Люцерн. ч.4. Транспортный музей, окончание.

May 26, 2010 15:14

Поскольку изначально, с момента задумки в 1942м году, музей транспорта задумывался как железнодорожный, то достаточно логично получилось, что железнодорожная часть экспозиции наиболее интересна. Тем не менее, в остальных его частях тоже есть что посмотреть.

Автомобильная часть музея сделана очень необычно, но очень показательно, я бы сказал, очень по-швейцарски, и очень-очень демократично. Но, как мне кажется, следуя принципу "лучшее враг хорошего", с демократией устроители переборщили.



Вот как (внизу)всё это устроено:


Собственно экспозиция представляет из себя здоровенный стеллаж, на котором хранятся экспонаты. Ни подойти, ни обойти, ни почитать о каждом из них никакой возможности нет, до мюлузского автомузея - как до Луны.

Экспонаты самые разные, про некоторые из них и не поймёшь, что они делают в автомобильной экспозиции.










А дальше происходит вот что:

Перед этажеркой с автомобилями смонтирован амфитеатр небольшой, человек на 100-150. Перед каждым сидячим местом находится красное полушарие размером примерно с апельсин. Раз в полчаса публика собирается в этом амфитеатре и голосованием определяет, о чём им будут рассказывать.
На экране перед публикой появляется тётенька, которая для начала демократично спрашивает, на каком языке мы будем слушать рассказ. На каждое её предложение: "Инглиш? Дёйч? Франсэ? Эспаньол?" народ начинает лупить по красным полушарикам. На какой язык больше настучат, на том и будет рассказ. Дальше - больше. После демократичного выбора немецкого языка (а какой вы хотели в немецкоговорящем городе?) таким же образом предлагается выбрать в несколько заходов, в соревновании с выбыванием, автомобиль. Поскольку основная масса посетителей - школьники, для которых сам процесс стука доставляет гораздо большее удовольствие, чем последующий рассказ, то проще было бы крутить колесо рулетки или бросать монетки. Зато - демократия.




В этот раз звёзды сошлись на фиатике 500 Тополино 1954го года выпуска. Транспортёр снимает машину со стеллажа и ставит перед аудиторией. Машина важно крутится в ту и другую сторону на подиуме, подойти к ней по прежнему нельзя. Нам рассказывают и показывают фильм о машине, возможно, даже очень интересный, сложно сказать, совсем не зная языка.



Недемократичную идею поставить переключатель с понятным языком к каждому сидячему месту я всё же не решился предложить, поймут, что я из тоталитарной страны, зачем мне оно? Про возможность подойти к каждой машине + монитор возле неё с тем же самым фильмом я вообще молчу.

На этом, не досмотрев фильм, мы "осмотр" автомобильной части музея закончили и вышли подышать на улицу.



Этот красавец возил раньше пассажиров в цюрихском аэропорту.



Конвэйр Коронадо 990 - одна из первых и она же последняя попытка фирмы конкурировать с Боингом и Дугласом на рынке пассажирских лайнеров. Швейцарцы были одними из первых и немногих заказчиков самолёта. Конвэйр сделал ставку на скорость - его лайнеры были на 10% быстрее Воинга 707 и Дугласа DC8, но при этом значительно дороже в производстве и очень неэкономичными в эксплуатации.
После постройки нескольких десятков самолётов фирма навсегда свернула тему гражданской авиации.

Сразу за ним - Дуглас С47 Дакота или Скайтрэйн. Таких машин выпущено более десяти тысяч штук, это основной транспортный самолёт союзников во время войны. Как видно, здесь он и после войны использовался на местных линиях.



Повернувшись в другую сторону, мы видим "Риги" - пароход, возивший по Люцернскому озеру туристов ещё 160 лет назад. Считается самым старым из сохранившихся механических транспортных средств Швейцарии. В павильоне за пароходом - самое старое сохранившееся немеханическое транспортное средство.



Вот такое. Эта окаменевшая лодка 3500-летнего возраста была найдена в озере возле Биля в 1991м году.



Типичный представитель швейцарского флота, сторожевой катер 40-х годов годов "Шпиц". Времена были в Европе неспокойные, и Швейцария решила построить флот, способный оперировать на озёрах в случае нападения. Девять построенных катеров были распределены между тремя важнейшими водоёмами страны; вооружение варьировалось: на некоторых катерах стояли пулемёты, на некоторых - противотанковые пушки.

За ним оранжевая лодка. Сама по себе - ничего особенного, я её даже не сфотографировал отдельно. Эта лодка спасла 36 человек, когда в 1964 году возле голландского побережья во время шторма и плотного тумана судно "Карона" под швейцарским флагом было протаранено и брошено либерийским транспортом. Весь экипаж перешёл на единственную уцелевшую лодку и выгрёб на сигналы маяка.



Сейко Накаджима работал в корпорации Кэнон в Японии. Однажды он поехал в Европу, в Гриндельвальд и встретил прекрасную женщину. Они поженились. У семьи в собственности был старинный отель, который приходил во всё больший и больший упадок. Чтобы увеличить прибыль отеля Сейко, поменявший в честь новой родины фамилию на даГриндельвальд, решил провести пиар-акцию - построить моторную лодку и проплыть на ней от Швейцарии через Флориду до Нью-Йорка. Поскольку моряком он не был, модели лодки он сперва строил в собственной ванной.
Не всё задуманное им получилось - уже через милю после старта в Базеле лодка врезалась в мост (отметину видно на фото); после выхода в океан швейцарские бюрократы потребовали сменить флаг, мотивируя это несоответствию лодки океанским стандартам; на пути к островам Зелёного Мыса Сейко попал в шторм, что привело к решению переплыть Атлантику, всё-таки погрузив лодку на корабль.
Вернувшись домой, Сейко написал книгу, а лодку передал в музей.
Удалось ли увеличить прибыль отеля, я не знаю.




