Наталья Солженицына. Еще раз о переписке Солженицына и Шаламова, 2014

Dec 31, 2021 16:16

Когда-то давно писал об этой статье, не мешает напомнить, прошло семь, скоро уже восемь лет. А то многие не в курсе существования сундука со спецхраном в архиве Варлама Шаламова включая копирайт А. Ригосика (в котором не только переписка с Солжениныным, но значительно больше). У вдовы Солженицына вполне вменяемые предложения: сопоставить опубликованные Сиротинской копии писем Шаламова к Солженицыну с реально полученными адресатом, дополнить текстами недостающих писем, подготовить и осуществить полную публикацию переписки на основе объективного, т.е. научного - проведенного нейтральными исследователями - текстологического и культурно-исторического анализа. Но советское шаламоведение почему-то категорически против, и понятно, почему - реальность для него невыносимо сложна, а главное, разрушительна.

Еще раз о переписке Александра Солженицына и Варлама Шаламова

26 апреля 2014

«Александр Солженицын запретил публиковать свою переписку с Варламом Шаламовым, хранящуюся теперь в его архиве. Историческая правда требует, чтобы эти письма были наконец опубликованы».

В номере «Новой газеты» от 21 апреля 2014-го К. Мартынов продолжает настаивать на противопоставлении позиций Шаламова и Солженицына. Надеюсь, уяснению подлинных позиций и взаимоотношений писателей будет способствовать публикация их переписки, которая непременно должна быть подготовлена и осуществлена в возможной полноте.
Даже история «запрета» Солженицыным такой публикации искажена и мифологизирована. В 1989 году И.П. Сиротинская, наследница авторского права В.Т. Шаламова, обратилась к Солженицыну за разрешением опубликовать его письма к Варламу Тихоновичу. В том году Солженицын все еще жил в изгнании, ни одна его запрещенная книга еще не была разрешена к печати в СССР, не были отменены ни указ о лишении гражданства, ни уголовная статья. Довольно дико писателю при жизни начинать возврат в печатность с переписки: вся история литературы, да и обычный такт учат, что письма публикуют спустя годы после смерти корреспондентов, не так ли? К тому же, писал Солженицын Сиротинской, «я не хочу поощрять начавшуюся лавину печатания моих писем, обычно без спроса»; но против ее намерения публиковать письма покойного В.Т. Шаламова не возразил (этот ответ Сиротинская напечатала, предваряя публикацию писем Шаламова к Солженицыну: см. журнал «Знамя», 1990, № 7). После же 1989 года никто и никогда не обращался к Солженицыну за разрешением печатать его письма к Шаламову.
Теперь разбор огромного эпистолярного архива Солженицына начат, и уже выявлено, что напечатанные Сиротинской по черновикам письма Шаламова (и все дальнейшие перепечатки) содержат существенные разночтения с теми оригиналами писем, которые Шаламов посылал Солженицыну. Кроме того, в архиве найдено почти в два раза больше писем Шаламова, чем до сих пор опубликовано. Нет ясности и в отношении количества писем Солженицына к Шаламову, хранящихся, судя по описи, в закрытом архиве Шаламова в РГАЛИ, - необходимо сопоставить их с копиями, обнаруженными в архиве Солженицына.
Публикация двусторонней переписки В.Т. Шаламова и А.И. Солженицына, которую мы намерены подготовить и осуществить, требует тщательного исследования и комментирования, что предполагает, в частности, работу в архиве В.Т. Шаламова, если она будет разрешена его наследниками.

Наталия Солженицына, 23 апреля 2014 г.

Александр Солженицын, шаламоведение, архив, Варлам Шаламов, переписка, биография, спецхран

Previous post Next post
Up