К вопросу о
"культурном амплуа Шаламова в современной русской культуре".
Статья журналистки Ольги Кныш на сайте Kinofilmpro, посвященном современному российскому и мировому кинематографу.
Рецензия на "Сентенцию": кино для неспешного просмотра Коротко о сюжете и съемках
Стоит сразу обозначить, что «Сентенция» - это кино далеко не для всех. Тягучий и медленный фильм заставляет остановиться и задуматься, понять и оценить реалии жизни советских писателей во времена всеобщей цензуры и страха. Здесь не будет быстрых движений и тем более экшна.
События фильма описывают последние годы жизни автора «Колымских рассказов» Варлама Шаламова, которые он провел в доме престарелых. На дворе 1980-й год, двое стариков с трепетом и ужасом ждут таинственного гостя, которого должны поселить в их последней обители. Однажды на пороге комнаты появляются двое: немощный и практически слепой Варлам и молодой Всеволод, привезший старика в дом престарелых. Он ставит Шаламову единственное условие - он должен прекратить писать. Однако вскоре в доме старости появляются новые люди - это поклонники творчества писателя, которые во что бы то ни стало хотят найти и популяризировать рассказы Варлама о его жизни на Колыме. Несмотря на приставленных к ним КГБшников и пристальную слежку, они желают опубликовать запрещенные произведения старика.
Некоторые детали стоит отметить отдельно: интересные ходы, как, к примеру, работающий магнитофон с закадровым голосом главного героя, 10-минутная сцена приема пищи, в которой видны и скол на рюмке, и потертая надпись с наклейкой «коньяк» или же синхронные и абсурдные движения второстепенных персонажей. Здесь важно все.
Исторические факты
Для тех, кто не знаком с творчеством Варлама Тихоновича Шаламова, надо прояснить несколько важных фактов из биографии этого талантливого и, к сожалению, не до конца оцененного советского поэта и писателя. Сын священника и ярый оппозиционер в общей сложности пробыл в лагерях более 16 лет. Изначально его осудили за близость к левой оппозиции, а затем за антисоветскую пропаганду. После отбывания сроков Варлам Тихонович начал писать поэзию и прозу, но самым великим произведением являются его «Колымские рассказы». Благодаря самиздату их сумели популяризировать за рубежом, но в СССР Шаламова знали исключительно как поэта. Это произведение имеет не только художественную, но и историческую ценность в своем раскрытии мира лагерей и их быта. В Советском Союзе «Колымские рассказы» были наконец изданы лишь после смерти писателя в конце 80-х годов.
Актерский состав
Главную роль в биографической драме сыграл Александр Рязанцев. Он знаком зрителям прежде всего по сериалам «Убойная сила» и «Крик совы». Рязанцеву удалось гармонично вписаться в роль престарелого Шаламова и сыграть свою роль в лучших традициях старой школы. Сходство актера со знаменитым писателем просто поразительно и совершенно неудивительно, что Дмитрий Рудаков взял именно Рязанцева на данную роль.
Приятно видеть в проекте таких мастодонтов отечественного кинематографа, как Иван Краско и Валерий Жуков. Несмотря на то, что Ивану Ивановичу уже 90 лет, а возраст Валерия Михайловича стремительно приближается к отметке «80», их можно назвать украшением фильма. Каждым своим движением они привносят легкий налет арт-хауса и сюрреализма в происходящую на экранах реальность.
Также весьма интересно наблюдать в кадре за становлением Павла Табакова как актера. С каждым новым проектом он растет и раскрывается, и «Сентенция» - не исключение.
В проекте приняли участие такие актеры как Федор Лавров («Оттепель», «Именины»), Алена Константинова («Повесть о Сонечке», «Палач»), Мириам Сихон («Эти глаза напротив», «Плюс один») и Сергей Марин («Анна-детективъ», «Балканский рубеж»).
