[
М. И. Венюков.] Письмо русского офицера Заилийского отряда к товарищу // Тобольские губернские ведомости. 1860. № 38 (24 сентября).
А. Померанцев. Укрепление Тойчубека [крепостца Тойчубек (Таучубек, Тоучубек) перед тем, как ее разрушил отряд
И. С. Карбышева]. Рис. с натуры. 1851
Алматы, или укрепление Верное. Июнь 1859 г.
Не более десяти лет, как русские познакомились с здешней страною. До тех пор знали о ней только по слухам, и вся география Заилийского края состояла из двух-трех расспросных маршрутов, записанных в
Семипалатинске и напечатанных Гумбольдтом в «Asie Centrale». В 1851 году обстоятельства вынудили генерал-губернатора Западной Сибири генерала от инфантерии
Гасфорда, с Высочайшего разрешения, двинуть русский отряд за
реку Илю, под начальством подполковника Карбышева, которому
удалось срыть до основания крепостцу враждебного нам султана
Таучубека, поддержанного коканцами. Потом мы познакомились с
озером Исыкулем и горами Алатау, лежащими на севере от этого озера, и наконец, перешагнув чрез этот снеговой хребет, увидели знаменитый Тянь-Шань, Небесные горы. С тех пор эта величавая цепь, предмет горячих стремлений Гумбольдта в юности и в зрелых летах, предмет блестящих его исследований, стала знакома не по одним расспросам и старым иезуитским преданиям.
При первых же движениях наших в Заилийском крае топографы успели нанести на карту не только две параллельные цепи Алатау, на севере от Иссык-Куля, но и самую величавую часть Тянь-Шаня, от вершин Текеса до
большой дороги в Кашгар чрез Заукинский проход. Просвещенной публике уже известны любопытные исследования, сделанные
ученым нашим путешественником Семеновым, сопровождавшим в 1856 г. отряд полковника Хоментовского. В нынешнем году мы были свидетелями еще более смелых и обширных работ: все пространство от Зауки до верховьев Кошгара и Джумгали, никогда не видавшее ни одного европейца и даже сибиряка-русского, сразу получило прочные основы для своей географии. Непрерывная снеговая цепь вершин в 14 и 15 тыс. футов с седлообразным проходом Кызарт и другими, меньше доступными, осмотрена и нанесена на карту.
П. М. Кошаров. Вид панорамы Небесного хребта. 1857-1858
Вид этой панорамы Небесного хребта с вершины горного Кокджарского прохода в Кашгарию. 1. Восточное крыло Тенгри-Тага с сопкою (с горой) Хан-Тенгри (до 20.000 фут. высоты), соответствующее верховью р. Текеса. 2. Центральная часть Тенгри-Тага, соответствующая истокам р. Сары-Джаза. 3. Западное крыло Тенгри-Тага, соответствующее верховью р. Чан-Каркары.
Но не одни работы на пользу землезнания ознаменовали движение русских за Илю. Мы имеем прочное доказательство благодетельного влияния России на судьбу Средней Азии в этом мире, в этом спокойствии, которым были чужды дотоле здешние горы и цветущие среди их долины. В пять лет создались в отдаленной здешней местности
прочные русские поселения, и между ними главнейшее Алматы, не без основания названные
укреплением Верным. Эти Алматы, благодаря быстрому развитию своему и благодетельному влиянию на страну, успели уже сделаться необходимостью для самих киргизов и даже центром их жизни, не административным только, а и торговым, религиозным, политическим и моральным.
До такой степени ясно поставился для самих ордынцев вопрос об их перерождении к лучшему, до такой степени пять лет мира и тишины успели дать им почувствовать всю свою прелесть, что теперь Верное, связанное с городом
Копалом несколькими промежуточными казачьими водворениями, по справедливости может гордиться своим значением аванпоста цивилизации в степях Средней Азии.
П. М. Кошаров. Площадь в укреплении Верное. 1857
Но самое это название аванпоста может указать на другую сторону медали, на другое значение Алматов в средоточии материка азиатского. Это значение вызывается особым положением некоторых среднеазиатских народов. На юге от Верного, за горами Кунги-Алатау, еще гнездятся племена, незнакомые с благами мира и непрерывно волнуемые коканцами. Эти несчастные кочевые горцы, обязанные платить мусульманским своим притеснителям тяжелую дань, не определенную никакими законами и зависящую от произвола хана и обстоятельств, вынуждены вести разбойничью жизнь и предаваться грабежам в аулах наших киргизов, чтоб иметь средства удовлетворять своим повинностям. Избрав по необходимости целью своих набегов подвластную нам Большую орду, они тем самым невольно ставят себя во враждебное отношение к русским, хотя душевно желали бы быть под нашим покровительством, чтобы избавиться от самовольных притеснений кокандцев; но хорошо понимая положение дел, мы не можем отчасти не щадить их, хотя и должны защищать свои земли. Нам не без удовольствия можно вспомнить, что с 1851 года, со времени взятия кургана Тоучубека, русское оружие ни разу не было употреблено собственно для военных целей: оно всегда являлось лишь там, где нужно было водворить тишину или защитить слабого; оно охраняло своим могуществом интересы науки, чистые и бескорыстные, но для которых прежде была закрыта вся Средняя Азия. Едва ли и самые горячие гуманисты в состоянии были бы сделать упрек той умеренности и благоразумию, с которыми употребляется сила в этой стране, искони не знавшей другого права, кроме права сильного.
