навигатор guitarra-antiqua >
персоналии Rustik68 ©1998Напоминаем, авторство статей «Античной гитары» принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица,
rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.
PREAMBULA
Кто застал советские времена в апогее их «застоя», должен помнить многочисленную виниловую серию «Тысяча лет музыки», где в исполнении ансамбля «Мадригал» звучала старинная музыка охватывающая широкий культурный и временной диапазон, от эпохи, когда ещё не пал Константинополь, до более близкого пониманию обывателя, музыки века осьмнадцатого. Это был один из первых коллективов вставший на узкую, сложную и малоизведанную тогда тропинку аутентизма.
Но времена, когда государство, не ослабляя иго идеологической цензуры, тем не менее, расходовало средства на поддержание мирового культурного наследия в достойном состоянии, канули в Реку Забвения. И сейчас, когда необходимо бороться за выживание, оставаясь на маленьком островке настоящей культуры средь безбрежного океана перенасыщенной коммерцией попсы, для подобных музыкальных коллективов настали весьма нелёгкие времена.
Тем не менее, коллектив, под патронажем его бессменного художественного руководителя ансамбля - Народной артистки России Лидии Анатольевны Давыдовой, выстоял, и, обновляясь, как это требовали обстоятельства времени, смог даже недавно выпустить свой CD-альбом.
В 2005 году, коллектив ансамбля «Мадригал» Московской государственной академической филармонии отпраздновал своё сорокалетие - прекрасное свидетельство жизнеспособности коллектива. Понятно, что за такой период творческой деятельности состав коллектива обновлялся. С 2000 года в состав коллектива этого прославленного ансамбля старинной музыки вошла Анна Тончева (начиная с 2001 г. действующая солистка).
АННА ТОНЧЕВА, МУЗЫКАНТ МУЛЬТИИНСТРУЕНТАЛИСТ, ИСПОЛНИТЕЛЬ АУТЕНТИЧНОЙ МУЗЫКИ
Солистка анс. старинн. музыки «Мадригал»
Анна Тончева (лютня, виуэла)
Анна Тончева и Александр Суетин Анна Александровна Тончева (1972, Москва), мультиинструменталист, коллекционер и профессиональный исполнитель на старинных струнных инструментах (хордофонах) эпохи Средневековья, Ренессанса и раннего барокко. Является первой отечественной исполнительницей на
виуэле /vihuela de mano/ (московский мастер
Александр Батов / Alexandr Batov), а также арфе доппия (мастер
Райнер Турау / Rainer M. Thurau). Кроме того в её арсенале
лютня (мастер Д.Келлер), смычковый псалтырь (мастер
В.Мессик / Walter Messick), готическая и ренессансная арфа, хроматический дульцимер, персидский тар.
Обладая редким навыком расшифровки табулатур А.Тончева активно вводит в инструментальный оборот произведения старинных авторов.
При этом она впервые представила российскому слушателю и подростковую тематику эпохи ренессанса - манускрипт ученика Клаудио Монтеверди, хориста Доминико Обицци, написанный им в возрасте 15 лет.
За рамками солиста ансамбля «Мадригал», творческого потенциала Анны Тончевой хватило и на осуществление отдельных проектов, в т.ч на суперпроект с одним из её бывших учителей
Александром Суетиным, охватившим 200 лет лютневой музыки, и состоявшимся 14 июля 2005 г. во дворце графа Шереметьева.
Кроме заслуженного артиста России А.Суетина (лютня), который был в составе творческого коллектива «Мадригал» ранее, Анна обучалась у Камилла Фраучи (гитара), Эндрю
Лоуренса Кинга / Andrew Lawrence-King (барочная арфа доппия)
В 2007 г. она совместно с А.Суетиным исполнила партию континуо в постановке оперы «Орфей» в Пермском театре оперы и балета им.Чайковского (режиссер Георгий Исаакян). В 2009 году спектакль стал лауреатом всероссийской театральной премии «Золотая Маска» и оставался в репертуаре театра до 2014 г.
Летом 2008 года совместно с Марком Пекарским, Анна создала программу, используя коллекцию уменьшенных игрушечных копий ударных для сопровождения старинных музыкальных инструментов.
Начиная с 2010 г. Анна Тончева действующая солистка анс.
«PFEYFEER» под руководством Владимира Парунцева
В 2011 г. приняла участие в «Вивальди-Марафоне» в составе анс. «Академия старинной музыки» худ.рук. Т.Гриденко, исполнив на виоле да мано солирующую партию в триосонатах соль минор и до мажор для лютни.
Долголетнее сотрудничество с В.Лазерсоном - увенчалось созданием в 2012 году литературно-музыкальной программы «Робин Гуд, Тиль Уленшпигель и Дон Кихот».
