"Надо же как-то жить эту жизнь"
© Бермант-Полякова О.В., 2012
Начало по тэгу "разбор полётов" в ру_психолог
В Отделе комбинаторики принято подкидывать детей одного устройства родительской паре, устроенной по совершенно другому принципу: так создаётся приемлемый уровень взаимного непонимания, что и обеспечивает эффективность усвоения уроков жизни.
На предыдущей неделе мы говорили об уроках: "Супружество - нагрузки на воплощённого, которые куют чувство юмора" и "Дети проверяют чувство юмора на прочность, родительство - нагрузки, которые закаляют и оттачивают способность посмеяться над своей жизнью". Азы, всем давно известные, вроде "Форма жизни без копейки денег и намёка на секс в ней называется детством" и "Родителей люди выдумывают себе сами", не нуждаются в пояснениях.
Детство свободно от забот о хлебе насущном и радостях тела, чтобы все силы направить на изучение устного, визуальномедийного и письменного языка и стать толмачом - тем, кто ладит с другими людьми, легко находит с ними общий язык. Дети предпочитают думать с помощью сгустков смысла, иероглифов, взрослые обдумывают поступки группами букв. Каждого ребёнка записывают в школу, где он упражняет навык и в итоге запоминает, какая группа букв какой смысл во взрослом мире имеет. Если не запоминает, ребёнка оставляют в классе на ещё один год и т.д.. Умникам, которые в дошкольном возрасте выучились читать и на кого нарадоваться не могли родители, достаются гиперактивные бессловесные и подрощенные дети, которые без устали упражняют родителей понимать выраженное в мимической, пантомимической и изографической форме, - и заставляют-таки погрузиться в материал. Не усваивающим иероглифическую премудрость с первого раза Отдел комбинаторики направляет ещё одного ребёнка и т.д..
"Буква и иероглиф" - коллизия, созданная Отделом Комбинаторики для того, чтобы издатели книг о воспитании детей законно обогатились. Представьте, что вы слышите звуки, складывающиеся в "холод". Буквами разные слушатели запишут одно и то же, "холод". Рисунками изобразят каждый своё. Пиктограммами (пиктограммой называется упрощённый рисунок, нейропсихолог А.Р. Лурия придумал методику пиктограмм, чтобы исследовать запоминание и память, основы устного мира, как мы уже выяснили) "холод" можно зарисовать как сугроб, как льдину, как холодильник, как мороженое в руке, как минусовую температуру на термометре, как морозный узор на стекле... Теперь найдите друг с другом общий язык... Сразу...
Задача не безнадёжна, в Китае и Японии, где обязательной для взрослых сделали иероглифическую письменность, две-три тысячи иероглифов словарного запаса хватает, чтобы понимать тексты. Для человека, привыкшего обходиться двумя-тремя дюжинами (максимум) букв задача запоминания стольких графем представляется чудовищной. Вдобавок по начертанным линиям нельзя догадаться, как это произносится, - оцените красоту замысла "школьные годы чудесные" в заморской письменной культуре.
Представьте теперь, что вам пиктограммой нужно передать состояние "радостно-шероховатый". Что вы нарисуете? Поверхность в разрезе? Руку, касающуюся заштрихованной поверхности? Кору дерева? Вот примерно такую задачу решает ребёнок, когда думает о том, что из себя представляет его семья. Потому что семья его непосредственно касается. Для взрослого это семейное положение, ставка налога или анкетные данные, для ребёнка семья это эмоциональное переживание и ощущение, то, что чувствуется внутри и снаружи него. Среди популярных сгустков смысла, отражающих переживание семьи у детей в первое десятилетие жизни (потом дети переходят на буквы и в основной массе перестают рисовать), есть близость, фаворитизм, иерархия, мы-они. Это то, ЧТО ребёнок думает о семье. Вы увидите схематично зарисованным:
- плечо к плечу, рука в руке (близость)
- в главных ролях и на ролях второго плана (фаворитизм)
- силовая линия (кто выше - тот сильнее) (иерархия)
- коалиционное равновесие (мы и они)
на реальных детских рисунках наших современников, выполненных по методике ДРС (о ней был пост
http://ru-psiholog.livejournal.com/2977512.html). В комментариях ниже размещены 27 рисунков семьи, выполненных по данной методике. Курсовая работа по психологии за три дня :) Огромная благодарность мамам, которые проводили задание, описывали, фотографировали, сканировали, прикрепляли файлы, - у нас в сообществе теперь есть коллекция рисунков детей от 3 до 13 лет, правшей и левшей, и благодаря сообщникам я имею возможность пояснять наглядно, КАК дети думают о семье. Пояснять я буду два момента: тип переживания и психотерапевтическую мишень.
ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)
Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.
Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)
Искренне ваша,
Ольга Викторовна