навигатор guitarra-antiqua >
персоналии Rustik68 ©1998Напоминаем, авторство статей на Античной гитаре принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица. Но при подготовке данной статьи заметный вклад внес и
rar-archive.
Хоакин Малатс-и-Миаронс (1872-1912)
Заочное знакомство с композитором Х.Малатсом состоялось благодаря его пьесе «Испанская серенада» весьма популярной среди гитаристов. Вроде эта пьеса вошла в один из супрафоновских альбомов с записями Милана Зеленки, кто-то из отечественных гитаристов играл её на пластинке, а также Испанская серенада Малатса была записана на
Мелодиевской грампластинке с несколько странным названием «Музыка для кастаньет». Действительно сильнее всего был в этом альбоме звук кастаньет, которыми отбивала ритм известная танцовщица
фламенко Лусеро Тена. Сквозь треск и стрекот её кастаньет чуть слышно пробивались звуки гитары. На этой пластинке было записаны пьесы для гитары разных композиторов, в т.ч. «Испанская серенада» Хоакина Малатса. Партию гитары там исполнял испанский гитарист
Хосе Луис Родриго.
В рунете попадалось мнение, что Х.Малатс «местечковый композитор», который прославился лишь благодаря одному своему произведению - «Испанской серенаде» вошедшей в золотой фонд гитарного репертуара. Это мнение не совсем верное. При жизни он высоко оценивался как своими музыкальными единомышленниками по испанскому возрождению, известному как ренасимьенто, так и другими известными композиторами. Ценили они Хоакина Малатса как самого выдающегося каталонского пианиста.
И.Альбенис, Э.Гранадос, Хуан Ламон де Хрихнон (Joan Lamote de Grignon) и Сен-Санс восхищаясь его техникой исполнения и музыкальной интерпретацией, считали Малатса лучшим пианистом своего времени. И к их мнению присоединялись многие современники. А творческий период Хоакина Малатса пришёлся на конец девятнадцатого - начало двадцатого столетий. При этом на всем протяжении своего творческого пути, пользовался признанием и уважением и как пианист, и как композитор.
В сети (на ютьюбе) нашлась и
запись исполнения фортепьянного оригинала «Испанской серенады» самим Хоакином Малатсом. Запись эта датируется 1903 годом:
Joaquín Malats plays Joaquín Malats: Serenata española (Recorded ca. 1903)
Click to view
На сайте национальной библиотеки Испании нашлась другая интересная запись, уже оркестровой версии Испанской серенады с перкуссионным аккомпанементом La Argentina - известнейшей танцовщицы фламенко (bailarina). Перкуссия в этой записи аутентичная - palillos y tacones (кастаньеты и каблуки). В Андалусии вместо термина castañetas (кастаньеты) чаще используют термин palillos (палочки). Ну, а tacones это каблуки, которыми байлаоры (танцоры фламенко) и байларины (танцовщицы фламенко) отбивают чечетку во время исполнения байле - танца фламенко.
Скачать с яндекс-диска медиафайл оркестровой версии «Испанской серенады» с аккомпанементом Ла Архентины Ивсё же, несмотря на нынешнюю популярность исключительно «Испанской серенады» Х.Малатса, называть его «местечковым» композитором совершенно неверно. Во-первых, понятие местечковый, означает отношение лишь к одному месту (мiсто по-украински). Пошло это выражение ещё со времен малороссийской черты оседлости для евреев российской империи. Хоакин Малатс же, имел не местечковый масштаб, а краевой, лучший пианист Каталонии. И хороший композитор. При его жизни в Барселоне печатались как нотные издания его произведений, так и его редакции и обработки. Часть таких изданий хранится в фондах национальной библиотеке Испании.
1896/1911 гг
1898г.
1905г.
1911 г.
Скорее всего выражение «местечковый композитор» в отношении Х.Малатса использовали несчастные и пустоголовые жертвы ЕГЭ. Впрочем, порой подобные ошибки совершают и некоторые деятели, получившие образование в советское время. Например, говоря о Казани
путают понятия провинциальный и уездный. Хотя Казань изначально бывшая столицей ханства, затем царства и наместничества, в составе Российской империи в дальнейшем имела статус крупнейшего губернского города, как являлась и центром охватывающим гораздо большие территории Казанского военного и учебного округов. И никак не могла быть уездным городом, напротив имела в своем административном подчинении 12 уездов. Ну, а с 1920 года Казань стала столицей республики.
Так и Барселона, будучи столицей провинции Каталония, не является местечком. А Хоакин Малатс и Миаронс, не только издавался в Барселоне, но и родился близ столицы Каталонии в Сан-Андреу-де-Паломар - ныне ставшем одном из округов района Сан Адрес расположенном в северной части Барселоны.
