Утро. Поднимаясь по улице, ведущей к Альгамбре, прохожу мимо какой-то сувенирной лавчонки.
- Эй, красавица! Ты откуда? - окликает меня продавец
- А ты угадай!
- Американка?
- Нет!
- Итальянка?
- Нет.
Я иду вперед, а в спину несется: - Немка? Полька? Чешка?
- Не-а!
- Так откуда?!
Оборачиваюсь смеясь: - Русская!
- Русская?!
К кассам Альгамбры тянутся длиннющие очереди. Утренняя прохлада тут, наверху холма уже не чувствуется, она внизу осталась, и солнце даже не припекает, а вовсю шпарит. Плин, чем я думала? Вот умные люди забронировали билеты заранее на сайте и проходят в упрощенном порядке быс-тре-е… Ну да что уж теперь. Стою.
А кроме разговорчивых продавцов на той улочке были классные граффити.
И продолжаю подъем))
В Гранаду я приехала накануне из Кадиса. В тот раз, в мае 2010, Гранада - последний пункт моего испанского маршрута. Путевод по городу, как у меня заведено, просматривался в дороге - надо бы готовиться заранее, но мне обычно лениво. Так что разберемся на месте, что тут и как! Хотя вру, еще в Москве, морально готовясь к Гранаде, читала «Как поет город от ноября до ноября» Лорки. Не путеводитель, конечно… Но, может, даже лучше.
Приехав кидаю вещи в остале и иду бродить по городу. Просто так, без цели. Вернее, с целью познакомиться с городом и подружиться с ним - люблю так делать. Знакомство начинается с сюрприза: еще пролистывая путевод, решила, что парк Кармен де лос Мартирес - не особо интересное место и я туда не пойду. Но плутая по гранадским холмам оказываюсь в каком-то интересном красивом месте: фонтаны, зеленые живые изгороди и везде - на газонах, на ветках довольно высоких деревьев, на дорожках парковых - павлины. Достаю карту, верчу, прикидываю - ага, парк Кармен де лос Мартирес. J
А еще из парка открывается вид на город:
Ну что, хожу, гуляю, поперек дороги очередной павлин.
- Привет, - говорю - какой ты красавец!
И падкий на комплименты испанский мачо распускает яркий хвостище и с мину крутится передо мной с гордым видом. Умора. И правда очень красиво))
Падкий на комплименты гранадский павлин:
До "волшебных слов"...
... и после.
Спускаюсь и снова поднимаюсь, теперь уже на холм Альбайсин. Долго петляю узкими улочками цыганского квартала, пока не выхожу на смотровую площадку. Народу на ней, как будто сейчас начнут бесплатно раздавать призы - толпа! Почти все с фотоаппаратами. Снимают Альгамбру на фоне гор Сьерра Невада и ждут заката для самых красивых кадров. С нашей переполненной смотровой вижу чуть ниже террасу какого-то ресторана. Даже по расположению видно, что дорогущего. И терраса его, обращенная к Альгамбре, полупустая. Так…
Церковь по дороге к Альбайсину.
Я оглянулась посмотреть :-)
Малая часть "жаждущих приза" ждущих заката: большинство еще не подтянулись
По-жмотски заказав стакан свежевыжатого апельсинового сока, выбираю столик «в первом ряду партера». Сижу, потягиваю сок и смотрю на закат. Красиво жить, знаете ли…
А вот и он, вид на Альгамбру:
Закат.
И город на закате.
Потом уже в сумерках спускаюсь зигзагами улиц и переулков с холма и возвращаюсь в свой номер, где вместо люстры висит небольшой кованый фонарик с цветными витражными стеклами. Завтра у меня Альгамбра.
Уличные фонари...
...и мой фонарик-люстра.
А еще в холле осталя можно было посидеть-почитать. Но мне, честно говоря, не до того было))
То есть, это все было вчера - Альгамбра сегодня. И я уже внутри. И тут до меня, не впервые, но с особой ясностью доходит, как я люблю бродить сама по себе, безо всяких экскурсий со стремительно несущимся вперед гидом, и нервных одногруппников («Ой, ты видишь зонтик гида? Ой, мы отстали!»). В ожидании своего времени прохода во дворцы неспешно иду к садам Хенералифе - мимо рысят экскурсионные группы - и там нога за ногу брожу, разглядывая розы. Я в общем, не очень люблю розы, но запах… И апельсиновые деревья в цвету… Нет, мне решительно некуда спешить.
