В трущобах Акмолинска

Dec 02, 2014 01:09

Городские джатаки (корреспонденция из Акмолинска) // Киргизская степная газета. Особое прибавление к Акмолинским, Семипалатинским и Семиреченским областным ведомостям. 16 апр. 1895 г. (№ 14).

Город Акмолинск. Хлебная и мясная лавки. 1911

Акмолинск по преимуществу азиатский город. Преобладающий элемент его населения татары и киргизы. Татары, как везде и всегда, занимаются здесь исключительно торговлей и с помощью ее обирают добродушных и не сметливых киргиз, легко поддающихся разным обманам и хитростям их. Вообще татары, благодаря своеобразным торговым операциям, легко и скоро наживают себе состояния и живут совершенно обеспеченно: самые бедные из них, принявшись торговать по аулам мелочами, в каких-нибудь 5-8 лет богатеют и успевают обзаводиться хорошими домами и «кочующими лавками» в степи. Не то бывает с киргизами. Когда они переселяются в Акмолинск, негостеприимно их встречают новые условия и обстановка жизни, которые дают им понять, как трудно жить в городе. В первое время по переселении джатаки так же, как и в степи, продолжают вести бездеятельную и беспечную жизнь, пока крайняя необходимость не заставит их приняться тяжелым трудом добывать себе пропитание. При крайней бедности им приходится дорожить каждым добытым грошем и беречь его как какую-нибудь святыню, чтобы как-нибудь выйти из тяжкого материального положения. Впрочем, некоторые из таких киргиз, усвоив приемы татар, богатеют и тоже обзаводятся домами, лавками. Подражая татарам, они записываются в купцы и торгуют на славу. Другие, поправившись в средствах, добровольно записываются в мещане и охотно отправляют все повинности мещанского сословия. Большинство же джатаков подвергаются всем последствиям крайней бедности и нравственной распущенности. Такие несчастные джатаки исключительно живут в северной части города, в тесных, сырых и темных землянках. При виде этих человеческих жилищ невольно задаешься вопросом: неужели в таких норах живут люди? При входе в землянку вы увидите самую бедную обстановку, какая только может существовать; вместе с людьми увидите телят, ягнят, козлят, которые своим убогим видом как бы дополняют печальную картину человеческого жилья.

Вечно нуждаясь в средствах, обитатели этих трущоб, чтобы удовлетворить своим жизненным потребностям, нередко прибегают к разным непохвальным способам добывания себе денег. На кое-как заработанные гроши они «алыпсатарничают» и ловко обирают или обманывают своих степных братьев, которые слишком доверчиво относятся к ним в надежде, что те им свои люди - не обманут и не обидят, - и на добытые правдою и неправдою гроши пьянствуют, покупают табак и играют в азартные игры. Особенно распространены у них игры в «орлянку» и в «три листика». Городские джатаки целый день готовы проводить в игре в «три листика» - в особенности с приезжими из степи киргизами. При этом они пускают в ход мошеннические проделки, благодаря которым ничего не подозревающие простодушные степняки оказываются обобранными до последней копейки. Чтобы привлечь к этой игре и обыграть жертву, кто-нибудь из мошенников притворяется донельзя пьяным и является туда, где остановились только что какие-нибудь приехавшие из степи киргизы.

Те недружелюбно принимают его. Пьяный вызывает любителей карточной игры на деньги. Никто не изъявляет желания. В это время являются товарищи мнимо пьяного мошенника, которым он и предлагает играть с ним в «три листика». Новоприбывшие делают вид, что они совершенно незнакомы с пьяным, и только после некоторого колебания решаются играть на деньги. Начинается игра. Притворившийся пьяным сначала проигрывает им несколько рублей и, как будто сердясь на свои неудачи, объявляет, что у него много денег и он готов играть целый день. Для подтверждения своих слов мошенник из кармана вынимает большой кошелек. Товарищи уговаривают степных киргиз, чтобы и они приняли участие в игре, в одной с ними компании, чтобы обыграть до последней копейки пьяного богача. Приезжие киргизы упорно отказываются, говоря, что они не знают, как играют на деньги, и не знают самой игры в «три листика».

Помилуйте, - восклицают мошенники, - что за беда, мы вас живо научим, как играть в «три листика». Так как эта игра совершенно легкая, то степные киргизы скоро научаются и присоединяются к компании. Пьяный, чтобы воодушевить их, проигрывает несколько рублей. Последние, радуясь первому успеху, входят в азарт и, чтобы сразу обобрать пьяного, ставят большие ставки. Тут-то и действуют мошенники. В несколько минут воодушевившиеся игроки остаются без копейки. Если они, поняв в чем дело, примутся возражать, то дело кончается потасовкой, в которой они же обыкновенно и пострадают.

Прежде городские джатаки без всякого стеснения играли в орлянку и в карты на улице, на базаре, на площади, словом, везде, где можно найти неосторожных охотников карточных игр. Долгое время никто не обращал на это внимания, пока начальство не приняло меры и строго запретило публичные азартные игры. Однако до сих пор мошенники продолжают предаваться игре, скрываясь где-нибудь в затаенных местах, куда не заглядывают полицейские, а также на квартирах приехавших на время из степи киргиз.

Еще об Акмолах/Акмолинске, ныне г. Астана:
А. К. Гейнс. Дневник 1865 года. Путешествие по Киргизским степям;
В. А. Остафьев. Землевладение и земледелие Сибирского казачьего войска;
А. Шерстобитов. Акмолинск. (Очерк из заметок туриста).

Другие статьи из «Киргизской степной газеты»:
Из поездки в Петербург;
Поимка конокрада в степи.

купцы/промышленники, .Акмолинская область, киргизская степная газета, казахи, Акмолинск/Акмолы/Астана/Нур-Султан, жилище, татары, история казахстана, описания населенных мест, 1876-1900

Previous post Next post
Up