П. М. Кошаров. Из альбома к путешествию на Тянь-Шань. 1857
Но по временам все еще приходится высылать отряды… Тогда начинается степной поход, который имеет много своей оригинальной прелести. Довольно заметить, что в Заилийском крае степной поход есть вместе и горный. В настоящем году войскам приходилось, прежде чем достигнуть Иссык-Куля, перевалить три горных кряжа: Алатау, Кок-Майнак и Тура-Айгыр, из которых первый достигает 7 тыс. футов, второй 5½ тыс., а третий не меньше 9 тыс. над уровнем моря, потому что еще 6 июля покрыт был снегом. Оттого движения были нелегки. Верблюды скользили на мокром снегу; лошади спотыкались о камни; люди, занятые поддержкой животных, приходили на ночлег в 9 часов вечера, выступали в 6 поутру. Но все забывалось при первом свете огонька, в офицерском кружке под шум самовара. Все горели желанием поскорее увидеть Небесный хребет и под ним синюю полосу Иссык-Куля. К сожалению, погода обманула ожидавших; только спустясь в долину Кунгей и подойдя на три версты к озеру, увидели его поверхность, дотоле покрытую туманом. Зато дня через три, когда ясная погода установилась, мы были награждены самым великолепным зрелищем: весь Небесный хребет, от Кызарта до Зауки, с его вечными снегами отчетливо представлялся глазам. При захождении солнца вершины гор были освещены разноцветными лучами, от золотисто-желтых на западе до синевато-розовых на востоке. Последние, едва видные в трубу пики при верховьях Текеса, Аксу и Туба, выдавались из темной синевы неба как фантастические видения, ибо вершины их, покрытые снегом, еще были освещены лучами, между тем как вокруг царствовала вечерняя мгла.
П. М. Кошаров. Старший султан Тезек Большой орды, племени атбанов. 1857
Отряд на биваке стоит спокойно и даже с удобством. Казаки и солдаты раскинут свои небольшие палаточки, без которых в здешнем климате было бы вредно проводить холодные ночи; офицеры поставят уютные коши (юрты). Там виднеется треножник с повешенными на нем сверх огня чайниками и котлами; здесь ловят рыбу небольшими сетями при громком хохоте и суете всех участвующих в ловле, ибо рыбы в озере изобилие. Тут веселое общество солдат-стрелков играет в чехарду в ожидании, пока сварится ужин. Артиллеристы приспособляют оглобли горного лафета, чтобы, покрыв их шинелями, уснуть потом в импровизированной палатке. Два-три киргиза готовят баранину в котле и жарят тюстюк (грудинка из барана) для султанов… Должно заметить, что несмотря на недавнее владычество русских в Большой орде, почетнейшие ее лица наперерыв хлопочут всегда попасть в отряды и участвовать в походах. Их манит не только честолюбие, общее всем азиятцам, но и желание лично участвовать в водворении на родной почве покоя, иногда желание видеть что-нибудь новое, наконец, просто охота прогуляться, чтобы потом рассказывать у домашнего очага про свои похождения.
П. М. Кошаров. Бурамбай, султан и манап дикокаменных киргизов [племени богинцев]. 1857
В прежние годы, с приближением русских все киргизы укочевывали; еще в прошлом году отряды не встречали никого на южной стороне Алатау; теперь старшины многих родов, уже уставшие платить коканцам зякет (дань), спешили присоединиться к отряду. Это было довольно занимательное зрелище - видеть сарыбагишского манапа, вступающего в русский лагерь. Подобно как у древних римских триумфаторов времен Аппия Клавдия, их шествие сопровождалось звуками рожка, очень пронзительными. С подобающим почетом они были принимаемы и по возможности наделяемы подарками. Зато кумыс являлся непосредственным спутником их, а это было важное подспорье в хозяйстве наших киргизов, да и лакомство для них и некоторых русских, уже поживших в степи. Кумыс, баранина и просо - главные кушанья киргизов, пилав из рису с бараниной уже роскошь, а пилав с изюмом только султанское кушанье. Зато чай с каждым годом входит в большее и большее употребление у киргизов. Бедняки пьют один его отвар, богатые употребляют при том изюм, сушеные абрикосы, кишмиш, иногда сахар. Но во всяком случае все почти портят вкус напитка закусыванием при нем боурсаков - небольших сухариков из пшеничной муки на бараньем сале.
