По материалам топ-психологических постов

Jul 14, 2009 08:00

Прочел с утра обсуждения "детских травм" и у Рубштейн и у Радуловой (она таки провокатор - перепечатывает к себе острые темы и наблюдает за реакцией народа, ну...такой метод у нее).
http://rubstein.livejournal.com/302902.html
http://rubstein.livejournal.com/308801.html
http://radulova.livejournal.com/1473143.html
http://lual.livejournal.com/91058.html
http://lual.livejournal.com/91245.html

В больших и длинных тредах (а тем более у людей убежденных в собственной правоте) что-то по этому поводу писать (надеясь на адекватные ответы) сложно, попробую здесь.
1. Да я "травматик" в вышеупомянутом смысле - то есть меня в детстве били и т.д. и т.п. и я это считал нормальным. Нормальным = соответствующим социокультурной норме. Себя я считал не особенно этой норме соответствующим, но оправдывал поведение других/родителей тем, что они не могут по-другому именно в силу того, что "все так делают".
2. Я не считаю что насилие есть приемлемый способ воспитания или решения конфликтов. Однако, когда иные средства убеждения исчерпаны - прибегают к войне, война - это продолжение политики...иными средствами. Хорошо бы избежать войн - но как-то пока не удается (ни в мире, ни в межличностных отношениях) пока этого сделать. Проще говоря - я не приемлю насилия, но допускаю его неизбежность в ситуациях действительно экстремальных - таких как самозащита от направленного на тебя насилия или война.

Но вообщем, по этому поводу я "имею сказать" следующее.

ОК, масса людей испытала детские травмы. Их поведение и вся жизнь искажена этими травмами. Да, эти травмы можно вспомнить, вычленить - но я не верю в то, что их "переживание", "проработка" может привести к тому, что их последствия удалятся из поведения человека. Вероятно, это у меня из-за недостатка воображения и упертости - но какой смысл "ворошить прошлое" - скажем в моем случае, когда человек материалистичен и ригиден? Не лучше ли подходить к проблеме "коррекции последствий детских травм" рационалистически, показывая нелогичность существующего поведения и текущие ошибки?

Все это имеет отношение к проблематике "Берновских сценариев". Хочу заметить по этому поводу только то, что, имхо, родительский сценарий может быть передан ребенку и без каких-то детских травм или насилия со стороны родителей. Поэтому если действительно пытаться "разрулить" проблему "передачи характерных паттернов межличностных отношений" по наследству - то, имхо, нельзя ограничиваться только осуждением насилия в отношении детей.
Возможно надо пытаться сформулировать...или как-то отчленить позитивные паттерны (сценарии?) от негативных - в каком-то смысле (в смысле новой, не существующей социо-культурной нормы).. или говорить о полном освобождении сознания от сценарного программирования (что, имхо, все-таки мало реально).

цитаты, смерть

Previous post Next post
Up