Большое внимание, так же, как и в железнодорожной экспозиции, уделено моделькам.

Выходим теперь из водоплавающей части музея, идём в летающую. Компоновка экспозиции тут достаточно обычна для авиамузеев, но очень неудобна для осмотра - самолёты развешены друг над другом как попало.



Единственный экспонат, который удостоился части стоять не в толпе, а наособицу, это Дюфо IV, первый взлетевший самолёт швейцарской конструкции.
Братья Арман и Анри Дюфо не имели особого опыта постройки самолётов, просто швейцарский автомобильный клуб пообещал выплатить 1000 франков создателям первого самолёта, спроектированного и построенного в Швейцарии. Так что на их месте мог бы оказаться кто-то другой. Но они успели стать первыми, потом на том же самолёте, тоже за приз, первыми перелетели Женевское озеро, и остались в истории страны, а их самолёт - в музее.

Все остальные расположены большой пребольшой кучей, сейчас я эту кучу буду показывать с разных ракурсов.



Сверху - жёлтый самолётик по прозвищу Блоха. Его построил в 1931м году Анри Минье, когда не смог сдать экзамены на пилота. Самолёт изначально планировался максимально примитивным, стоимость деталей для изготовления составляла около 350ти долларов. Минье утверждал, что любой человек, способный управлять автомобилем, сможет освоить и его Блоху. Несмотря на то, что достаточно они часто бились, копии этой штуки оказались очень популярными, до сих пор любители собирают их по всей Европе.

Под Блохой - самолёт известнейший, легендарный Шторьх. Фронтовой разведчик вермахта, способный при определённых условиях взлетать чуть ли не вертикально, в полёте против ветра зависать месте, садиться на 60-метровую кочковатую полянку и перевозиться в кузове небольшого грузовика использовался ВВС Швейцарии до конца 50-х годов.

За ним виден Пилатус PC-9, один из примеров того, что сейчас производит швейцарская авиапромышленность. Самолёт разработан в середине 80-х для тренировки будущих военных пилотов и до сих пор закупается странами, для которых покупка у традиционных поставщиков авиатехники недостаточна/невозможна.



Посередине - самолёт с названием "K+W C-36". До конца 1930-х годов ВВС Швейцарии комплектовались импортными самолётами; основным истребителем был, к примеру, Мессершмидт Bf-109. Однако, в конце 30-х, в связи с началом известных событий, возможность импорта стала ставиться под сомнение и было решено создать свой собственный боевой самолёт, причём постараться разом совместить в нём максимальное число функций.

К 1942му первые самолёты стал поступать на вооружение. Считалось, что он может быть и истребителем, и лёгким бомбардировщиком, и разведчиком. Такая разносторонность не была, как известно, проверена в реальных боях, к 1952му все самолёты были списаны.

Правее-ниже на фото N-20.2 "Арбалет" - прототип реактивного истребителя, который должен был заменить С-36 в конце 40-х. Обратите внимание на хитрую схему расположения двигателей. У самолёта два двигателя на крыле...



... и два двигателя под крылом. Испытания проходили несколько лет, но ничего толкового не вышло. С тех пор швейцарцы отказались от комплектации ВВС машинами собственной разработки.
Слева-сверху над Арбалетом - спутник. Не копия, как обычно, а реальный спущенный в орбиты в порядке эксперимента европейский спутник.



Фоккер VIIa - первый относительно массовый самолёт гражданской авиации 20-х годов. Десять мест, индивидуальная отделка каждого самолёта, отапливаемая кабина, дополнительная шумоизоляция, просто суперлайнер по тем временам. Надёжность тоже была на уровне, экземпляр с фотографии летал до 1955 года в санитарной авиации Швейцарии.

Мало того, что машина была надёжной, она имела сумасшедший резерв для улучшения. Практически без переделок на такую машину ставили два дополнительных двигателя, что позволяло устраивать сверхдальние по тем временам рейсы; именно на такой машине Бёрд впервые облетел Северный полюс (через много лет выяснилось, правда, что это было враньё).
На модернизированном Фоккере был впервые достигнут Южный полюс (на этот раз взаправду); совершен перелёт из континентальной части США на Гавайи; через Тихий океан через Гавайи и Фиджи в Австралию; из Австралии в Новую Зеландию; именно на трёхдвигательном Фоккере Амелия Эркхарт стала первой пассажиркой через Атлантику.



Локхид 9С Орион 1931 года. Первый авиалайнер, на котором существовала система уборки шасси. Первый и последний авиалайнер, летавший быстрее современных ему истребителей. Но повозить пассажиров он смог только в течение трёх лет - в 1934м году США ввели на своей территории правило, что пассажирские самолёты должны иметь более одного двигателя. После этого самолёты были переданы почтовому ведомству.



И напоследок вот такое чудо. Это гондола воздушного шара, на котором в 1998м году Бертран Пикар сделал одну из попыток совершить облёт земного шара. Неизвестно, чем бы она закончилась, но, пролетев 8.000 км, Пикар упёрся в Китай - они не дали разрешения на пролёт над своей территорией, пришлось садиться в Бирме.

И совсем последнее, что хочется отметить: такого внимания к музею от местной публики я не ожидал.
Не сказать, чтобы везде были толпы, но той пустоты, которая встречалась мне в других технических музеях, здесь не было, несмотря даже на рабочий день. Особенно позавидовал я тому, что было очень много семей с детьми.

транспорт, швейцария, про меня

Previous post Next post
Up