Неканонические иконы?

Aug 29, 2011 22:01

От редакции. См. комментарий: http://expertmus.livejournal.com/45268.html


«Святой мученик отрок Андрюша Ющинский Киевский» (См.: http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/03/24/ssha_sdelali_vyzov_presvyatoj_troice/?p=0 )

Местночтимый киевский святой, ученик приготовительного класса Софийского духовного училища в Киеве. Его обескровленное тело было найдено 20 марта 1911 года. Расследование убийства вылилось в громкий судебный процесс - так называемое «дело Бейлиса». В ходе процесса еврейское население Киева было обвинено в ритуальных убийствах. Одним из инициаторов прославления мученика был философ Василий Розанов. Самочинная икона пользуется популярностью среди прихожан так называемой Украинской православной церкви Киевской патриархии.

Отец Михаил: - Господь только знает, какой стала судьба этого мальчика. Вне сомнений, он погиб страдальчески. Но такое принесение политических страстей на иконописную доску никогда не было свойственно церкви. Такие изображения встречаются крайне редко. Политика разделяет людей, и именно по этой причине церковь от нее отдалена. Потому что Христос пришел спасти всех людей, не различая их по политическим взглядам. Если церковь будет ассоциировать себя с одной политической силой, куда же деваться ее противникам? Вот в нашем храме, например, вместе молятся грузины и абхазы. Эти люди в ином месте смотрели бы друг на друга через прицел. Мне приходилось здесь крестить скинхедов и крестить людей, которые, скажем так, не находят со скинхедами общего языка. Христос примиряет всех. Принесение суетных политических идей на церковную почву неизбежно калечит религиозное сознание.



«Иосиф Петроградский, попирающий Патриарха Сергия»

Лубок в виде иконы написан по мотивам афонской фрески, на которой св. Марк Ефесский попирает Римского Папу. На этом изображении, изготовленном кем-то из иконописцев РПЦЗ в 80-х годах, отображен внутрицерковный конфликт 20-х годов прошлого века между церковью «белой» и «красной».

Отец Михаил: - Несмотря на то, что эта картиночка выполнена вполне в традиционной иконописной стилистике, иконой ее язык не повернется назвать. Нарисована хорошо - соблюдено даже портретное сходство. Но без жгучей ненависти к Патриарху Сергию этот образ не мог бы быть написан. Одержимость автора видна в парадоксальной ненависти к собственному народу и своей церкви. При том, что автор этой картинки, скорее всего, был крещен в нашей церкви. Не знаю, как нужно было обозлиться, как нужно было открыть свою душу для таких страстей.



«Новомученик святой старец Владимир Ленин»

«Образы» с изображением вождя пролетариата характерны для раскольников-беспоповцев, которые восприняли советскую власть как антагониста власти царской. А враг моего врага - мой друг. Этот «образ» был сфотографирован в Республике Коми в середине 90-х годов, когда-то он помещался в одной из молелен.

Отец Михаил: - Ленин - это человек, о христианском мировоззрении которого неизвестно ничего, кроме пятерки по Закону Божьему в его аттестате. Все остальное его отношение к христианству - это злоба и сатанинская одержимость. По рассказам современников, его просто корежило при упоминании Имени Божьего. Изображать его на иконах - кощунственно.



«Светский образ»

Их тысячи. Живописные изображения Христа Спасителя не запрещены. Но в последние годы подобные неканонические образы можно встретить в храмах.

Отец Михаил: - Перед такой иконой сложно молиться. Перед картиной «Христос в пустыне» Ивана Крамского можно лишь поразмышлять. Иными словами, эти изображения щекочут нервы. Творчество может питаться священными сюжетами. Другое дело, что их нельзя называть иконами. Есть и другие примеры. У нас есть признанные чудотворные иконы, которые написаны с отступлением от канонов. Например, икона «Умиление Пресвятой Богородицы» - келейная икона преподобного Серафима Саровского. Икона написана в стилистике светской живописи XVIII - XIX веков, тем не менее эту икону мы почитаем, и ее каноничность не вызывает сомнений.



«Великомученик император Павел I» (См.: http://expertmus.livejournal.com/45268.html )

Самочинный образ был явлен 24 марта 2006 года в Петропавловском соборе на панихиде по убиенному императору некими монархистами-радикалами. Автор неизвестен.

