Персоналии - Дж.Д.Скарлатти

Jan 11, 2017 01:06


навигатор guitarra-antiqua > персоналии Rustik68 ©1998
Напоминаем, авторство статей на Античной гитаре принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица, rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.



Д.Скарлатти
(1685 -1757)

Джузеппе Доменико Скарлатти (Scarlatti), - композитор, клавесинист и органист, будучи связан с итальянский творческой школой, всё же не полностью укладывается в её рамки, не имеет в ней прямых предшественников и непосредственных продолжателей. Каждая из областей творческой деятельности Скарлатти отмечена блистательными достижениями. Концертирующего виртуоза-клавесиниста - знала вся музыкальная Европа. Его советами пользовался Гендель, в свою очередь помогавший итальянскому коллеге и другу совершенствоваться в органном исполнительстве. Неаполь, Флоренция, Венеция, Рим, Лондон, Лиссабон, Дублин, Севилья, Мадрид - такова лишь в самых общих чертах «география» стремительных передвижений Скарлатти по столицам мира. Государства и города мелькают здесь словно в калейдоскопе - блистательному концертанту покровительствовали влиятельнейшие европейские дворы, выказывали расположение коронованные особы. Соприкасаясь без малого сорок лет с музыкальной культурой Испании и оказавшись на редкость восприимчив к ней, он не может быть назван и бесспорным представителем испанской школы. Доменико Скарлатти занимает особое место не только в истории клавирной музыки, но и всего музыкального искусства XVIII века. В его художественной личности соединились редкостное индивидуальное дарование композитора-исполнителя, отзывчивость на новейшие, передовые творческие направления своего времени и способность проникнуться самим духом народного искусства Испании, оставшись самостоятельным в общей концепции своих творений.

Доменико Скарлатти родился 26 октября 1685г. в Неаполе, в семье крупнейшего итальянского оперного композитора Алессандро Скарлатти. Первоначальное музыкальное образование, Доменико, получил у своего отца. Музыкальное развитие юного Скарлатти было настолько стремительным, что уже в 16 лет (1701г.) он органист королевской капеллы в Неаполе. В 1705 году Алессандро Скарлатти отправил сына в Венецию, полагая, что это будет полезно для развития его таланта. Там молодой музыкант завершил своё образование, занимаясь с капельмейстером, органистом и клавесинистом Ф.Гаспарини. В Венеции Доменико Скарлатти хорошо познакомился с музыкой Вивальди в его собственном исполнении. Вероятно, ещё расширил своё знакомство с клавирными произведениями итальянских авторов. Сам он уже поражал опытных музыкантов блестящей виртуозной игрой на клавесине. В 1708 году Скарлатти перебрался в Рим, где пользовался покровительством кардинала Оттобони, нашёл для себя избранную музыкальную среду (Гендель, Корелли, Бенедитто Паскуини), посещал собрания «Аркадской академии», встречался с поэтами и просвещёнными любителями музыки, состязался как исполнитель с Генделем. Для домашнего театра польской королевы-изгнанницы Марии Казимиры, проживавшей в Риме, Скарлатти создал ряд опер. С 1713 года он стал помощником капельмейстера, а с 1714 - капельмейстером собора Св.Петра, что свидетельствует о его высоком музыкальном авторитете в глазах Ватикана. Казалось, именно теперь перед ним открылись все двери художественной жизни Италии - впереди блестящая карьера. В то время он сочиняет с быстротой и лёгкостью оперы, кантаты, духовные произведения. И вдруг, в 1719 году, совершенно неожиданно он со всем этим решительно порвал, круто изменив жизненный путь к тридцати пяти годам, и уехал из Италии. Возможно, тому были какие-то личные причины, или здесь сыграл роль тот момент, что какое-то время Скарлатти служил в капелле португальского посланника, этот момент может пролить свет на эти события с учётом его дальнейших географических перемещений. Быть может он был обременён какими-то деликатными поручениями, последствия выполнения которых вынудили его, перевернув свою жизнь, так быстро уехать из Италии. Во всяком случае, покинув страну, он оставил всё чем занимался раньше. Из четырнадцати его опер почти все партитуры утрачены. Удивительно, что вообще всё им сочинённое в Италии (кроме клавирной музыки в дальнейшем) не оставило большого следа даже в сознании современников.

Осенью 1720 года Скарлатти оказался в Португалии. При дворе в Лиссабоне он стал учителем инфанты Марии Барбары: обучал её игре на клавесине. После насыщенной музыкальной жизни в Неаполе, Венеции, Риме и общения со многими выдающимися мастерами Скарлатти замкнулся в поневоле узком придворно-домашнем кругу и постепенно сосредоточился на сочинении музыки для клавесина - в большей мере с педагогическими целями.

Только в 1724 году Скарлатти на время приезжал в Италию, чтобы повидаться с отцом незадолго до его кончины. В 1729 году его высокородная ученица



Сборник сонат
Д. Скарлатти
(изд-е 1730г.) вступила в брак с наследником испанского престола. Её свита последовала за ней в Испанию - и Скарлатти в том числе. Здесь, в Севилье, Скарлатти служил в должности придворного музыканта. А когда Мария Барбара стала испанской королевой, и перебралась в столицу королевства, Скарлатти тоже должен был жить в Мадриде, где и прошли все остальные его годы жизни. Он служил при дворе как клавесинист и капельмейстер королевы, участвовал в придворном музицировании, сочинял для своей ученицы, и не только для неё, клавирные пьесы. Они распространялись главным образом в рукописях. При жизни композитора было напечатано незначительное число его произведений, а судьба большинства авторских рукописей, разбросанных по всему свету, до сих пор неизвестна.

