Промежуточное звено. Самиздатский сборник КР 1964-65 гг.

Feb 12, 2013 00:19





Самиздатский сборник Шаламова, экспонирующийся на выставке «Тогда, в шестидесятые…» (Опыт «оттепели»)», подготовленной при активном участии Международного Мемориала. Адрес выставки: Москва, Трубниковский переулок, 17; филиал Государственного Литературного музея; продлится до 31 мая.

Источник списка: Международный Мемориал. Фонд 175. Личные коллекции самиздата. Оп. 1. Дело 35. Коллекция А.Толпыго, получен из Киева. В. Шаламов. Колымские рассказы, 1966



"Колымские рассказы", "Сборник второй", оглавление (ниже в скобках - перечень и годы написания рассказов "второго сборника"):


Сб. 2-й

1 Артист лопаты 64
2 Почерк 64
3 Первый зуб 59
4 Первый чекист 64
5 Как это началось 64

6 Надгробное слово 60
7 Вейсманист 64
8 Кусок мяса 64
9 Утка 63
10 В бане 55
11 В больницу 64



Список (проще говоря, самодельная книга) представляет собой стопку не сброшюрованных листов машинописи. На титульном листе дата "1966". Озаглавлен "Колымские рассказы" и разбит на две части. Первая часть оглавления действительно соответствует циклу "Колымские рассказы", однако переходит в оглавление некоего "Сборника второго" - названия рассказов этого безымянного цикла обрываются внизу страницы, а продолжения нет. Была ли вторая страница с оглавлением, работники архива Мемориала не знают. Возможно, после раскомплектования выставки его продолжение обнаружится на обороте листа, сейчас он в витрине. В противном случае не исключено, что эти одиннадцать рассказов и составляли "Сборник второй".
Этот почти полувековой давности список содержнит 33 рассказа первого цикла, остальное либо потерялось на пути от читателя к читателю, либо хранилось отдельно, либо вообще отсутствовало в рукописи, имевшейся в распоряжении машинистки.
Я уверен, что список представляет собой неполную копию черновой редакции КР, восходящей к Шаламову. Уверен также, что дата на титульном листе - 1966 - означает не время составления книги автором, а дату перепечатки данного списка - это как бы год его поступления к читателю от распространителя самиздата, заменившего своей датой отсутствующую. Сама авторская редакция сделана в конце 1964 - первой половине 1965 гг.
Постараюсь обосновать.
Состав первого цикла почти идентичен канону, единственное отличие - в расположении рассказа "Васька Денисов, похититель свиней", передвинутом на три позиции выше. В таком виде он мог выйти только из рук Шаламова. Если же список вышел из рук Шаламова, то 1966 год как дата его создания никуда не годится.
"Сборник второй" не включает ни одного рассказа, написанного после 1964 года. Семь из одиннадцати текстов этого безымянного сборника датируются 1964-м (всего за этот год написано 12 рассказов) - складывается впечатление, что составлялся он на свежем материале написанного в 1963-64 гг.
Еще в письме Шаламова Фриде Вигдоровой от 16 июня 1964 года речь идет только о "Колымских рассказах" без какого бы то ни было членения на циклы (при наличии полусотни и больше текстов это и могло выражаться в нелепом объединении под одной обложкой цикла "Колымские рассказы" и безымянного "второго сборника"). К лету же 1965 безымянных сборников не осталось. В письме Н. Мандельштам от 21.7.1965 Шаламов говорит о перегруппировке рассказов и дополнениях в цикле "Артист лопаты", а также о том, что цикл с первоначальным названием "Уроки любви" будет носить название "Левый берег". Иначе говоря, деление на циклы произошло не позже первой половины 1965 года, а в 1966 КР уже проследовали в Америку в виде трех почти окончательно оформленных книг - "Первая смерть" (цикл "Колымские рассказы"), "Артист лопаты" (близкая к финальной версия одноименного цикла) и "Левый берег" (тоже близкий к конечному вариант одноименного цикла).
Таким образом, перед нами авторская редакция КР рубежа 1964-65 гг., произвольно датированная 1966-м. Она показывает, что первый цикл, "Колымские рассказы" (почему Геллер - следуя указаниям автора? - называет его "Первая смерть", не знаю, но прошу обратить внимание на положение одноименного рассказа в оглавлении списка - он не пронумерован, хотя в нумерацию входит, и сдвинут внутрь столбца заголовков двумя пробелами), уже готов, тогда как будущий цикл "Артист лопаты" намечен весьма приблизительно и даже не назван. Рассказ "Припадок", этот подчиняющий пространство и время памяти вход в черную дыру цикла, вообще не попал в оглавление, а следующее за ним не менее мощное "Надгробное слово" стоит на шестом месте. "Надгробное слово" предваряется здесь хрониками безумных "гаранинских" расстрелов и иных способов массового умерщвления заключенных "Как это началось" - казалось бы, лучшего зачина к прощальному слову над трупами "мучеников, а не героев" не придумаешь, однако, впоследствии Шаламов и Пинский поменяли рассказы местами, жертвуя естественной последовательностью нарратива ради чего-то большего. Какого рода эффект достигался правкой и добились ли они желаемого эффекта? Почему в списке 1964-65 гг. за рассказом "Артист лопаты" идет "Почерк", а в окончательной редакции - "РУР"? Почему рассказ "Кусок мяса" будет вынесен в другой цикл? И так далее. Сначала постановка этих и подобных вопросов, а затем ответы на них - вот что позволит дать должное представление о величественной архитектуре КР, подчиняющей историческую и преходящую Колыму Слову о Колыме с его запасом прочности на века. Какие законы тут действуют? Точнее, в соответствии с какими требованиями искусства один устой укреплен, а другой ослаблен, один вход заложен, а другой пробит и ведет не в залу, а на галерею, опоясывающую эту залу? Чтобы понять общий план, нужно проследить этапы становления "Колымских рассказов" к окончательной форме, к Пятикнижию Шаламова-Пинского, стадии их упорядочивания и циклизации. Мемориальский список КР рубежа 1964-65 гг. - звено достаточно раннее и тем дает пищу для размышлений. Таких звеньев должно быть много, картина по возможности должна прослеживаться от начала к концу. Нужно искать, датировать и выстраивать в последовательности рукописные и самиздатские списки корпуса. В этом - ключ если не к поэзии, то к ее пониманию.



Данными по источнику списка и фотографиями обязан Михаилу Юрьевичу Михееву, за что весьма ему благодарен.

Смотреть фотографии в крупном масштабе в хорошем качестве в формате JPG, архив с файлами 5,5 МБ

искусство повествования, текстология, Варлам Шаламов, тамиздат, "Колымские рассказы", самиздат

Previous post Next post
Up
[]