Поршень

Oct 22, 2016 23:44

Фасмер считает, что поршень - деталь связан с порхать. Но Трубачев пишет, что "вряд ли для техн. слова поршень нужна особая этимология. Здесь налицо расширение значения, как у некоторых других наименований обуви. Ср. хотя бы башмак I - обувь, башмак II - часть тормоза". То есть деталь назвали по предмету, представляющему собой "вид крестьянской ( Read more... )

одежда, тех.

Leave a comment

snezhkin October 23 2016, 03:18:00 UTC

Да, похоже, что Фасмеру Рабинович по телефону напел, а Трубачев рулит.

Вот как был устроен классический велосипедный насос.


Кожаная манжета в нем и есть поршень, который не просто "порхает" туда-сюда по-фасмеровски, но и выполняет функции клапана - благодаря загнутым краям пропускает воздух только в одну сторону.

Сдается, что название сапог прохоря/прохоришки стоит где-то рядом с поршнями. А  североамериканские индейцы, даром, что нехристи, поршни тоже имели, но называли их мокасинами...

Reply

riazhenka October 23 2016, 06:34:24 UTC
Про поршень - деталь еще Ломоносов рассуждал, какие уж тут велосипеды.
Но про кожу вы правы, вот тот же Ломоносов: "...и из поршня DE, который состоит из лосиных кружков, свиным жиром и деревянным маслом напоенных и между медными кружками сжатых винтами; и будучи прикреплен к железному пруту DC с зубами, движением ворота ON в помянутую трубку входит и выходит, как самое употребление требует. Поршень должен в трубу входить точно и туго, чтобы воздух между ими пройти не мог. Гвоздь Т в средине проверчен, чтобы воздух сквозь него из трубки FR в трубу АВ выбежать мог. Тот же гвоздь проверчен с другой стороны, которая дира проведена вдоль по оному и косо в полости кончится, чтобы воздух из трубы АВ поршнем DE сквозь гвоздь выгнать или внешний сквозь трубку FR в пустой сосуд снова впустить можно было."

Reply

snezhkin October 23 2016, 11:15:41 UTC
Все знают, что первую самобеглую коляску смастерил уральский умелец Артамонов. Но мало кому известно то, что семейное самобеглое дело начал еще дед знаменитого мастерового - и начал он его загодя, именно с насоса.

Михайло Ломоносов же пытается описать немецко-английский аппарат.



Получается это у него плоховато и он сам заканчивает описание оговоркой: "Однако сложение сея машины способнее познать можно, ежели она перед глазами разобрана будет". Свой всеобщий закон природы - "Сколько у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому" - академик сформулировал куда как изящнее.

Насколько я понял, поршень в аппарате представляет собой цилиндр, составленный из кожаных кружков, проложенных кружками медными, и, кажется, не выполняет роли клапана - уплотнение между "кожаной этажеркой" и стенкой трубы двустороннее. Т.е. это более развитая конструкция поршня. Я же специально показал простейший велосипедный насос, где кожа с функционально загнутыми краями аналогична тому, что лежит в основе конструкции "однокусковых" обувных поршней.

Reply

riazhenka October 23 2016, 11:24:50 UTC
Это понятно. Вопрос лишь в том, как выглядел поршень тогда, когда он получил свое русское название.

Reply

snezhkin October 23 2016, 13:27:57 UTC
Да простейшим он был, типа "велосипедного".
В английском вон устройства такого типа называются по "ведерной" форме кожаного клапана-поршня - bucket. Забавно, что там же слово pump означает и насос, и "а low-cut shoe without fastenings" (WordWeb) ...

Reply

sa_sha_s October 23 2016, 17:47:56 UTC
Получается, вопрос в том, существовал ли когда-либо поршень без кожаной манжетки.

Reply

snezhkin October 24 2016, 19:45:43 UTC
разве что с протосиликоновой или префторопластовой

Reply


Leave a comment

Up