В садах:
А вот это что? Лениво любопытствую, что за странная надпись. Но совсем лениво - то ли восточный колорит Гранады не располагает к активным действиям, то ли хватит искать оправдания собственной лени. Но до гугла я так с этим вопросом и не дойду и останусь в неведении, пока в октябре 2011 симпатичный препод-экскурсовод в Саламанке не расскажет, что это «Tanto Monta, Monta Tanto» - девиз Католических королей, обозначавший, что Фердинанд Арагонский в землях своей жены Изабеллы Кастильской имеет ровно такие же властные полномочия, как и она. А она - Изабелла - такая же полновластная правительница в его землях.
И буква, кстати, не пропущена случайно: ну не поместилась она… J а эта вот странная закорючка, видимо вместо тильды (точнее, двух тильд)) Ага, такой специальной закорючки, которая всегда стоит над буквой «энье», отличая ее от «эн». Исторически эта закорючка использовалась именно для того, для чего она стоит тут: как знак «ребята, тут должна быть еще одна буква, но она не влезла». А под надписью и напротив нее, кстати, была подсказка: символы Фердинанда и Изабеллы - ярмо (yugo) и связка стрел (flechas).
Потом дворец Карлоса I (он же Карлос V) - этакий тяжеловесный «недоколизей», сильно контрастирующий с изящными мусульманскими постройками. Около "недоколизея" я - кто бы сомневался - нахожу пару общительных кошек. Общительные кошки практически жестами Кота Саймона намекают, что голодны и не могла бы я… Но я решительно не могла бы - ну нет у меня с собой еды.
Дворец Карлоса V. Пара фрагментов:
Голодающие котики.
И следующим пунктом красивейший дворец Насридов. Я люблю мусульманскую архитектуру, но, наверное, еще большее - ее смешение с архитектурой христианской.
Обратите внимание на фото выше: сзади на потолке герб
Для жаждущих деталей)
Практически такие же "действующие" скамейки видела в парке в Севилье. А это - раритет))
Ну и еще эксклюзив, который я умудрилась не сфотографировать (потому что ремонт - это некрасиво)): главная достопримечательность Альгамбры, Львиный дворик… без львов. Ну, таки я молодец! Главное ведь, читала газеты перед поездкой, но не помогло - реставрация львиного фонтана для меня стала еще одним подарком-сюрпризом от Гранады.
На выходе из дворца, поняв, что вот он, собсно, выход, а фонтана с каменными львами нет как нет, начинаю донимать охранника.
- Извините, - говорю - а где же ваш львиный дворик?
- Вы там были!
- Нет, не была.
- Да были.
- Да нет же! А если была, где ваши львы??
- Так, видели дворик с красивыми арками, в центре которого стоит простой такой круглый фонтан в лесах? Ну вот это он. Львы-то на реставрации…
- Ёлки…
Пока я делюсь с охранником впечатлениями от Гранады, на нас набегает группка немецких туристов. Немцы, которые мне встречаются в Испании почему-то никогда не говорят ни на каких языках кроме немецкого и очень куцего инглиша. У высокого пожилого немца в руках путеводитель, открытый на странице с фото львиного дворика. Он тычет в фото пальцем и вопросительно повторяет: «Lions? Lions?». - Эх, - вздыхает охранник и уверенно машет рукой вглубь дворцовых построек, мол, туда. Немцы разворачиваются и уходят искать львов. Бедные… А чего я-то молчала?
Между тем охранник говорит: - Вот ты думаешь, ты выучила испанский (espanol)?
- Да нет, я знаю, что это кастельяно.
- Ага, но вот смотри: есть кастельяно, у каталонцев - каталан, у валенсийцев - валенсьяно,… а у нас в Андалусии вроде как своего языка нет. Но на самом деле есть. Это они там, в центре, говорят на кастельяно, а мы тут - как раз на эспаньоле.
- А разница-то в чем??
- Ну смотри: эспаньол - это тот же кастельяно, но неправильный. У нас тут в каждом квартале свои словечки, обороты - люди из цыганского квартала людей из еврейского, например, могут вообще не понять.
Ха, - думаю я, напугал! И прошу: - Ну вот ты сейчас со мной как говоришь, специально-правильно? А скажи что-нибудь, как ты обычно говоришь, ну дома, как привык.
- Что, правда хочешь? - Он смеется и кааак затараторит… Я стою, морщу мозг, и почти ни-че-го не разбираю. Н-да. Куда пойти учиться…
Охранник говорит, что у него через 5 минут кончается смена и если я его подожду, можно пойти посидеть в какой-нибудь хороший бар. Я прикидываю, как скоро у меня из ушей повалит дым, если я весь вечер буду ЭТО слушать и малодушно сбегаю «по-английски».
