В горах и на равнинах Бухары: Город Дюшамбе

Jan 06, 2023 21:21

Д. Н. Логофет. В горах и на равнинах Бухары. (Очерки Средней Азии.) - СПб., 1913.


Дехкане въезжают в Дюшамбе (со стороны Гиссара). 1920-е

Город Дюшамбе (т. е. Понедельник) находится недалеко от впадения реки Зигди-Дарья, или Дюшамбе-Дарья, в Каферниган, которая впадает в него в 4-х верстах ниже у кишлака Мунка-Тюбе. Являясь одним из главных пунктов по торговле хлебом, Дюшамбе привлекает на свои базары массу торговцев, отвозящих отсюда хлеб преимущественно в Бухару.

Почти сплошное таджикское население, среди которого лишь изредка встречались узбеки и киргизы, от Дюшамбе оканчивается, и далее за ним уже начинают преобладать узбеки, преимущественно родов кунград, и киргизы, родов кчи-марк-юз и локай, в значительном количестве разводящих киргизских лошадей, так называемой локайской породы. Лошади эти получили часть крови от гиссарских лошадей, которые в свою очередь были улучшены выводными арабскими жеребцами с конюшень, принадлежавших прежним владетельным гиссарским мирам. На базаре бросалось в глаза много крепких и довольно рослых лошадей, мало похожих на горных лошадей Восточной Бухары.

Тип узбеков также преобладал, и лишь изредка встречались таджики.

Сделавшись издавна торговым пунктом между Восточной и Западной Бухарой, Дюшамбе, благодаря этому, являлся местом, где в значительном количестве осели бухарские евреи, захватившие почти всю торговлю в свои руки. Красивые лица их напоминали библейские картины.

Сохранив в полной неприкосновенности свой тип, религию и язык, бухарские евреи являются совершенно не похожими на евреев Царства Польского, с которыми у них почти нет ничего общего. Переселившись в города Бухары еще во время завоевания края арабами, они составили собою особую группу населения, которая, несмотря на племенное родство с завоевателями, заняла крайне тяжелое положение в местной мусульманской жизни. Врожденная предприимчивость отдала в их руки всю торговлю бухарского государства, благодаря чему очень скоро в их руках сосредоточились большие денежные суммы. Высокий уровень благосостояния евреев среди остального населения и задолженность многих мусульман, делавших у них займы, представляли собою приманку, благодаря которой захваты и разграбление имущества у евреев появились еще в очень далекое время.

Общее бесправное положение всех подданных Бухары способствовало тому, что нуждавшиеся для своих войн и широкой жизни бухарские правители стали в свою очередь прибегать к займам, а затем вместо уплаты долгов и к секвестрам имуществ бухарских евреев. Стойкость в вопросах религии и обособленность от мусульман создали враждебное к ним направление среди мусульманского духовенства, объявившего их мекрух, т. е. мерзкими-нечистыми. Правительство, воспользовавшись этим, пошло еще дальше, создав целый ряд ограничительных законов по отношению всего еврейского населения. Воспретив браки между мусульманами и евреями, запретив им ношение оружия, а вместе с тем закрыв доступ в войска и к достижению должностей в государстве, законодатели ввели и внешние отличительные знаки, по которым легко узнать еврея, не смешивая их с мусульманами. Им запрещено было ездить верхом на лошадях, вместо пояса они должны подпоясываться веревкою и при встрече с мусульманином каждый еврей, едущий на ишаке, должен обязательно слезать и отдать поклон (кулдук).

Таким образом, бесправное положение в значительной степени понудило еврейское население к замкнутой жизни, но несмотря на это евреи Бухары мало похожи на своих русских сородичей, имея в общем много до крайности симпатичных сторон, унаследованных ими из патриархального быта своих далеких предков, живших в Палестине.

Безукоризненная честность, верность в слове, отсутствие мошеннических приемов в торговых делах завоевали им скоро уважение русских торговцев, ведущих с ними торговые дела. Получив в русско-бухарской торговле первенствующее место, бухарские евреи с самого начала сношений с русскими, благодаря свой предприимчивости, заняли роль посредников, заведя оптовые склады и снабжая затем из них русскими товарами почти всех торговцев мусульманских городов Бухарского ханства, в то же время сосредоточив исключительно в своих руках всю торговлю сырцовым шелком и обработку его в пряжу. Красильные мастерские шелка и изготовления шелковых материй почти во всей Бухаре принадлежат евреям, выработавшим свои особые приемы и способы в этой отрасли промышленности. И в то же время русские мануфактура и бакалея также переходят с фабрик в их руки.

- Здесь можно и водки достать, если угодно, - перед завтраком сообщил один из казаков, уже успевший разузнать на базаре.

- Откуда здесь водка? - удивился я.

- Здесь завод есть, бухарские евреи свою водку выделывают, страсть какая крепкая, что твой спирт. Из фрухта гонят, ваше высо-дие. Духовитая очень, - добавил он, входя в комнату и, как бы в подтверждение, внося с собою сильный сивушный запах, указавший нам, что разведчик уже порядочно успел хватить так понравившегося фруктового спирта.

- Разве разрешают в мусульманском городе выделывать водку? - спросил В. амлякдара.

- Ах, тюра, это наше несчастье, хотя эмир разрешил евреям делать для себя эту водку и запретил ее продавать правоверным, но соблазн велик, и многие, не выдержав искушения, часто у себя пьют потихоньку.

Желтоватого цвета водка, поданная на стол, оказалась чистым спиртом, страшной крепости, с сильным запахом сивушного масла, но все же имевшая отдаленное сходство с плохим коньяком.

Другие отрывки из книги:
Урус-Кишлак. Китаб. Постройка дороги в Термез
Термез
Шахрисабз и его великие люди
Якка-Баг

Того же автора: https://rus-turk.livejournal.com/621640.html

Материалы о Дюшамбе и других населенных пунктах Бухары:
https://rus-turk.livejournal.com/669271.html

.Бухарские владения, 1901-1917, Дюшамбе/Сталинабад/Душанбе, алкоголь/одуряющие вещества, таджики, евреи, логофет дмитрий николаевич, описания населенных мест, узбеки, история таджикистана

Previous post Next post
Up