Маленький кабайеро Joaquim
в возрасте 5 аньос
(фото марта 1877 г.)
Полное имя этого блестящего каталонского композитора и пианиста Joaquim Gerónim Josep Malats i Miarons (в каталанской версии его имя записывалось как Joaquim). Родился он 5 марта 1872 в достаточно зажиточном семействе Клауди Малатса-и-Риалпа и Хоакины Марионс-и-Батисты. Будущий блестящий каталонский пианист и композитор был вторым из четырех их детей, и наряду со старшим братом Антонио начальное музыкальное образование получил дома.
Хоакин в возрасте 10 аньос
За хармониумом.
Фото марта 1882 г.
Главе семейства пришлось поднапрячься. Это позволило продолжить музыкальное образование юного Хоакина в Барселоне у хороших преподавателей. В октябре 1880 года, когда Хоакину было восемь лет, он начал изучать теорию музыки и фортепиано у профессора Микеля Алсина. В конце 1881 года он стал учеником Теодора Вилара.
Малатс в возрасте 10-14 лет.
К 1885 году Малатс обучался уже у Роберта Гоберна, и в 13 летнем возрасте впервые выступил перед публикой в Institut de Foment del Treball Nacional Барселоны. В числе исполняемых им пьес на этом концерте, юный Хоакин Малатс исполнил сонату Бетховена (опус 49), адажио из «Лунной сонаты» Бетховена (опус 27-2), рондо Мендельсона и «Вечное движение» Вебера. В эти свои ранние годы Малатс хорошо освоил исполнительскую технику и обрел тонкое понимание стилистических особенностей исполняемых им музыкальных произведений.
J.B.Pujol
В 1886 г. сдав экзамен Малатс поступил на первый курс музыкальной академии Х.Б.Пухоля, под началом которого образовался круг испанских пианистов. Здесь было много значимых имен: Carles G. Vidiella, Isaac Albéniz, Enric Granados, Màrius Calado, Joan Baptista Pellicer, Ricard Viñes и Carme Matas. С Альбенисом у Малатса сложились очень хорошие дружеские отношения. И.Альбенис довольно высоко ценил его способности и талант, еще в начале творческой карьеры Малатса Альбенис предсказывал ему блестящее будущее.
Малатс в возрасте 15 аньос
Фото марта 1887 г.
Блестящие результаты обучения на первом курсе академии Пухоля, позволили Х.Малатсу принять участие в конкурсе проводившемся в июле 1887 г. и занять на нём второе место, уступив первенство не менее блестящему Рикардо Виньесу.
Продолжив обучение в академии ещё два академических года, в 1888 году, Х.Малатс вновь получил награду на следующем конкурсе, заняв первое место по единогласному решению жюри.
По окончании учёбы у Х.Б.Пухоля отец Малатса добился от городского света финансовой помощи, необходимой для продолжения учёбы за границей, в Париже. Просьба была удовлетворена, городской совет назначил Х.Малатсу финансовую помощь размером в 150 песет в месяц. Эти деньги выделялись в течение четырёх лет.
Шарль де Берио
(Charles de Beriot, 1833-1914)
В Париж молодой музыкант переехал в конце 1888 г. в ожидании вакансии для иностранцев в Парижской консерватории. В то же время, он поступил в l'Acadèmia Schaller, где брал уроки игры на фортепиано у Шарля де Берио (на приведенной фотографии Ш.Б. постарше, фотография сделана 15 февраля 1904 г.).
Х.Малатс, неполных 17 аньос
Фото января 1889 г.
В отношении необходимости ехать в Париж представителям испанского ренасимьенто, следует дать пояснение. Как справедливо отмечал И.Мартынов в своей
монографии «Музыка Испании», тогда Франция стала родным домом для многих испанских музыкантов, проведших там долгие годы. Это относится и к знаменитой тройке Альбенису, Гранадосу и Фалья, к Пабло Касальсу, пианисту Риккардо Виньесу и многим другим (например,
Х.Ф.Х.Босху, примеч.
rar-archive). Немало испанских музыкантов обучалось во Франции, не говоря уже о широком творческом общении, так расширившем их горизонты. С другой стороны, их творчество живо интересовало не только коллег, но и широкую аудиторию посетителей концертов. Премьеры многих произведений испанской музыки, в т.ч. таких выдающихся, как «Иберия» Альбениса, состоялись в Париже, и это было не случайным, а вполне закономерным, ибо, как уже говорилось, новаторские устремления испанских композиторов часто находили понимание сначала во Франции, а уже затем у себя на родине.
Х.Малатс,
фото июля 1892 г.