Испании суждено было стать второй родиной композитора: испанские мотивы и впечатления сыграли в его творчестве роль отнюдь не меньшую, нежели итальянские. В свою очереди и Скарлатти оказал исключительное влияние на развитие национальной музыкальной культуры: с его деятельностью в Испании связан расцвет клавесинизма, сомкнувшийся с эпохой фортепьяно. Он был одним из тех иностранных музыкантов, кто помог открыть перспективы национального искусства. Учениками Скарлатти были виднейшие испанские композиторы середины XVIII века (среди них - такой выдающийся, как А.Солер).

Редкое многообразие открывается в мире сонат Скарлатти: неиссякаемая фантазия композитора, власть его творческой воли поистине поражает, обаяние художественного темперамента неотразимо. Исключительна в них роль народного искусства Италии, Португалии, Испании. Сонаты Скарлатти представляют собой одночастную нециклическую композицию, построенную по схеме старосонатной формы. В её рамках композитор использовал новые принципы изложения и развития тематического материала, ставшего фундаментом сонатной формы зрелого классицизма. В сонатах Скарлатти широко применяются танцевальные жанры, менуэт, жига, сицилиана, бурре, реже традиционные аллеманда, куранта, сарабанда. В Испании композитор широко обращался к национальным жанрам хоты, форланы, фанданго, сегидильи, сарданы, паваны, тонадильи, движения и ритмы которых проявляются в его музыке. По-видимому, он с самым живым интересом наблюдал искусство испанских певцов и танцоров (которое примерно сто лет спустя так заинтересовало Михаила Глинку), вслушивался в древние андалусские напевы, в игру циганских ансамблей, в звучание национальных инструментов - гитар, бандуррий, кастаньет. Притом Скарлатти не копировал и не обрабатывал образцы народно-бытового искусттва Испании, а свободно претворял их яркие национальные особенности, порою только в характере ритмов или тембровых эффектов. И всё же роль Доменико Скарлатти в истории испанской музыки так значительна, что может быть темой специального исследования.

Творческое вдохновение не покидало Скарлатти до последних, весьма преклонных, лет его жизни. Даже в последний год его жизни, завершившейся в Мадриде в 1757 году, он наиболее интенсивно создавал свои клавирные сочинения. Один из моих источников утверждает, что некогда баловень судьбы, чья бурная концертная деятельность в течение многих лет являлась одним из наиболее ярких событий музыкальной жизни Европы, Доменико Скарлатти умер в забвении и величайшей бедности. Но это как-то не очень вяжется с занимаемой им должностью…

Современные исследователи полагают, что клавирная музыка Скарлатти оставалась в XVIII веке почти неизвестной за пределами Испании и, следовательно, не могла оказывать то или иное влияние на ближайшие поколения западноевропейских музыкантов. Однако некоторые свидетельства о её распространении всё же имеются. Знаменитый певец Фаринелли, долго пребывавший в Испании при жизни Скарлатти, привёз оттуда рукописный том, содержавший 496 его произведений. Чарлз Бёрни, в свою очередь, упоминает, что он на протяжении всей жизни собирал сочинения Скарлатти. И он же рассказывает, что встретил в 1772 году в Вене медика Ложье, который общался в Мадриде со Скарлатти в последний год его жизни и получил от него 42 пьесы в рукописи (сочинённые будто бы для Ложье). Не исключено, что подобные случаи были не единичными: просто далеко не все сведения сохранились. В XVIII веке произведения подавляющего большинства даже крупнейших композиторов распространялись по преимуществу всё ещё в рукописях. Это хорошо известно на примере И.С.Баха. Так или иначе некоторые просвещённые любители музыки в разных странах в принципе могли иметь копии того, что привезли из Испании Фаринелли или Ложье, или копии того чем владел Бёрни. Конечно, это не могло обеспечить сколько-нибудь широкое распространение в Европе сочинений Доменико Скарлатти. Это случилось значительно позднее. И тогда выяснилось, что наследие Скарлатти нимало не поблекло в глазах новых поколений XIX века. Сохраняет оно свою жизнеспособность и сейчас, даже открываясь с новых сторон. А любители гитары теперь могут познакомиться с прекрасными переложениями сочинений Скарлатти для гитары, выполненными мэтрами гитары, в числе первых среди которых был Андрес Сеговия.

image Click to view


Segovia Plays Sonata (Scarlatti)

К сожалению у нас не сохранилось, и не удалось найти в открытом доступе видеозапись сонаты Д.Скарлатти K 380 (L 23) в прекрасном исполнении Диего Бланко. Но в исполнении других гитаристов на ютубе записи есть, в т.ч. в исполнении знаменитого Дж.Вильямса:

image Click to view


John Williams - Scarlatti: Sonata in E Major, K 380 (L 23)

Из творческого наследия Доменико Скарлатти в пер. для гитары (в жж-версии доступны не все файлы):

Композиция
НОТЫ
ТАБЫ
АУДИО
Примечания

image
Adobe
Acrobat
guitar Pro
midi
mp3,
wav

Sonata (K78)

86Kb

Sonata (K208)

108Kb

Sonata (K322)

98Kb

Sonata (L483)

646Kb
исп. А.Сеговия

Две пьесы
rar239Kb

Кроме того, что выложено на этой страничке ещё ноты и медиа-файлы произведений Доменико Скарлатти можете посмотреть здесь: http://www.classicalguitar.nl

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Ливанова Т. "История западноевропейской музыки до 1789 года", книга вторая. М., Музыка 1987.
Мартынов И. "Музыка Испании", М., Советский композитор 1977.
Булучевский Ю., Фомин В. Старинная музыка (словарь-справочник). Л., Музыка 1974.






Регистрация никнеймов

видео, саундтрек, персоналии

Previous post Next post
Up