Джилы-Су - мистическое место у северного подножья Эльбруса
К самой высокой горе Европы ездят обычно по Баксанскому ущелью, к
Терсколу, на восточные склоны.
А северный склон, Джилы-Су, "теплая вода" - из-за многочисленных нарзанных источников, долгое время оставался труднодосягаемым.
До тех пор, пока туда не подвели дорогу от
Кисловодска, которая мгновенно получила возможность попасть в клуб самых живописных и
впечатляющих дорог России
Джилы-Су - место таинственное. И дорога к нему, несмотря на ее прикладную, рукотворную сущность, тоже вышла таинственной.
Главная ее тайна - зачем она?
Дорога упирается в поселок Джилы-Су, и дальше ехать некуда - Эльбрус
А само Джилы-Су, конечный пункт дороги, это крошечный поселок, с маленькими домиками-коробками, палаточным лагерем и полнейшим отсутствием коммуникаций.
Нет электричества, водопровода, канализации. И, надо понимать - и не будет. Здесь места не просто дикие, здесь места совершенно потусторонние, со времен динозавров без изменений.
На дороге нет ничего. От слова "совсем". Совсем ничего.
Последний жилой, населенный пункт - аул Кичи-Балык в
Карачаево-Черкесии.
Вот он, весь уместился на фотографии.
Совсем весь, а не какая-то его отдельная часть
Инфраструктурная ценность дороги приближается к нулю. Для государственного масштаба она совершенно бесполезна
При этом - это дорога великолепного качества, очень сложная и очень дорогая
Любая горная дорога - удовольствие недешевое. Но эта - вообще что-то немыслимое.
Главная ее особенность - она идет по вершинам гор.
Горные дороги кладут обычно по ущельям, именно поэтому Приэльбрусье прежде всего осваивалось с удобного ущелья с востока, а здесь, с севера, нет протяженных ущелий.
Горы здесь наломаны совершенно немилосердно к инженерной мысли
И дорога проложена дерзко и зрелищно - в выгрызенных канавах в крутых склонах
С совершенно немилосердными углами, когда машина вдруг начинается карабкаться чуть ли не отвесно, надрываясь на первой передаче
И тут разом взмокаешь - такая дорога не простит и малейшей ошибки
А при прибытии на место начинается и вовсе что-то невероятное - дорога зигзагом взбирается по совершенно отвесной стене - сбоку стена, под 90 градусов, с другого фланга обрыв в пропасть - тоже под 90 градусов.
В дорогу угрохали миллионы, если не больше - и при этом неясна ее экономическая или культурная целесообразность - Джилы-Су как было диким местом, пристанищем суровых мистиков, так таким и осталось
Цивилизация не грозит - места мало, совершенно нерентабельно любое строительство, ограниченные возможности грузопотока.
Да, трасса великолепного качества - словно и не в тупик идет, и даже на отдельных участках есть фонари - невероятная какая-то роскошь, но горы и сами по себе капризны, а здешние - еще и злые
Да, энергетика этого места очень мощная, но отчетливо злая.
Любое, мало-мальское проишествие на такой дороге - всё, всё направление мгновенно и полностью отрезано от мира.
Полностью - вот просто от слова совсем. Никаких альтернатив.
Я смотрю как лежит эта дорога - как уже свалились в пропасть огораживающие плиты
Как камнепад уже засыпал отдельные части, привалил знаки.
И это относительно спокойное лето - а что же здесь творится лавиноопасной зимой? Тающей весной, дождливой осенью?
От одной только мысли о звенящей, гудящей мощи этих сильных, злых гор бежит по хребту ужасный трепет.
Ноне модно искать места силы, назначать таковые, придумывать им истории и байки.
Как там - "ищу место силы,
Подмосковье не предлагать".
Джилы-Су и вся дорога к нему - это настолько мистичное и могущественное место, что ему никаких баек придумывать не надо - оно и так пробирает до дрожи.
Недаром даже во время Второй Мировой эти места были оккупированы войсками Рейха (как-то странно это представлять, но это так - вот в этих местах, где полтора человека на округу, шли бои).
В окрестностях Джилы-Су нацисты организовали военный аэродром - он, кстати, до сих сохранился. Ну, разумеется - в виде лишь угадываемой площадки, но это он, тем не менее. До него можно добраться.
Не секрет, что Гитлер и вся верхушка Рейха были помешаны на мистике, на поиске признаков присутствия и следов иной расы, поиске таинственных городов. Невероятные ресурсы, даже в непростые времена, выделялись на поисковые экспедиции, археологические изыскания, исследования, раскопки.
