Коряков, или Павлодар

Aug 28, 2013 00:50

А. К. Гейнс. Дневник 1865 года. Путешествие по Киргизским степям // Собрание литературных трудов А. К. Гейнса. Том I. - СПб., 1897.

12-го сентября. Выехали в Коряков, или, как его называют, Павлодар. Дорога вообще имеет тот же вид. Холмы уменьшаются по удалении от Баян-Аула. Местность постепенно сглаживается и наконец совершенно сравнивается. Кое-где группами попадались соляные озера. Я и Гутковский, мы ехали вместе с Мусой, которого тарантас был послан вперед. Сделав около семидесяти верст, мы остановились у аула Урманчинской волости, расположившегося на кзеу (осенней стоянке) близь вырытых с этою целью колодцев. Я пошел в аул; он небогат; стада немногочисленны. Есть много бедняков, которые не имеют даже юрты. Вместо последней они живут под двумя коматами кюрече [То есть под канатами кереге. Кереге - круглый решетчатый остов юрты, состоящий из нескольких скрепленных друг с другом секций (канат). - rus_turk], сложенных так, что их жилище становится похожим на французские tentes abris. Этот шатерчик покрыт кошмами. Для выхода удушливого кизякового дыма открывают юрту сбоку. В середине чад, грязь и бедность самая ужасающая. Большею частью эта бедность в зависимости от страшного джута 1862 года.

13-го сентября. Ехали целый день к Корякову. По пути нашем лежало много солончаков и соляных озер. В особенности богато поваренною солью озеро Калкаманское, близ пикета того же имени. Степь здесь совершенно верна своему имени. Огромная ее плоскость ровна чуть не математически. Скудная растительность покрывает ее.

«Какие богатые травы послал в этом году Бог, - беспрерывно повторял Муса, - такого урожая мы не видели с того года, когда взошел на престол император».

А мне кажется эта трава до крайности бедною.

Поздним вечером приехали к юртам, раскинутым по берегу Иртыша. Юрты принадлежали киргизам Баян-Аульского округа братьям Казангановым. Подъехавши, я увидел только несколько огромных юрт, но каково же было мое изумление, когда, войдя в середину одной из них, я увидел мебель, столы, и на них приготовленный чай, закуски, десерт и проч. Весь пол был устлан отличными бухарскими коврами. Кюрече были прекрасно выкрашены яркими цветами; тесьмы, чии, все было щегольское. Нашему председателю разбили еще более роскошную юрту. Кроме того, была разбита юрта для самих Казангановых, для нашей прислуги, и еще одна запасная.

Казангановы очень богаты. Они ведут обширную торговлю скотом, который, по преимуществу, гонят на золотые прииски Восточной Сибири. Этою торговлею они составили миллионы. После продолжительного ужина, пития разных вин и в том числе неизбежного шампанского, мы разошлись по постелям.

14-го сентября. Утро было очень хорошо. После закуски и желания опять угостить нас шампанским пошли пешком к Иртышу, где для нас был уже приготовлен паром. Переехавши, мы разбрелись по квартирам.



Иртыш и город Павлодар. 1897

15-го сентября. Коряков, где мы теперь находимся, переименован Гасфордом в 1860 г. в город и произведен в Павлодар, хотя народ во всей степи по-прежнему называет его Коряковым. Он получил значение вследствие своего положения на Иртыше между Семипалатинском и Омском и близостью Коряковского соляного озера, на котором добывают до миллиона пудов соли ежегодно. Из Тюмени по Тоболу, Оби, Иртышу ходит семь пароходов. Когда в Иртыше вода велика, пароходы поднимаются до Семипалатинска, отвозя туда европейский товар; если же Иртыш мелок, товар довозят до Корякова и оттуда везут гужем в Семипалатинск. Из Корякова везут соль, предназначаемую для снабжения Тобольской губернии. Из Семипалатинска или, если в Иртыше воды мало, то из Корякова, возили прежде, до восстания Дюнгана, китайский товар, теперь возят кожи, сырые произведения и графит с приисков Мамонтова (Сергиопольского округа, около Тарабогатая) и Самсонова.

Коряковское озеро снабжает солью только Сибирь; тут же в Киргизской степи соляных озер так много и добывка так легка, что само правительство было принуждено объявить Калкаманское озеро и другие свободными. Количество соли, предназначенное к добывке из Коряковского озера, определяется Тобольской палатой. Озеро от пристани двадцать пять верст. За ломку соли и доставку ее на пристань определяется киргизам невероятно дешевая цена, по копейке с пуда. Это было мне непонятно, покуда не прочел в деле, взятом мною у соляного смотрителя, следующее: киргизы в настоящем году не шли на тяжелую работу к озеру за копейку с пуда; соляной ревизор написал свирепую бумагу начальнику Семипалатинского внутреннего округа с решительною просьбою пояснить, для донесения по своему начальству, отчего киргизы не идут на работу. Тот отвечал, что цена низка, но прибавил, что будет содействовать приисканию рабочих, вслед за тем пришлет список нанявшихся рабочих.

Нужно не забывать, что киргизы смертельно боятся всяких бумажных угроз и кляуз, и чтобы отделаться от них, платят целыми волостями пропорционально состоянию каждого члена, чтобы собрать надлежащую сумму. Конечно, рабочие и явились *.

Коряков скверный и маленький городишко.

_______________

* Из Коряковского соляного озера с 1854 по 1866 год выломано:
К 1854 году осталось выломанной соли 475.040 пудов. Выломано в 1854 г. 560.000 пуд. В 1855 г. ничего не выломано. В 1856 г. - 560.000. В 1857 г. не ломали; в 1858 г. - 300.000. В 1859 г. - 745.000. В 1860 г. - 1.248.000. В 1861 г. - 1.254.000. В 1862 г. - 630.000. В 1863 и 1864 гг. ломки не было. В 1865 г. назначено выломать и перевезти 800.000 пуд.Материалы о Павлодаре и других населенных пунктах Семипалатинской области:
https://rus-turk.livejournal.com/548880.html

См. также другие отрывки из книги А. К. Гейнса.

чиновники, заводы/фабрики/рудники/прииски/промыслы, 1851-1875, история казахстана, народное хозяйство, описания населенных мест, купцы/промышленники, казахи, русские, жилище, Павлодар/Коряков, флот/судоходство/рыболовство, Калкаман, .Семипалатинская область, гейнс александр константинович, Семипалатинск/Семиполатинск/Семей

Previous post Next post
Up