И чтобы закрыть тему Саламанки. Мне повезло - через несколько месяцев после возвращения из этого дивного города, мне-таки представилась возможность вспомнить всё (и заодно кое-что узнать)) про него, написав статью. Собственно, вот она - читайте, кому интересно.
Возле кафедрального собора
Статья публикована в журнале
"Место Встречи", № 13 (зима 2012/2013)
Вычурные старинные фасады, кирпично-красные крыши, зеленые пятна деревьев на песчано-желтом фоне камня. Пусть вас не введет в заблуждение умиротворяющий вид: этот город - гремучая смесь музея под открытым небом и студенческого кампуса, где жизнь кипит днем и ночью. Два с половиной часа езды от Мадрида, и вот она, колыбель испанской науки. Саламанка.
К вопросу о красивых фасадах
Городские легенды
Знакомство с историческим центром Саламанки, причисленным ЮНЕСКО к культурному достоянию человечества, начнем с полулегендарных историй, тайн и чудес. С этим городом их связано немало.
Например, есть легенда о пещере, в которой будто бы преподавал черную магию сам дьявол. Сатана семь лет обучал премудростям оккультных наук семерых учеников, а в конце «курса» один из «выпускников» по жребию должен был отдать дьяволу душу. Согласно преданию, один из таких невезучих учеников, маркиз де Вильена (прототипом которого, видимо, был настоящий испанский маркиз Энрике де Вильена, живший в на рубеже XIV-XV веков) сумел перехитрить своего жуткого учителя и удрать, оставив вместо себя тень. Так дальше и жил без тени.
Саламанкская пещера действительно существует, причем, находится она всего в паре минут ходьбы от главной святыни города, кафедрального собора. Это ризница не сохранившейся церкви Святого Себриана, которую предприимчивые власти города превратили в музей.
Для любителей жутких историй в Саламанке еще есть Дом черепов, Casa de las Muertes. Своим названием это старинное здание обязано четырем черепам, украшающим его фасад, а также таинственным убийствам, якобы совершенным в его стенах. Хотя путеводители уверяют, что никаких убийств не было, дом обзавелся дурной славой, и некоторое время из-за этого пустовал.
Не любите ужастики? Чудесами Саламанка тоже богата. Два чуда, совершенные святым покровителем города, увековечены в названиях улиц Tentenecio и Pozo Amarillo. Первая улица, ведущая от кафедрального собора к реке Тормес, напоминает, как однажды Святой Хуан де Саагун (San Juan de Sahagún) усмирил огромного быка, сбежавшего с местного рынка. Испуганное и разъяренное животное бросилось на святого, но остановилось как вкопанное, стоило тому воскликнуть «Стой, глупый!» («¡Tente, necio!»). Название второй улицы переводится как «желтый колодец», и служит напоминанием о том, как святой Хуан спас ребенка, упавшего в глубокий колодец: уровень воды чудесным образом поднялся, и вода вынесла напуганного, но невредимого малыша на поверхность. По другой, более прозаической, версии, святой вытащил ребенка, сбросив ему как веревку свой пояс.
Саламанку с её университетом внесена ЮНЕСКО в перечень культурного наследия человечества.
Есть ли жизнь до университета?
Мы говорим «Саламанка» - подразумеваем знаменитый университет, один из первых в Европе. Но город не строился вокруг университета, он возник раньше.
Еще около 900 лет до нашей эры эти земли населяли кельтские народы, ваккеи и веттоны. С тех пор, видимо, дошел до нас один из самых странных памятников Саламанки - огромная гранитная скульптура не то быка, не то дикого кабана, не то медведя. Саламанкский странный зверь не единственный в своем роде. В Испании и соседней Португалии сохранилось порядка 400 похожих скульптур, о предназначении которых ученые до сих пор спорят.
Известно, что в третьем веке до нашей эры на месте нынешней Саламанки уже был город под названием Гелмантика (Helmantica). Тогда, в период войн Риской Империи и Карфагена, его «внезапным нападением» захватил прославленный карфагенский полководец Ганнибал. Карфаген в конце концов потерпел поражение и был разрушен, а Гелмантика досталась победителю-Риму.
Город, стоявший на Серебряном пути - одной из основных дорог Империи, по которой шли и войска, и торговые караваны - рос и богател. Правда, никакие сказочные «реки» драгметалла через Саламанку не текли. Ведь Серебряный путь (исп.: Vía de la Plata) получил такое название не при римлянах, а позже, и не из-за тонн перевозимого серебра, а по созвучию с арабским словом balat. Так мусульмане, завоевавшие Испанию в Средние века, называли мощеную дорогу.
