Издательские аннотации к двухтомнику "Колымские рассказы", М.: Советская Россия, 1992. Первое полное издание корпуса КР, увидевшее свет тридцать лет назад через десять лет после смерти автора. В СССР оно так и не появилось. Издательство "Советская Россия" выпускает книгу в серии "Крестный путь России". Правая рука не ведает, что делает левая. Или обычная для советикусов сместь цинизма с шизофренией.
«В настоящем издании (в двух книгах) впервые собрана вся трагическая эпопея Варлама Тихоновича Шаламова (1907-1982) - поэта, прозаика, летописца колымских лагерей. Двадцать лет он провел на каторге и двадцать лет (1953-1973) создавал эту эпопею. Она состоит из шести циклов, размещенных в этих книгах в авторской последовательности.
В 1962 г. он писал А. И. Солженицыну: «Помните, самое главное: лагерь отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку - ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел - надо сказать правду, как бы она ни была страшна. Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде».
В первую книгу вошли три цикла: «Колымские рассказы», «Левый берег» и «Артист лопаты».
«Лагерь - отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели - инженеры, геологи, врачи, - ни начальники, ни подчиненные. Каждая минута лагерной жизни - отравленная минута. Там много такого, чего человек не должен знать, не должен видеть, а если видел - лучше ему умереть...
В первую книгу вошли три цикла: "Колымские рассказы", "Левый берег" и "Артист лопаты".
Во вторую книгу вошли три цикла ("Очерки преступного мира", "Воскресение лиственницы", "Перчатка, или КР-2") колымской эпопеи, в которых автор продолжает беспощадный рассказ - воспоминание о колымских лагерях, где он провел без малого двадцать лет и нашел в себе силы поведать нам предельно искренне и правдиво о мире по ту сторону добра и зла, о попранном человеческом достоинстве; о мире, где смерть реальнее жизни. Это живое свидетельство человека, прошедшего крестный колымский путь: это он вращал собственной грудью ворот в угольных шахтах, катал тачку в золотых забоях, голодал и мерз; испытал на себе "законы" блатарей и конвоиров. Прямое это свидетельство обращено к нам, к душе каждого человека, которая "обязана трудиться", чтобы исполнить завет автора: "Этого - не должно быть!"».