С 2013 г А.Тончева тесно и много работает в театре Театриум на Серпуховке под руководством народной артистки России Терезы Дуровой. Там её коллекция и навыки исторического исполнительства широко используются в спектаклях "Аладдин" (тар,
аль уд, сантур) "Принц и Нищий" (готическая арфа, смычковая псалтирь, сантур), "Спящая красавица" (арфа доппия, лютня )
С сезона 2014\15гг Анна Тончева автор и ведущая этно - исторического абонемента "Соединяя времена", который объединил всех московских музыкантов коллекционеров. Абонемент аншлаговый в нем очень много интересных программ. Это её гордость и детище.
Анна Тончева активно сотрудничает со С.Виноградовой в концертах для взрослых и детей программы: «Рифмы матушки гусыни», «Король Артур, волшебник Мерлин и рыцари круглого стола», «Опера родилась в Италии», «О дальних странах».
Благодаря «Музыкальной азбуке» А.Варгафтика познакомила слушателя с редкими инструментами и понятиями.
Анна Тончева ведет широкую просветительскую деятельность -работая в детском отделе МГАФ, дает многочисленные концерты в московских школах, программа «Дыхание Музыки Древнего Египта» (совместно с культурологом Анной Бену) постоянно востребована слушателем.
В первой в истории Испанской барочной опере Идальго де Поланко и Педро Кальдерона де ля Барка “Celos aun del aire matan” ("Любовь убивает"), поставленной Георгием Исаакяном в сотрудничестве с Эндрю Лоуренсом Кингом театре САЦ. Анна Тончева участвует как исполнитель на ренессансной гитаре.
Совместно с профессором Пекарским и Андреем Байрамовым А.Тончева подготовила программу танцевальной ренессансной музыки "Танцы под лютню". Также был выпущен пилотный диск под кодовым названием "Струна + Бит". В скором времени ожидается его выпуск под настоящим названием. В этой программе Анна играет на ренессансной гитаре, виуэле и лютне. Помимо инструментальной части имеется и хореографическая, для чего был приглашен профессиональный танцор из ансамбля Моисеева. Кроме того, также совместно с Пекарским и Байрамовым сделана программа "Музыка кожи. Барабания", в которой используются инструменты с кожаной мембраной из коллекции Тончевой (семисен, тар, лира-кифара) и разные барабаны.
Участница многих фестивалей в России и за рубежом, Анна Тончева ведет активную концертную и гастрольную деятельность, ее творческая жизнь освещается СМИ
Анны Тончева имеет свой веб-ресурс -
toncheva.ru. Прежний назвался vihuela.ru, поскольку в её творчестве был период, когда она немало внимания уделяла виуэле. Видимо, значительный ряд обстоятельств должен был побудить Анну обратится к этому интересному и замечательному испанскому инструменту, имеющему свою сложную и интересную историю. Во времена
Сервантеса виуэлой восхищались наиболее образованные и культурные слои испанского общества, это был «умный», элитарный инструмент, но широко известный. Даже самый известный герой самого известного испанского писателя - благородный hидальго из Ла Манчи, знал этот инструмент, и по утверждению одного испанского солдата, побывавшего в алжирском плену, - весьма сносно владел им.
Музыку для виуэлы писали наиболее выдающиеся испанские гуманисты, поэты, а итальянская версия этого инструмента - viola da mano, очень благосклонно была принята знаменитым
Франческо Канова да Милано, который писал свои пьесы не просто для лютни, а «для виолы или лютни…» один такой его сборник был издан в Неаполе в 1536 году ("Intavolatura de Viola o vero Lauto ... Libro Primo della Fortuna and Libro Secunda"). Творчество этого итальянского композитора эпохи Возрождения для Анны Тончевой стоит на особом пьедестале, разумеется в репертуаре Анны и испанские композиторы эпохи el Siglo de Oro («Золотого века») писавшие музыку для виуэлы, в их числе
Луис Де Нарваес,
Энрикес де ВальдеррабаноАлонсо Мударра,
Луис Милан,
Диего Писадор,
Мигель де Фуэнльяна. Произведения этих композиторов можно услышать в сольных проектах Анны солдата, побывавшего в алжирском плену, - весьма сносно владел им.
Весной 2012 года Анна Тончева с ансамблем «Мадригал» приезжала в Казань. 28 марта состоялся концерт в БКЗ им.С.Сайдашева, а 29 марта в муз.училище (Казанский музыкальный колледж им.Аухадеева) Анной Тончевой совместно с Александром Суетиным был дан мастер-класс. По приглашению Анны Тончевой на мастер класс приходил и Р.А. (фотосессия
здесь) был там с видеоаппаратурой и известный казанский гитарист
Александр Лаврентьев.
P.S.
Также следить за анонсами концертов Анны Тончевой можно и в её
живом журнале.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Любезно предоставленное самой Анной Тончевой её резюме.
ИСТОЧНИКИ WEB-а:
vihuela.ru -прежний персональный сайт Анны Тончевой.
.