Отец Михаил: - Это тоже привнесение политических страстей в церковь. Несомненно, что человек претерпел мученическую кончину. С другой стороны, его политика в отношении церкви была по меньшей мере странная. Именно он ввел в титул российского императора именование Глава церкви. Это кощунство, глава церкви - это Христос. Мне не очень понятно упорство этих людей, написавших этот неканонический образ. В эпоху Павла Первого было множество людей святой жизни. Например, митрополит Санкт-Петербургский Гавриил, возродивший монашескую традицию в России. При этом нет свидетельств народного почитания императора Павла на протяжении двухсот лет.



«Чернобыльский Спас»

Икона была создана на народные пожертвования и даже была освящена 31 августа 2008 года в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска. Написана в Задонском Богородицком мужском монастыре.

Отец Михаил: - Это скорее наивное искусство. Больше живопись, и я вполне представляю себе такую картину, написанную светским художником. Это искренне сделано, с живым религиозным чувством.



«Воскрешающая Русь»

Образ написан по видению некой жительницы Пятигорска Ольги Павленко в конце 90-х годов. В настоящий момент икона распространена в списках, ксерокопиях, ее можно купить у «странников» и в церковных лавках некоторых монастырей.

Отец Михаил: - Церковь учит крайне осторожно относиться к своему мистическому опыту. Человек может демонское обольщение принять за что-то благодатное. Он может принять за откровение нервное дрожание, переживания какого-то соматического характера. Но Господь найдет способ открыть человеку свою волю посредством других людей. Богу угодно, чтобы люди наставлялись людьми же. «Чтобы друг другу тяготы носили и так исполняли закон Христов» - так говорил апостол Павел.



«Григорий Распутин (Новых)» (См.: http://rublev-museum.livejournal.com/134571.html )

Эта самочинная икона написана художником из так называемой «Церкви Иоанна Богослова», предположительно неким братом Романом, проживающим в Германии. Образ Григория Распутина крайне популярен в разных околоправославных течениях. Существуют и известны около трех десятков самочинных и неканонических образов с Григорием Распутиным.

Отец Михаил: - Очень яркий пример такого воспаленного сознания. Это крайне пререкаемая личность, очевидно, принадлежавшая к хлыстовской секте. Есть свидетельства многих святых, что этот человек был крайне вреден для царской семьи и России. Этот человек, очевидно, принадлежал к хлыстовской секте. Конечно, не может быть и речи, чтобы изображения этого человека находились в православных храмах.



«Мученики Беслана» (См.: http://expertmus.livejournal.com/38705.html )

Образ написан санкт-петербургским иконописцем Михаилом Осипенко сразу после трагических событий. В основу сюжета легло библейское повествование об избиении вифлеемских младенцев. К сорока дням икона была доставлена в Аланский Успенский мужской монастырь в Беслане. По слухам, самочинный образ был освящен, но впоследствии РПЦ этот факт категорически опровергла.

Отец Михаил: - Понятно желание и чувства того, кто написал этот неканонический образ. Мы верим, что Господь, конечно, принял невинных страдальцев в свою небесную обитель. ...Но есть один важный момент. Человек в церкви должен уметь ждать и доверяться солидарному церковному мнению. В настойчивом желании добиться почитания чьей-то памяти слишком много человеческого. Сергий Преподобный пролежал в могиле 30 лет, прежде чем его мощи подняли. А прославлен и причислен к лику святых он был еще позже. Необходимы были свидетельства подлинного, всенародного почитания. Очень ярко это проявилось в истории с канонизацией царской семьи. Люди много лет смиренно ожидали церковного решения. Но были и те, кто с упорством изображал царскую семью и ставил эти изображения в храмах. Но все материалы по канонизации были оглашены на Поместном соборе лишь в 2004 году. Высшей церковной властью было принято решение причислить их к лику святых, в одном из пунктов этого решения особо указывается на разрешение писать иконы.



«Великомученик Евгений Родионов» (См.: http://rublev-museum.livejournal.com/31425.html )

13 февраля 1996 года Евгений Родионов попал в плен к чеченским боевикам и после отказа снять нательный крест был зверски убит. Евгений Родионов считается местно-чтимым святым, но пока не канонизирован церковью. Существуют два образа Евгения Родионова, написанных по канонам иконографии.

