Фасмер считает, что поршень - деталь связан с порхать. Но Трубачев пишет, что "вряд ли для техн. слова поршень нужна особая этимология. Здесь налицо расширение значения, как у некоторых других наименований обуви. Ср. хотя бы башмак I - обувь, башмак II - часть тормоза". То есть деталь назвали по предмету, представляющему собой "вид крестьянской
(
Read more... )
Да, похоже, что Фасмеру Рабинович по телефону напел, а Трубачев рулит.
Вот как был устроен классический велосипедный насос.
Кожаная манжета в нем и есть поршень, который не просто "порхает" туда-сюда по-фасмеровски, но и выполняет функции клапана - благодаря загнутым краям пропускает воздух только в одну сторону.
Сдается, что название сапог прохоря/прохоришки стоит где-то рядом с поршнями. А североамериканские индейцы, даром, что нехристи, поршни тоже имели, но называли их мокасинами...
Reply
Но про кожу вы правы, вот тот же Ломоносов: "...и из поршня DE, который состоит из лосиных кружков, свиным жиром и деревянным маслом напоенных и между медными кружками сжатых винтами; и будучи прикреплен к железному пруту DC с зубами, движением ворота ON в помянутую трубку входит и выходит, как самое употребление требует. Поршень должен в трубу входить точно и туго, чтобы воздух между ими пройти не мог. Гвоздь Т в средине проверчен, чтобы воздух сквозь него из трубки FR в трубу АВ выбежать мог. Тот же гвоздь проверчен с другой стороны, которая дира проведена вдоль по оному и косо в полости кончится, чтобы воздух из трубы АВ поршнем DE сквозь гвоздь выгнать или внешний сквозь трубку FR в пустой сосуд снова впустить можно было."
Reply
Михайло Ломоносов же пытается описать немецко-английский аппарат.
Получается это у него плоховато и он сам заканчивает описание оговоркой: "Однако сложение сея машины способнее познать можно, ежели она перед глазами разобрана будет". Свой всеобщий закон природы - "Сколько у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому" - академик сформулировал куда как изящнее.
Насколько я понял, поршень в аппарате представляет собой цилиндр, составленный из кожаных кружков, проложенных кружками медными, и, кажется, не выполняет роли клапана - уплотнение между "кожаной этажеркой" и стенкой трубы двустороннее. Т.е. это более развитая конструкция поршня. Я же специально показал простейший велосипедный насос, где кожа с функционально загнутыми краями аналогична тому, что лежит в основе конструкции "однокусковых" обувных поршней.
Reply
Reply
В английском вон устройства такого типа называются по "ведерной" форме кожаного клапана-поршня - bucket. Забавно, что там же слово pump означает и насос, и "а low-cut shoe without fastenings" (WordWeb) ...
Reply
Reply
Reply
Leave a comment