Здесь, в Джилы-Су, они тоже что-то искали. Военный аэродром был в частности еще и для того, чтобы можно было доставлять сюда ученых и вывозить возможные находки.
Нашли ли они что-нибудь, кроме повсеместно раскиданных каменных символов?
Этого никто не знает, как и любые поиски нацистов - в Непале, Тибете,
Египте, они были строжайше засекречены.
Но информация, тем не менее, просочилась, и сохранившимися архивами Рейха была подтверждена - специальным рейсом на аэродром из Тибета доставлялись тибетские ламы.
О чем они консультировали? Неизвестно. Документы подтверждали лишь их визит (и отправку обратно), но не цель и результаты.
Дорога на Джилы-Су начинается от Кисловодска, от поселка городского агломерата, носящего гордое имя Индустрия
Несмотря на свое насквозь советское прозвание и
Ставропольскую прописку, поселок практически полностью заселен этническими карачаевцами - с их традиционным хозяйством, планированием дома и дворов.
С мечетью, с которой муэдзин пять раз в день созывает верующих на азан.
В российской бюджетной практике есть такая тонкость - деньги на строительство дорог могут идти из федерального бюджета, если трасса имеет общегражданский статус, или из местного - если это дорога на локальные нужды.
Еще в дороги вкладываются города - из своего, из городского бюджета. И вы наверное замечали - едешь по хорошей трассе, и вдруг - бдщь-тых-тых-тых! - уже катишься по стиральной доске - значит въехал в город. А у города в бюджете на дороги извечно зияет дыра.
С трассой на Джилы-Су получилась такая же бюрократическая история - дорога особенная, успевает пройти сразу по трем субъектам - по Ставрополью, по Карачаево-Черкесии и по
Кабардино-Балкарии.
Всё, что по национальным республикам - все спонсировалось из федеральных денег, и поэтому качество там потрясное, не дорога а просто зеркало.
А на участок дороги по
Ставропольскому краю финансирования не полагалось.
И получается так - сперва едешь через эту самую Индустрию, и до границы с Карачаем, и дороги там нет.
Это не фигура речи - дороги действительно порой нет, вообще. Опять - от слова совсем.
Присыпанная щебнем грунтовка, размытая дождями, где машину зловеще кренит в стороны, угрожая сбросить в канаву.
Ямы с футбольный мяч, пыль столбом, непрерывный грохот камней о днище.
Стойкое ощущение, что после ТАКОГО не будет уже больше ничего. Но вдруг - бац! - начинается Карачай, и мгновенно появляется великолепный асфальт.
Дорога то спускается вниз, то карабкается на перевал.
Уже упомянутый аул Кичи-Балык - последний постоянный населенный пункт.
Дальше почти сотню километров будут только очень редкие стоянки, с горстью домиков
Ну, еще заброшенный партийный санаторий "Долина Нарзанов" и обсерватория
Когда дорога взбирается наверх, то некоторое время идет ровно - и по пейзажу на мгновенье успеваешь забыть, что в высокогорье.
Но это ненадолго.
Вверх-вниз, вниз-вверх. Характерно закладывает уши.
Дорога взбирается в поднебесную круть, и в какой-то момент въезжаешь в облака.
Знаете, одно дело
влетать в облака самолетом
Но совершенно другое дело въезжать в облако машиной (это облако за бортом, не туман)
А после - выезжать из облака и оказываться выше их.
Не выходя из машины
Здесь очень быстро меняется погода. Просто мгновенно.
Пять минут - и от сияющего солнца до полного ненастья. А потом опять пять минут - и вновь солнце и чистое небо
С солнцем, кстати, аккуратнее - тут высокогорье, беспощадный ультрафиолет. При любой погоде, но при прямом солнце, сгореть - дело несколько минут.
И еще надо беречь глаза - сильно бьет по сетчатке, можно погубить зрение.
Я же говорю - злые горы.
Окружающее столь невыразимо прекрасно, что останавливаешься везде, у каждой новой панорамы.
Что-то невероятное - на вершине горы и в тишине. Тишина такая, что слышен стук сердца
А вот начинает показываться великий, ужасный и завораживающий Эльбрус.
С погодой и видимостью угадать невозможно.
Эльбрус сам решает, показываться ему или нет.
Нам он показал лишь часть заснеженного склона
Дорога, после невероятных петель, выходила на финишную прямую.
Казалось - ну уже за эту дорогу ничто поразить, удивить и напугать не сможет.
Я ошибался. Последний прогон на Джилы-Су - это просто что-то невмещаемое в маленький человеческий мозг.
Но об этом опосля, в следующих сериях и конкретно.