Церковь и музеи делят недвижимость в Ростовской области

Aug 29, 2011 19:38



29.08.2011 13:25

Музейщики и православные служители Ростовской области вступили, судя по всему, в долговременную тяжбу - за территории и здания, находящиеся в государственной собственности, но по документам имевшие некогда отношение к Церкви. У каждой из сторон свои доводы.



Еще недавно дружные соседи - настоятель Свято-Одигитриевского прихода и директор акайского военно-исторического музея сегодня лишний раз не хотят встречаться. Яблоко раздора - 327 федеральный закон, согласно которому имущество, принадлежащее Церкви до революции 1917 года, вновь к ней возвращается.

Спорных объектов в Ростовской области пока два - музейный комплекс в станице Старочеркасской и почтовая станция в Аксае. Директор Ирина Панченко, позицию Церкви не разделяет. В документах начала 20 века описаны лишь архитектурные особенности зданий, числившихся за приходом, но названий конкретных улиц и номеров домов не указано. "Это не храм, это не часовня, это ни какой-то памятный монастырь и место поклонения или место моления, куда люди ходят. Это всегда было светским уголком, это имение казачьего полковника Лотошникова и один из его наследников решил причитающегося ему имущества по наследству продать станичному правлению, а уже станичное правление Аксайское тогда уже передало под постройку часовни", - поясняет директор аксайского военно-исторического музея Ирина Панченко. Настоятель храма отвечает: исполняются указания старших священнослужителей - музейное подворье обмерили и составили списки. "Наш представитель, который занимается в епархии, ездил в Петербург, нашла архивные данные. Это два здания на территории музея, два жилых дома на Гулаева - там воскресная школа была. Есть постановление правительства, мы должны эти здания возвратить, а когда это будет и каким образом это будет возвращено - это не нашего ума дело", - говорит настоятель Свято-Одигитриевского прихода отец Александр.



В станице Старочеркасской идет спор из-за подворья казачьего атамана Ефремова, где уже более 40 лет действует историко-архитектурный музей, известный далеко за пределами России. Сохранились уникальные постройки 18 века - Атаманский дворец с его сводчатыми потолками, атаманская кухня и еще целый ряд исторических построек. "Уже очень много перешло Церкви - и донская домовая церковь, и часть здания келий - они уже находятся в ведении ростовской епархии. Но, к сожалению, этот процесс не остановился, он идет, и насколько я знаю, Церковь ограничилась не только передачей храмов, но и хотят дворец и все постройки, которые есть на ефремовском атаманском подворье - все хотят забрать", - вздыхает директор старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника Николай Калашников.

Старочеркасский комплекс музейщики восстанавливали практически из руин - гражданская и Великая Отечественная войны разрушили там все почти до основания. Домовую церковь Ефремовых, ныне Свято-Донской мужской монастырь, реконструировали больше 10 лет. В доме торговых казаков Жученковых можно воссоздать казачью лавку, но уже 15 лет там квартируют божьи люди. "Это уникальный воспитательный центр, здесь проводятся различные мероприятия, казачий круг, проводятся съемки документальных и художественных фильмов, проводятся фольклорные фестивали, это действительно культурно-исторический центр не только Дона, юга России, но и всей России. Мы принимаем массу гостей, знаменитостей. Вот недавно был Меньшов, который просто удивился, что здесь такой уникальный памятник, и Иосиф Кобзон тоже самое сказал, и Ирина Муравьева", - говорит заведующий отделом научной пропаганды старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника Михаил Астапенко.

Тенденции взаимодействия культуры и Церкви обсуждали за круглым столом в донской столице. Региональное минкультуры, директора музеев и представители церкви пытались построить конструктивный диалог. "В отношении областных музеев и ростовской епархией у нас есть один пример негативного сотрудничества. За последние три года мы из Старочеркасского музея-заповедника три, даже четыре объекта уже потеряли. И, судя по тому, что мы знаем, есть перспектива нам лишится и соседней церкви Петра и Павла и всего подворья", - вздыхает начальник отдела управления музеями, библиотеками и культурно-досуговыми учреждениями министерства культуры Ростовской области Геннадий Неуструев. "На сегодня у нас произошли очень большие изменения в епархии. У нас сегодня новый владыка, и вектор направления самой деятельности, я полагаю, в корне будет изменен", - говорит руководитель отдела по культуре ростовской епархии Даниил Азизов.

Музейное сообщество и общественники приводят и другие примеры, когда переданные церкви памятники истории и архитектуры попадали в список проблемных объектов. "Есть объект вполне гражданский - домик Врангеля, который имеет значение для всей России. Он стоит заброшенным уже пятый год, и тоже самое с музкомедией. Три года назад она была передана епархии и там хотели делать православный центр. А в результате в здании было отключено и отопление, и все здание стоит пустое, и епархия от него отказалась", - возмущен председатель ростовского отделения ВООПИК Александр Кожин. "Не было ни разу, чтобы человек, пришедший к нам в музей, не услышал историю обретения чудотворной иконы Божьей Матери Одигитрии, чтобы он не пошел в храм, чтобы он не поставил свечку. Мы делаем одно общее дело, пытаемся пробудить в человеке хорошее, доброе, светлое", - говорит директор аксайского военно-исторического музея Ирина Панченко. Стоит ли делить расположенные на одной территории культурные и православные памятники - вопрос скорее риторический. Но реального исхода дел предсказать не берется пока никто.

См. по теме: http://expertmus.livejournal.com/59321.html

Русская Православная Церковь, расследование

Previous post Next post
Up