должны быть запретными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» (Муслим);
«Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит его собственное положение и в этом и ином мирах, а того, кто покроет мусульманина (защитит его честь), Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. И Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает её своему брату (в Исламе)» (Муслим).
Однако и в общении с немусульманами мы тоже обязаны соблюдать рамки благонравия и справедливости:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит справедливых. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (Коран, 60:8-9);
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Судный День, в ангелов, Писание и пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договоры после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время боя. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (Коран, 2:177);
«Не пожирайте имущества друг друга путём обмана и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, совершая грех, о котором вам известно» (Коран, 2:188);
«О те, которые уверовали! Делайте подаяния из приобретённых вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, не зажмурившись. И знайте, что Аллах - Богатый, Достохвальный» (Коран, 2:267);
«Если вы раздаёте милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаёте её беднякам, то это ещё лучше для вас» (Коран, 2:271);
«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни потратили, Аллах ведает об этом» (Коран, 3:92);
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нищим, соседу из числа ваших родственников и соседу, с которым вы не состоите (в родстве), товарищу по работе, страннику и (невольникам), которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов, которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости» (Коран, 4:36-37);
«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах - Слышащий, Видящий» (Коран, 4:58);
«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте страстям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы будете кривить (душой) или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 4:135);
«Скажи: "Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь". Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам - ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, - быть может, вы уразумеете. Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника» (Коран, 6:151-152);
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: "Уф!", не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: "Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком". <…> Если ты отворачиваешься от (просящих), желая обрести милость Аллаха, на которую ты надеешься, то говори с ними любезно. Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай её во всю длину (не будь расточителен), а не то окажешься порицаемым и опечаленным» (Коран, 17:23-29);
«Не криви своё лицо перед людьми из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос - это рёв осла» (31:18-19).
То же самое мы находим и в пророческих хадисах:
«Одним из признаков хорошего Ислама человека (его послушания Аллаху) является его отказ от всего, что его не касается» (ат-Тирмизи);
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный День, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный День, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный День, хорошо принимает своего гостя» (аль-Бухари и Муслим);
«Каждый сустав из (суставов в скелетах) людей, должен давать милостыню каждый день, в который восходит Солнце: справедливо (разрешать спор) между двумя есть милостыня, и оказание помощи тому человеку, которого ты подсадишь на его верховое животное или которому подашь его поклажу, есть милостыня, и доброе слово - милостыня, и за каждый шаг, который ты делаешь на пути к молитве, (тебе записывается) милостыня, и устранение с дороги того, что причиняет вред (людям,) есть милостыня» (аль-Бухари, Муслим);
«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!» ( Муслим; Посланник Аллаха в этом хадисе произвольно передал Его прямую речь).
В следующей статье, если на то будет воля Всевышнего, мы поговорим о том, может ли человек обладать прекрасным нравом без веры в Аллаха и покорности Ему?
И хвала Аллаху, Господу миров.