П. М. Кошаров. Типы дикокаменных киргизов племени богинцев и сара-богишей (богу и кара-киргиз). Из «Этнографического альбома дикокаменных киргизов племени богинцев с картою, рисованного с натуры». 1857
Дикокаменные, или черные киргизы, называемые также бурутами, населяют долину всего Небесного хребта и ниспадающих от него отрогов, разделяясь на многие колена. Из них главные на северной покатости хребта роды - богу, сарыбагиши и султы. Старшины их называются манапами.
П. М. Кошаров. Из «Этнографического альбома дикокаменных киргизов племени богинцев с картою, рисованного с натуры». 1857
12. Бэшмэт, из шелковых и бумажных азиатских материй. Раб. кирг. и ташк. 13. Чапан, из разн. суконных и бумажных материй. Раб. кирг., кашг. и ташк. 14. Халат, из разных суконных и бумажных материй. Раб. кирг, кашг., ташк. и китайск.
П. М. Кошаров. Из «Этнографического альбома дикокаменных киргизов племени богинцев с картою, рисованного с натуры». 1857
1, 2. Калпаки. Из белого войлока, отделаны плисом и разноцветными шнурками. Работы киргизской. 3. Малахай. Такого же достоинства. Раб. киргизской. 4. Тебетей. Девичья шапка на бараньей подкладке, а верх красного сукна. Раб. киргизской и кашгарской. 5. Топу. Бывают из разных материй, вышиваются разноцветными шелками, гарусом, серебром и золотом. Работы кирг., кашг. и ташк. 6. Коран. В вышитом футляре. Раб. кирг. 7. Элэнчик. Головной убор женщин, из белого миткаля, длиною до 5 арш. Раб. киргизск. 8. Биль-бау. Кушаки мужчин и женщин, из разных материй. Раб. кирг., кашг., ташк. и русской.
Дикокаменные киргизы еще невзыскательнее к своей кухне, чем наши большеордынцы, уже успевшие поизбаловаться от знакомства с кое-какими русскими блюдами. Они и в одежде своей очень скромны. Богатый манап, у которого есть несколько тысяч голов скота, носит простой бумажный халат и гладкие кожаные чембары (кожаные шаравары) при грубых ташкинских сапогах. Наш киргиз Большой орды, мало-мальски зажиточный, уже имеет халат шерстяной или даже шелковой, чембары вышитые, сапоги козловые мягкие. Зато дикокаменные щеголяют прекрасными войлочными шапками, которые валяют из шерсти своих овец. Это пока единственное у них ремесло - промысел… [По пословице «Всякое ремесло промысл, только воровство не промысел» (В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Часть 3. 1865. Стр. 455.). - rus_turk.]
П. М. Кошаров. Дикокаменные киргизы племени богинцев на баранте. 1857
Дикокаменные киргизы племени богинцев на баранте с дикокаменными киргизами племени сара-богишей (барантой называется грабеж или набег на юрты и отбитие табунов). Грабежи эти иногда бывают и между своими племенами. В этой баранте с обеих сторон бывает до 3000 киргизов и нередко бывают большие убийства.
Племена эти ждут лучшей участи, чтобы развиться материально и нравственно. Природа не обидела их, сравнительно с другими киргизами, ни внешними условиями быта, ни духовными силами. Но несчастие их в зависимости - хотя не основанной ни на каком праве - от мусульманской страны и ее азиятски-дикой администрации. Кто же не знает, каковы могут быть условия подобной зависимости, когда и на Балканском полуострове, в глазах всей Европы, магометанский мир не может похвалиться гуманностью. В видах преуспеяния цивилизации нужно желать, чтобы дикокаменные наконец отдохнули от жестокого гнета, против которого пока сами бессильны.
П. М. Кошаров. Киргизы на утренней или вечерней молитве. Из «Этнографического альбома дикокаменных киргизов племени богинцев с картою, рисованного с натуры». 1857
Занятие Заилийского края, упрочение в оном наших казачьих поселений и владычества совершилось в управление нынешнего генерал-губернатора Западной Сибири и командира Отдельного Сибирского корпуса генерала от инфантерии Гасфорда. Главный элемент нашей в сем крае оседлости составляют казаки Сибирского линейного казачьего войска, расположенные станицами. В укреплениях регулярные войска.
Известная всем удалость, смышленость и воинственность
сибирских казаков поставляют их между всеми киргизами на высокую степень уважения и морального влияния. Умея говорить с киргизами на их природном языке, они совершенно знакомы с обычаями, нравами и уловками сего кочевого племени и одарены особенною способностию скоро знакомиться, понимать и помнить местность. Впрочем, это тебе, как служившему с ними, известно. О Заилийском же крае я постараюсь тебе сообщить впоследствии на досуге еще более подробные сведения, если не будешь так счастлив побывать сам в этой занимательной стране.
В.
Того же автора:
https://rus-turk.livejournal.com/537572.html Материалы о Верном и других населенных пунктах Семиреченской области:
https://rus-turk.livejournal.com/555456.html