С 8 ноября 1890 года, Малатс становится студентом Парижской консерватории. В июле 1892 года он принимает участие консерваторском конкурсе. При этом, по условиям этого конкурса иностранный студент проучившийся не более года, не мог претендовать на первое место. Потому, несмотря на блестящее исполнение, он занимает второе место, разделив его вместе с М. Вурмсером (M.Wurmser). Первое место и приз на этом конкурсе вновь достались Рикарду Виньесу.
Benjamin Godard,
фото 01 декаб. 1893 г.
В 1894-1895 гг. Малатс продолжает свою учёбу в Париже совершенствую свою фортепьянную технику, а также посещая занятия по гармонии и композиции профессора консерватории и композитора Бенджамина Годара (1849-1895), получившего профессуру в Парижской консерватории в 1887 году, но рано ушедшего из жизни. Именно в 1895 г. жизнь Годарда оборвалась. Но тем не менее для Малатса занятия у него сказались благотворно. Поскольку как раз в этот период Х.Малатс сочинил почти все свои музыкальные произведения.
Фотография в Национальной консерватории музыки и декламации, 1895 год. Класс фортепиано Шарля Берио (1833-1914). Морис Равель находится на левой стороне; Хоакин Малатс сидит, а Рикардо Виньес (1875-1943) предпоследний справа.
Несомненно, не только занятия у Годарда, но и талант Малатса, окружавшая его музыкальная среда, позволили реализовать творческий потенциал испанского композитора. Способствовало популярности Малатса и то обстоятельство, что для аудитории, заполнявший концертные залы Парижа, музыкальные произведения в которых отражалась элементы испанского фольклора, воспринимались почти как экзотика.
Появление ныне известной его Испанской серенады, обязано его четырехчастному произведению Impresiones de España, которое включало Danza, Serenata, La siesta и Final. Однако, опубликованы были только первые две части. Первый раз они были напечатаны в Мадриде в 1896 г. (см. илл. выше). На титульном листе этого издания можно прочесть посвящение A mi querido amigo D.Benito Perez Galdos (моему дорогому другу Д.Бенито Пересу Гальдосу). Бенито Перес Гальдос (1843-1920) был известнейшим испанским писателем с европейской славой. Дело в том, что в те годы был задуман проект оперы Маринелла, либретто которой основывалось на одноименном литературном произведении Б.П.Гальдоса. Однако, задумка не была реализована, хотя она отражает интересы испанской оперной композиции, действующей на протяжении всего девятнадцатого века.
Вторая часть «Impresiones de España» и есть «Испанская серенда» ставшая наиболее знаменитой из произведений Малатса. Для гитары её переложил гитарист и ярчайший представитель ренасимьенто
Франсиско Тáррега. В дальнейшем
это переложение неоднократно подвергалось редакциям, например
Антонио Синополи.
Click to view
Malats: Serenata Española - arranged for guitar by Tariq Harb
В 1898 году он женился на Mercè Ros i Prieto, урожеке Барселоны. Свадьба состоялась в декабре 1898 года, а через год, 31 октября 1899 года, родилась его единственная дочь, Joaquina Antonia Trinitat Malats i Ros. В эти годы Малатс живет в Барселоне, сочетая семейную жизнь с профессиональным призванием музыканта. В этот период он выступал с концертами преимущественно в испанских городах. Его считали лучшим исполнителем фортепьянной музыки. С 1910 года Хоакин Малатс был профессор Мадридской консерватории. Но в 1912 году он ушел из жизни…
Х.Малатс, август 1896г.Х.Малатс, август 1898г.Х.Малатс, декабрь 1899г.
Х.Малатс, февраль 1900 г.Х.Малатс, март 1902 г.Х.Малатс, 6 марта 1903 г.
Х.Малатс, декабрь 1904 г.Х.Малатс, ноябрь 1902 г.Малатс в Альгамбре, ок.1905 г.
Х.Малатс, ок.1910 г.
Из творческого наследия композитора:
Композиция
НОТЫ
ТАБЫ
АУДИО
Примечания
image
Adobe
guitar Pro
midi
mp3
Acrobat
Испанская серенада
rar411Kbpdf-339Kb -
-
-
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Черновики Рустема Ахунова (он же Rustik68, он же Рустум-пашá / رﺳتم پاشا ).
Мартынов И. "Музыка Испании", М., Советский композитор 1977. Испания и Португалия. М., Советская энциклопедия, 1947.ИСТОЧНИКИ WEB-a:
http://www.enderrock.cat/BIBLIOTECA NACIONAL DE ESPAÑAhttp://arxiu.museumusica.bcn.cathttp://www.orfeocatala.cat/cahttp://www.revuepiano.comdiscogs