Leave a comment

Comments 52

hyperboreus August 19 2014, 11:23:13 UTC
Совершенно верно. Собственно, об этом написал Рорти еще в 1989 :)

Reply

kaktus77 August 19 2014, 12:00:19 UTC
Что именно верно? :)

Reply

hyperboreus August 19 2014, 12:40:32 UTC
отношение к миру как к тексту основано на иронии. Ирония и есть «ключ ко всей тайне» нашего времени

Reply

0nomatodox August 19 2014, 12:41:21 UTC
ох, об этом писал еще Сенека в начале эпохи: «quae philosophia fuit facta phi­lologia est» - то, что было философией, стало филологией... но это только ирония, самоирония постмодерна же началась как раз с повторного оборачивания уже один раз обращенного (ирония - это троп, или речевой оборот ):

«И таково было кредо Ницше в его ранние годы; его вводная лекция, прочитанная в Базельском университете, «Гомер и клас­сическая филология», заканчивается так: «Филологу тоже подобает подвести под краткую формулу вероисповедания цель своего стремления и путь к нему; пусть же этой формулой будет следующее обращение Сенеки, которое я переворачиваю: «Philosophia facta est, quae philologia fuit» («То, что было филологией, отныне сде­лалось философией»- измененные слова Cенеки «quae philosophia fuit facta phi­lologia est» («Epistles», 108.23)»
Шелдон Поллок, «Филология будущего? Судьба мягкой науки в жестком мире».

Reply


is2006 August 19 2014, 11:27:35 UTC
"В начале было слово" - первая строка книги Нового Завета Евангелие от Иоанна...

Reply

v_i_n August 19 2014, 11:33:40 UTC
"...и это Слово было..."

Reply

is2006 August 19 2014, 20:36:01 UTC
Слово все равно в начале!

Reply

v_i_n August 19 2014, 21:18:45 UTC
Чудеса!

Reply


antonrai August 19 2014, 12:06:31 UTC
Определение несколько механическое что ли. Не имея пока возможности оценить его по существу (недостаточно углублен в тему постмодерна), отметил бы, что тут было бы полезно показать, что ирония видимо является естественным следствием отношения к миру как к тексту, следствием, которое постепенно становится чем-то основополагающим. Получится (по предлагаемой логике), что постмодернизм - это некое естественно-ироничное отношение к реальности, понимаемой как текст.

Reply

0nomatodox August 19 2014, 12:26:25 UTC
==Определение несколько механическое что ли.

ироничное, как того и требует эпоха... там по гипертекстовой =постмодернистской опять же ссылочке иронии можно выйти на множество ее видов

Основные виды тропов:

Метафора
Метонимия
Синекдоха
Фразеологизм
Гипербола
Дисфемизм
Каламбур
Литота
Сравнение
Перифраз
Аллегория
Олицетворение
Ирония
Пафос
Сарказм
Эвфемизм
Мейозис

==отметил бы, что тут было бы полезно показать, что ирония видимо является естественным следствием отношения к миру как к тексту, следствием, которое постепенно становится чем-то основополагающим.

да, мир как текст указывает же тут же и на человека как текст... человек есть совокупность всех общественных отношений (с)марксизм) или человек есть стиль (с)бюффон, как раз на примере текста)... то есть речь в постмодерне идет о самоиронии...

Reply

antonrai August 19 2014, 12:54:22 UTC
Да, я тоже подумал о том, что определение постмодерна по определению должно быть ироничным:) Ирония же может быть многогранна сама по себе, но ирония постмодерна должна обладать собственной спецификой, которую, наверное, и можно усмотреть в невозможности сохранять серьезную мину при чтении мира как текста. Самоирония же подразумевается, раз ирония торжествует.

Reply

специфика ии 0nomatodox August 19 2014, 13:27:05 UTC
ну специфика в том, что «всё закончилось хорошо, все умерли»... умер бог, умер автор, умер и человек... а кто же остался? кто иронизирует над собой? среда, культура, семиосфера... мультимедиа...

«По А.Ф. [Лосеву], увлечение стилем приходит с последним декадансом культуры». Бибихин.

вот в последнем декадансе своем самоиронией занимается сама культура... без бога, без автора, без человека... искусственный интеллект... уже пройдены игровой тест Тьюринга, разговорный тинэйджер-одессит и живописный вот...

Reply


nebos_avos August 19 2014, 13:09:15 UTC
Нам никуда не деться от культуры, глубина которой ограничена лишь ее исторической памятью. В этом, собственно, и состоит главное открытие постмодернизма. Заместо «первой» природы ему всюду открывается ( ... )

Reply

0nomatodox August 19 2014, 13:33:56 UTC
«Нам никуда не деться от культуры...»

«Догматических философов можно сравнить с людьми, которые полагали, что, идя все время прямо, можно дойти до конца мира; Кант же совершил как бы кругосветное плавание и показал, что, поскольку Земля кругла, горизонтальное движение не может вывести за ее пределы, но что посредством перпендикулярного движения это, быть может, и не окажется невозможным. Можно также сказать, что учение Канта ведет к пониманию того, что конец и начало мира следует искать не вне, а внутри нас».

А. ШОПЕНГАУЭР - «КРИТИКА КАНТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ».
Приложение к тому I

Reply


egovoru August 19 2014, 13:23:24 UTC
"Ирония и есть «ключ ко всей тайне» нашего времени".

Но ведь ирония появилась не сегодня и не параллельно с постмодернизмом?

Reply

0nomatodox August 19 2014, 13:37:25 UTC
да, это так... но умер бог, умер автор, умер человек (=знаки постмодерна)... осталось лишь время =среда =культура... поэтому ирония теперь ключ к ней... все остальное ирония открыла =закрыла...

Reply

egovoru August 19 2014, 13:44:40 UTC
Мне-то кажется, что ключ здесь - все более искусственная среда обитания (в простом физическом смысле), удлинение технологической цепочки.

Reply

the matrix has you 0nomatodox August 19 2014, 14:07:40 UTC
конечно, я об этом же... среда обитания =наше время... погуглите как изменилось восприятие "нашего времени" с появлением часов на городской ратуше, с заменой ими колокольных склянок храмов... кстати, гугление - это тоже постмодернизм...

не все более искусственная среда, а все более искусная... то есть среда становится и во многом стала уже субъектом... the matrix has you...

Reply


Leave a comment

Up