Подводя итоги, необходимо сказать, что проект «Сентенция» однозначно заинтересует любителей истории, литературы и арт-хаусного кино. Данная картина - это еще одна страшная страница диссидентства и трагедия талантливого человека в эпоху тоталитаризма в объективе режиссера нового поколения.
* * *
Отзыв филолога и шаламоведа Ксении Филимоновой,
опубликованный в ее фейсбуке 23 декабря прошлого года.
Посмотрела фильм "Сентенция" как бы о последних годах жизни Варлама Шаламова. Я, наверное, должна написать предупреждение о спойлерах, но фильм настолько плох, что спойлером его не испортишь.
Фильм не понравился мне еще в виде аннотации, вот такой:
"Двое пылких последователей писателя, журналисты Анатолий и Андрей, пытаются найти рукописи рассказов писателя о Колыме. За ними ведется слежка, но они должны непременно добиться публикации текстов умирающего автора - немощного старика, заточенного в доме престарелых".
Я даже не знаю, что было хуже - то, что на экране или то, что говорил после фильма его режиссер, потому что режиссера дослушивать мы не вынесли и ушли.
Итак, в самом начале фильма появляется человек, похожий на реальную фотографию Шаламова из дома престарелых (с полотенцем на шее), которому неизвестный мужчина, видимо кгбшник, выглядящий как советский мидовский работник или гангстер из американского кино: черный костюм, шляпа, бриолин, запрещает говорить? писать? Требует "Ни слова больше". Как было написано в аннотации "ставит Шаламову условие". Сама мысль о том, что Шаламову можно было ставить условия смехотворна, но у фильма не было научных консультантов, только менеджеры и "супервайзор скрипта".
Дальше начинается что-то совсем странное. Действительно двое молодых людей, ̶Б̶и̶б̶а̶ ̶и̶ ̶Б̶о̶б̶а̶ Анатолий и Андрей звонят в двери квартир со словами "Мы от Варлама Тихоновича, у вас нет случайно его рукописей?". Оказывается, что рискуя жизнью, под прицелами КГБ, молодые люди, якобы по поручению Варлама Тихоновича, ищут то, что уже давным-давно лежит в ЦГАЛИ и тщательно бережется И. П. Сиротинской. Конечно, молодые люди этого не знают, поэтому шастают по квартирам как пионеры в поисках макулатуры. Это, как потом скажет режиссер, немного такая художественная выдумка, ведь как написал наше все критик Долин, "не обязательно превращать фильм в мемориальную выставку или в доступную форму «жизни замечательных людей»".
Наконец, пылким поклонникам писателя удается насобирать по квартирам "главную книгу" Шаламова и принести ее ему в дом престарелых. "Какую книгу?" - спросит удивленный зритель, который, к примеру, Шаламова не читал. А не важно какую! Книгу! Приносят ее слепому, больному и явно недееспособному Шаламову, который, напомним, передал свой архив в ЦГАЛИ лет 10 тому назад, чтобы как раз бибабобы не растаскивали.
Дальше происходит какая-то совсем уж странная вечеринка, на которой женщина томно поет романс про мертвецов на стихи Шаламова.
Ну и наконец, отважные Анатолий и Андрей отправляют рукопись "главной книги" (рискну предположить, что все же "Колымские рассказы") за границу. Ну то есть туда, где они уже тоже лет десять как опубликованы, что даже послужило поводом для открытого письма Шаламова в "Литературную газету" с отказом от зарубежных публикаций. Но нет, не будем, не будем же превращать фильм в "доступную форму" и тд.
В конце кгбшник с внешностью мидовского работника возвращается и избивает Шаламова. Все.
Из фильма неподготовленный зритель точно не поймет: кто такой Шаламов, что он написал, почему и как он оказался в таком положении. И это как раз самое важное: про писателя команда фильма не смогла понять и сказать ничего.
После фильма на сцене появились режиссер и модератор(ка) дискуссии.
