Поршень

Oct 22, 2016 23:44

Фасмер считает, что поршень - деталь связан с порхать. Но Трубачев пишет, что "вряд ли для техн. слова поршень нужна особая этимология. Здесь налицо расширение значения, как у некоторых других наименований обуви. Ср. хотя бы башмак I - обувь, башмак II - часть тормоза". То есть деталь назвали по предмету, представляющему собой "вид крестьянской ( Read more... )

одежда, тех.

Leave a comment

Comments 10


schelkunov October 22 2016, 22:34:08 UTC
"Но что общего у поршня - обуви и поршня - детали?"

Траектория движения :)

Reply

egor_13 October 23 2016, 13:09:05 UTC
Ну не только. Первые поршни (задолго до двигателя внутреннего сгорания - в насосах и тому подобное) всегда имели на конце кожаную уплотнительную манжету, в сущности, это была самая важная деталь в любой поршневой системе. И выглядела эта манжета - так же, как на википедийной ссылке выше поршень 18-го века, только не по форме ступни, а круглая.
И я вот ,честно говоря, не знаю ,какие из этих значений первично... надо очень ранние источники смотреть.

Reply


snezhkin October 23 2016, 03:18:00 UTC

Да, похоже, что Фасмеру Рабинович по телефону напел, а Трубачев рулит.

Вот как был устроен классический велосипедный насос.

... )

Reply

riazhenka October 23 2016, 06:34:24 UTC
Про поршень - деталь еще Ломоносов рассуждал, какие уж тут велосипеды.
Но про кожу вы правы, вот тот же Ломоносов: "...и из поршня DE, который состоит из лосиных кружков, свиным жиром и деревянным маслом напоенных и между медными кружками сжатых винтами; и будучи прикреплен к железному пруту DC с зубами, движением ворота ON в помянутую трубку входит и выходит, как самое употребление требует. Поршень должен в трубу входить точно и туго, чтобы воздух между ими пройти не мог. Гвоздь Т в средине проверчен, чтобы воздух сквозь него из трубки FR в трубу АВ выбежать мог. Тот же гвоздь проверчен с другой стороны, которая дира проведена вдоль по оному и косо в полости кончится, чтобы воздух из трубы АВ поршнем DE сквозь гвоздь выгнать или внешний сквозь трубку FR в пустой сосуд снова впустить можно было."

Reply

snezhkin October 23 2016, 11:15:41 UTC
Все знают, что первую самобеглую коляску смастерил уральский умелец Артамонов. Но мало кому известно то, что семейное самобеглое дело начал еще дед знаменитого мастерового - и начал он его загодя, именно с насоса.

Михайло Ломоносов же пытается описать немецко-английский аппарат.


... )

Reply

riazhenka October 23 2016, 11:24:50 UTC
Это понятно. Вопрос лишь в том, как выглядел поршень тогда, когда он получил свое русское название.

Reply


Leave a comment

Up