Сегодня в Саламанке о римском господстве напоминает построенный в I веке нашей эры мост через реку Тормес, соединяющий исторический центр города с более новыми районами. Причем от древнего римского моста остались только 15 арок, а остальные его части были заменены и перестроены во время многочисленных ремонтов и реставраций. От городской стены римских времен осталось еще меньше - небольшой ее фрагмент сохранился около парка Calixto y Melibea неподалеку от реки.
О жизни города после римлян, при вестготских королях, известно мало, но он явно не бедствовал. Здесь был свой епископ и чеканили монету. Вторгшиеся в 711 году на полуостров арабы быстро завоевали город, но обосноваться в нем надолго, как в Кордове или Гранаде, не смогли. Саламанка и ее окрестности стали ничьей землей и почти на два века пришли в запустение.
Университетская часовня (находится в историческом здании университета).
Учиться и еще раз учиться!
«Чего природа не дала, в Саламанке не получишь». Девиз знаменитого на весь мир университета - большой привет любителям халявы. История университета начинается с 1218 года, хотя его корни уходят глубже.
Университет вырос из возникшей в XII веке при кафедральном соборе Саламанки школы. Официальным статусом университета его наделил в 1254 году король Альфонсо X Мудрый, еще через год университетский статус Саламанки признал папа римский Александр IV, удостоив его выпускников правом повсеместного преподавания.
Университет Саламанки иногда называют первым в Испании, что не совсем верно. В городе Паленсия университет появился на каких-нибудь 10 лет раньше. Правда, конкурировал с Саламанкой этот учебный центр не долго. До наших дней он не дожил и даже здание первого испанского университета в Паленсии не сохранилось.
Во многом Саламанка действительно оказалась впереди планеты всей: здесь впервые в Европе появилась публичная библиотека при университете. Именно в Саламанке в 1492 году была издана первая в истории грамматика испанского языка.
В те времена в Саламанке учились 6-8 тысяч студентов. Цифра не такая уж маленькая с учетом того, что население города не превышало тогда 25 тысяч человек. Кстати, сегодня студенческое население Саламанки тоже немаленькое: в университете города с примерно 160 тысячами жителей учатся более 30 тысяч человек.
Сейчас Университет Саламанки немного сдал позиции: в рейтинге лучших университетов Испании первое место не у него, а у мадридского Комплутенсе, но в первую десятку Саламанка входит. Здесь, как и в российском МГУ, можно овладеть почти любой специальностью: от химии до изящных искусств. В Средние же века университет предлагал своим студентам классический для того времени набор знаний: теология, право, грамматика, логика, астрономия, музыка, медицина.
Университет издавна был центром не только науки, но свободной мысли. Его ректорами в разное время становились известные деятели испанской культуры и искусства. Яркий пример философ и писатель Мигель Унамуно, который в начале XX века дважды возглавлял университет. В 1936 году Унамуно был (во второй и последний раз) смещен с поста ректора за критику мятежа, поднятого генералом Франсиско Франко.
В стенах и на стенах
Принадлежащие университету здания разбросаны сегодня по всему городу, но в центре внимания туристов всегда красивейшее историческое здание университета. С ним связана одна забавная примета. Среди многочисленных украшений фасада здания - королевских гербов, растительных орнаментов, черепов - есть маленькая лягушка, углядеть которую невооруженным глазом не так-то просто. Точнее, это не лягушка, а жаба, средневековый символ порока. По замыслу зодчих, земноводное должно было напоминать студентам о необходимости усердно учиться и избегать искушений. Но современные студенты нравоучений не понимают, а просто считают, что не сумевший найти лягушку на фасаде провалит экзамены. Поисками лягушки в обязательном порядке занимаются и все посещающие Саламанку туристы - проверяют себя на внимательность.
Лягушка - один из самых ходовых сувениров в Саламанке.
Куда заметнее квакши странные надписи красного цвета на стенах исторического здания и других старых университетских построек. Эти «граффити» оставили не хулиганы, а выпускники Саламанки, получившие степень доктора. Раньше в честь новоиспеченного доктора устраивали праздник, непременно с боем быков, а потом на стенах бычьей кровью писали его имя и анаграмму Vitor или Victor (символ победы и ликования). Новые «виторы» все еще появляются, но теперь их рисуют красной краской.