Отец Михаил: - Понятно стремление людей причислить его к лику святых, но нужно набраться терпения. То, что Евгений Родионов формально не причислен к лику святых, в его судьбе уже ничего не изменит. Если человек отказался отречься от Христа и был за это убит, несомненно, он находится в числе мучеников. Тем не менее, прежде общецерковного решения о прославлении святого иконы писать не следует.



«Царь Иван Грозный» (См.: http://expertmus.livejournal.com/62054.html )

Считается местночтимым святым во Владимире. Известно несколько десятков неканонических и самочинных икон.

Отец Михаил: - Если деятельность Ивана Васильевича сравнить с деятельностью его современников - европейских правителей, его личность покажется травоядной, вегетарианской. Но это не повод так настойчиво добиваться причисления его к лику святых. Церковь в свое время высказалась по этому поводу - оснований для причисления его к лику святых пока нет.



«Николай Псковоозерский (Гурьянов)»

Один из самых почитаемых праведников и старцев нашего времени. Последние годы жизни провел на острове Залит в Псковском озере, который стал местом народного паломничества. Обладал провидческим даром. Якобы был сторонником канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина.

Отец Михаил: - По свидетельству многих, это был очень достойный батюшка, но нужно понимать, что вокруг него было множество корыстных и прельщенных людей. Вообще взыскание такой неординарной благодати не является признаком нормальной духовной жизни человека.



Адольф Гитлер: «Атаульф Мюнхенский, великомученик Берлинский»

Творчество адептов «Русской Катакомбной Церкви Истинных Православных Христиан». Само название секты звучит как диагноз. Психические заболевания заразны - существует три вида «иконы» с Атаульфом, которые в списках расходятся по России.

Отец Михаил: - Это за пределами добра и зла. Без комментариев, хотя пару слов хочу сказать. Думают ли православные люди, защищающие Власова, Гитлера, о том, какая судьба была им уготована в Третьем рейхе?



«Плач Иисуса Христа об абортах»

Это действительно «народная» икона. Образ известен не менее двух десятков лет и распространен среди верующих. По словам современного сибирского иконописца Сергея Колько, он делал один из списков этой иконы по просьбе настоятеля храма Святых царственных мучеников (Омско-Тарская епархия), с маленького карманного образка. Наверное, это единственная из неканонических икон, которая не вызвала резкого отторжения иерархов церкви. 23 ноября 2007 года состоялся чин освящения этой иконы. По мнению отца Михаила, это все-таки живопись...

СПРАВКА «КП»

Признаки канонической иконы - Условность изображения. Изображается не предмет, а идея. Портретные сходства условны. По каноническим требованиям русской иконографии на православных иконах нет признаков чувственной и плотской привлекательности. - Для канонической иконы характерна обратная перспектива: точка схода располагается не на линии горизонта (в глубине образа), а в стоящем перед иконой человеке. При этом удаленные предметы увеличиваются в размерах, а в прямой перспективе наоборот. По мнению богословов, это облегчает молитву. Восприятие изображения получается панорамным, напряжение с глаз снимается, и образ воспринимается сердцем. - Нет внешнего источника освещения. Свет идет из глубины, свечение образа «внутреннее». - В канонических иконах изображение единовременно, композиция статична. Если необходимо изобразить движение, иконописец делает его малореалистичным, подчеркивая статику образа.

05.11.2009
Дмитрий Стешин

От редакции. См. по теме статью «Топ-50, слабое звено и приговор кощунникам»: http://expertmus.livejournal.com/56762.html

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html





Метки: #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #Православие, #монастырь, #музей_имени_Рублева, Андроников монастырь, Музей имени Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, досье, иконопись, лекторий, расследование#rublevmuseum #andreyrublevmuseum
@ Музей Андрея Рублева
Метки: #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #Православие, #Рублев, #Рублева, #монастырь, #музей_имени_Рублева, #протест, andrei rublev, Андрей Рублев, Андроников монастырь, Музей имени Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, досье, иконопись, лекторий, прп. Андрей Рублев († 1428), расследование

Русская Православная Церковь, расследование, #Рублева, #МузейРублева, лекторий, #andreyrublevmuseum, #МузейноеЕдинство, #МузейАндреяРублева, #монастырь, #rublevmuseum, #Православие, #музей_имени_Рублева, #Музей, #протест, #Рублев

Previous post Next post
Up