Дискуссия началась словами "А вот Антон Доооолин написал на "Медузе"..." Режиссер важно закивал. А потом сообщил изумленной публике, что Шаламов неизвестно как оказался в доме престарелых (да как как то!), его стихи были опубликованы впервые в этому году в таком красивом двухтомнике и что его рукописи действительно собирали энтузиасты по квартирам.
Дальше мы не дослушали и ушли.
Вот же, думаю. Антон Долин, конечно, мерило хипстерского кинематографа, но фильм настолько абсурден и плох, что не хочется верить, что Антона пытали перед тем, как он эту рецензию написал.
* * *
Рецензия кинокритика Адили Хайбуллиной в "Итогах-2020 в российском кино" в январском номере казанской "Бизнес-газеты".
ДЕБЮТАНТ ГОДА Дмитрий Рудаков, «Сентенция»
Одним из призеров 24-го Таллинского фестиваля «Темные ночи» стал фильм молодого российского режиссера Дмитрия Рудакова, ученика Алексея Учителя. Тему для дебюта постановщик выбрал непростую: «Сентенция» посвящена автору «Колымских рассказов» Варламу Шаламову. Рудаков очень точно отображает в своей картине то, как тело Шаламова стало его тюрьмой. Таким образом, фильм не становится патриотическим блокбастером о великом человеке (тем более, что это противоречит судьбе писателя). Режиссера интересует то, как сильный дух прорывается сквозь дряхлеющую плоть, как сопротивляется ему, и он мастерски соединяет художественную и документальную составляющую. Эта черно-белая, камерная и аскетичная картина, пример того, как форма идеально соответствует содержанию. Абсолютная редкость для дебютанта!
* * *
Статья Аллы Каньшиной, напечатанная в газете "Магнитогорский металл" от 23 марта 2021 года.
Как слово наше отзовётсяНа экране кинотеатра с джазовой душой оживёт лагерный страдалец и летописец ГУЛАГа Варлам Шаламов
Завтра киноманы из клуба P. S. обсудят «Сентенцию» (12+) - дебютный фильм Дмитрия Рудакова, созданный на киностудии «Рок» Алексея Учителя - по случайной игре слов ещё и учителя молодого режиссёра.
Чёрно-белая лента посвящена последним годам жизни сидельца с почти двадцатилетним стажем, писателя, автора ужасающих и честных художественно-документальных свидетельств жизни в сталинских лагерях, среди которых самое известное - цикл «Колымские рассказы» (18+).
«Сентенция» - слово, которое внезапно вспоминает герой одноимённого рассказа Шаламова, уже забывший среди лагерного мата и немногих бытовых слов нормальную человеческую речь. Это слово возвращает его к естественным понятиям и непреходящим ценностям жизни. Название же фильма отсылает к содержанию рассказа и указывает на размышления писателя о мире, его философский взгляд на течение и финал жизни.
В период, изображённый в фильме, Варлам Шаламов - его играет Александр Рязанцев - оказался в доме престарелых. Он кажется безумным, но стихи, которые не столько диктует, сколько выдыхает одними губами, поражают глубиной. В фильме нет кадров, иллюстрирующих лагерную жизнь, но образ одинокого, измождённого старика, отдельные фразы, арестантские привычки вроде намотанного для тепла на шею полотенца или скатанного для сохранности одеяла наводят на размышления о тяжёлом опыте, непростой судьбе, неизлечимой душевной травме.
Соседей писателя по дому престарелых играют Иван Краско и Валерий Жуков, товарищей по творческому цеху - Фёдор Лавров и Павел Табаков, «товарища из органов» - Сергей Марин. Режиссёр признавался, что работать с возрастными актёрами было непросто: они забывали тексты, не совпадали в динамике с молодыми коллегами по съёмочной площадке, но в этом и была их задача - привнести в работу достоверность атмосферы, где угасающую жизнь поддерживает несломленный дух свободомыслия.
В минувшем году фильм завоевал приз международной Федерации кинопрессы на фестивале «Тёмные ночи» в Таллине. В нашей стране идёт в ограниченном прокате.