Сбегаю на вокзал за билетами потому что завтра хочу на день удрать в Ронду. Из Малаги, конечно, было бы ближе, но мне интереснее из Гранады: говорят, вдоль железной дороги Ронда-Гранада офигенные виды - надо же проверить. Мой завтрашний поезд на Ронду отходит где-то в районе 6 утра - уже не помню точно во сколько, но помню, что примерно в то же время, когда от ближайшей к моему осталю остановки отходит первый автобус в сторону ж/двокзала. Т.е. до вокзала мне или по-пижонски на такси или по-боевому пешком.
А еще у меня на вечер культурная программа: Tabanco del Tio Grigorio - даже не знаю, как объяснить - небольшое кафе? камерный такой совсем не пафосный клуб?, где поют фламенко и джаз. Я, конечно, хочу на фламенко - джаз я не слушаю. И сегодня там, конечно, джаз. И он прекрасен.)) То ли артисты так хороши, то ли сама атмосфера, напоминающая наши квартирники… На входе в клуб, там, где продают билеты, всем бесплатно предлагают на выбор пиво или стакан красного вина.
- Даже не знаю. А ты что посоветуешь? - спрашиваю у хиппующего вида сотрудницы Tabanco.
- Конечно, вино! Es de mi Tierra, - отвечает она с гордостью. Ну раз местное, то, конечно, вино…
Утром я встаю ни свет, ни заря, чтоб ехать в Ронду. Выхожу. На улице прохладно, вещей у меня практически нет, и я решаюсь на марш-бросок до вокзала. Перед самым вокзалом - что за чертовщина? - меня обгоняет автобус. Тот самый, который еще только-только должен выезжать из парка, судя по расписанию… Я прохожу через металлоискатель, мой багаж - маленький рюкзачок - никто не просвечивает (по-моему, сотрудники службы безопасности еще не проснулись) и сажусь на поезд до Ронды. Про Ронду я уже писала - такая у меня прихотливая хронология)) - поэтому про нее не буду. А буду про Гранаду.
Собственно, осталось-то немного. Я возвращаюсь вечером, уже в сумерках и это мой последний вечер в Гранаде - завтра утром у меня автобус в Мадрид. Вещи уже были собраны перед отъездом в Ронду, и я иду посидеть в один милый бар, который приглядела еще накануне. Бары в Гранаде славны тем, что в них соблюдается старая-добрая испанская традиция - закуска к заказанной выпивке (вне зависимости от того, у вас правда выпивка или кофе/чай) прилагается бесплатно. Но на сей раз французский студент, работающий тут барменом, узнав, что завтра я из Гранады уеду, категорически отказывается наливать мне чай.
- Ты что? - почти обижается он - Это же особенный вечер, его надо отпраздновать! Вон за тем столиком мои друзья!
И не успеваю я оглядеться, как уже сижу вон за тем столиком в большой шумной компании. Среди «друзей» (подозреваю, таких же давних, как я) бармена две девушки-американки из Техаса. Американки почти не говорят по-испански, поэтому весь вечер я болтаю с мальчиком-сирийцем. Мы с ним долго ржем над тем, что его - светлокожего голубоглазого блондина - все принимают за русского, а меня - никто.
- Приезжай в Дамаск, - говорит он - Женщину-иностранку, даже если она одна путешествует - тем более, если одна! - у нас никто не обидит.
И что-то мне подсказывает, он не врал. Только где она сейчас, та Сирия… В отель я возвращаюсь, прямо скажем, не очень твердым шагом, аккуратно огибая понаставленные вдоль тротуарных бордюров чугунные столбики с набалдашниками-гранатами.
За один раз Гранаду, конечно, не посмотришь и не поймешь. Главное, что я успела там увидеть, и что увожу оттуда с собой (чудом не проспав автобус на Мадрид) - это множество ярких, мимолетных разговоров и встреч (совершенно случайных встреч без конца-без начала) и сильный, совсем не испанский, а какой-то восточный аромат чая и специй, которыми торгуют на улице прямо у стен кафедрального собора…
Кафедральный собор Гранады: внутри...
... и снаружи:
Тот самый чай ;-)
Для тех кому интересно, что было дальше:
Рондаи что было сильно дальше:
Саламанка раз,
Саламанка два,
Саламанка три.