В стенах древнего здания университета, куда водят с экскурсиями туристов, тоже есть на что посмотреть. Например, на аудиторию теологии, в которой полностью сохранена обстановка конца XV века: грубые деревянные скамьи и деревянная же резная кафедра. Аудитория носит имя испанского поэта-мистика Фрая Луиса де Леона, преподававшего в Саламанке теологию. Однажды он был арестован инквизицией по навету и почти пять лет провел в тюрьме в Вальядолиде, после чего был оправдан и освобожден. На первой лекции де Леона в Университете Саламанки яблоку негде было упасть. Студентам не терпелось послушать, что скажет вернувшийся профессор. Лектор вошел в аудиторию, поднялся на кафедру: «Как мы говорили вчера…», - начал он прерванную несколько лет назад лекцию…
Кстати, в этой же аудитории знаменитых профессоров Саламанки слушал испанский король Карлос I Габсбург (он же император Священной Римской Империи Карлос V). Особенно монарха интересовали лекции знаменитого правоведа и богослова Франсиско де Витория, одного из основоположников международного права.
Около кафедрального собора растет "самое русское дерево" - берёзка.
Два в одном
Кафедральный собор Саламанки любопытен тем, что на самом деле их не один, а два. Старый кафедральный собор, сооруженный в XII-XIV веках, и Новый собор, строительство которого началось в начале XVI века и растянулось на 220 лет. Старт второму строительству дал королевский указ, в котором отмечалось, что Старый собор «маленький, темный и низкий» перестал отвечать нуждам растущего города.
В отличие от многих других городов, где новый храм возводили вместо старого, в Саламанке решили старый храм не сносить, а построить новый рядом с ним. Здания стоят настолько близко, что со стороны смотрятся как одно целое.
Такая вот громадина "два в одном"
На входе в Новый собор со стороны площади Анайя внимательный посетитель заметит странную деталь. Чего точно не ожидаешь увидеть среди украшений готического фасада, так это астронавта в скафандре. Никакой мистики. Машины времени у строителей не было, а космонавт дело рук наших современников-реставраторов. Заменив часть готических деталей фасада, специалисты решили так разграничить настоящую старину и новодел, чтобы не вводить публику в заблуждение. Осовремененную готику не критиковал только ленивый, но от туристов отбоя нет - где еще такое увидишь?
С колокольней Нового собора связана еще одна любопытная местная традиция.
В 1755 году в Португалии произошло сильнейшее землетрясение, отголоски которого дошли до Саламанки. Огромный храм трясло так, что колокольня покосилась (кстати, крен так и остался до сих пор, но он так мал, что и не заметишь). Колокола звонили без умолку, но никто из перепуганных горожан, укрывшихся в соборе, не пострадал. Чтобы поблагодарить Бога за спасение людей, и подобный кошмар больше никогда не повторился, каждый год 31 октября один смельчак совершает восхождение на самую вершину колокольни. Больше ста лет эту почетную и рискованную обязанность исполняли только мужчины семьи Марикело. С тех пор привлекающая толпы туристов опасная традиция так и называется, «восхождение Марикело» (ascensión de Mariquelo), хотя нынешний верхолаз никакого отношения к этому роду не имеет.
Куда ж без корриды. Рисунок у входа в один из магазинчиков около Пласа Майор
Центр притяжения
Главная площадь Саламанки - Пласа Майор - большой оживленный перекресток. Утром через нее идут полусонные студенты, покупая на соседних улицах картонные стаканчики с кофе. Днем студенты сидят прямо на брусчатке. Читают, пишут, болтают, перекусывают едой из ближайшего McDonald’s. Туристы фотографируют все и вся: прямо на север - мэрия, за южной стороной квадрата арок и стен - Новый собор… По периметру площади круглые медальоны с профилями важнейших людей испанской истории: героя реконкисты Сида, Христофора Колумба, конкистадоров Кортеса и Писарро, и, конечно, королей. Крайний медальон на северо-западе - профиль диктатора Франко - вечно заляпан краской. Городские службы еле успевают отмывать свидетельства народной «любви».
На первом плане - пострадавший диктатор
Если Саламанка центр притяжения студентов со всего мира и всей остальной Испании (благо, в городе два университета - кроме государственного светского Университета Саламанки, еще принадлежащий католической церкви Universidad Pontifica - и тьма языковых школ и курсов для желающих подучить испанский), то Пласа Майор - место встречи всех «притянутых».
Больше всего народу на площади ночью, особенно в четверг - традиционный день студенческих гулянок и вечеринок в Саламанке. Студенты собираются, растекаются по ближайшим барам, возвращаются на площадь. Бары славятся дешевыми chupitos, маленькими порциями крепких напитков. Самая многолюдная ночь в году - студенческий новый год (Nochevieja Universitaria). Отмечается он за пару недель до календарного нового года, разумеется, в четверг. Ровно в полночь все собравшиеся съедают по 12 конфет или виноградин, на каждую загадывая желание. Все как в обычную новогоднюю ночь в любом городе Испании. Но со студенческим азартом.