В прошлый раз я рассказал о том, какое место занимает Россия в мире "Бегущего по лезвию". Но этого мне показалось мало, и я решил выяснить, есть ли что-то по поводу России киберпанка в зарубежном кино. Поиски, увы, закончились неудачей, зато нашелся целый ряд киберпанковых фильмов, которые были сняты в Восточной Европе западными студиями. Пройти мимо я не смог и решил составить подборку по этому поводу. И первым будет фильм, с которого, собственно, и начался интерес к этой теме: "Авалон" (2001) от самого автора "Призрака в доспехах" Мамору Осии. Действие фильма происходит в недалеком киберпанковом будущем, где победили разруха, деградация и нищета. Молодежь находит отдушину, играя в онлайновую военную игру "Авалон". Причем японец Осии хотел для места действия найти какую-то экзотическую страну, которой в итоге стала... Польша.
Итак, вступление - игра в "Авалон". По полю танки грохотали - Т-72 и еще одна ЗСУ "Шилка".
Но, к счастью, бронетехнике противостоит Первый игрок - с СВД, Макаровым и в дурацкой маске с очками.
На улицах неназванного города танки молча наступают на бегающую толпу и зловеще водят орудиями. Такое впечатление, что советские войска опять вторглись в какую-то там взбунтовавшуюся страну.
Но Первый игрок легко захватывает танковый пулемет, потому что охраняющие его юниты пехоты имеют крайне низкий ИИ сравнимый с интеллектом автора фильма, из которого начинает расстреливать солдат. Спецэффекты выглядят потрясающе - при попадании пули юниты рассыпаются на мелкие осколки и исчезают на фоне восточноевропейских машинок - Трабант, Дачия и пр.
Стреляет Игрок, кстати, нарисованными выстрелами - не потому что автору не хватило денег на холостые патроны, а потому что это типа игра!
После уничтожения пехоты налетает некая зловещая вундерваффля и бомбит всех очень плохо нарисованными бомбами времен Второй мировой.
Как вы понимаете, единственное, что нарисовано в этой игре - это спецэффекты. Ни дать ни взять, полномасштабное FMV, блин.
После успешной миссии в городе наступает миссия в поле. Бойцы противника, за отсутствием очков, бегут в бой в чем-то, очень напоминающем противогазы.
А еще у них немецкий пулемет MG-42.
Вопрос - как сэкономить на спецэффектах в изображении вундерваффли, если у бюджет вашего фильма всего 8 миллионов долларов? Ответ - сделать две модельки Ми-24 и слепить их.
Но Первый игрок и тут легко выходит из положения, убивает снайперским выстрелом врагов, а потом захватывает тот же пулемет и уничтожает вундерваффлю.
Миссия выполнена! Получите ачивку!
Но Игрок не знал, что привлек внимание некоего важного масона в черном плаще, с маузером и прицелом вместо бинокля.
Кто же наш игрок в реальной жизни? Кто постоянно проводит время в онлайн-игре, лежа на самом деле на зубоврачебном кресле с кибершлемом, копируя так сцены из "Призрака в доспехах"?
Это простая девушка Эш, которая ходит в клуб как на работу - а учитывая, что она за счет киберспорта и получает деньги, так и есть.
Платят ей, кстати, даже не заморачиваясь, в польских злотых. Мир будущего, да. Либо иди на войну с идиотской тактикой, либо сваливай в Польшу... Стоп, это что, про Евромайдан? Впрочем, нынче китайцы и впрямь играют в PUBG, продавая полученные бонусы, так что киберпанк давно наступил.
Кстати, клуб Авалон с виртуальным выходом на самом деле расположен в чем-то, очень напоминающем бывшую тюрьму.
Реальность на самом деле мрачное и унылое место. Правда, понять это тяжело, потому что в обоих мирах одинаковая сепия блевотного болотного цвета, как в фильмах Йетса про Гарри Поттера.
Вот именно через эти три локации Эш постоянно ходит к себе домой, и это показывают несколько раз, символизируЪя рутину ее жизни - причем режиссер настолько ленив, что даже не меняет кадры! Все, что ждет Эш дома - маленькая квартира и собачка.
О, компьютер с ЖК-экраном, который можно поставить даже в деревянную рамку. Неплохо. Нечто в бутылочке на столе (VODKA?!) тоже интересно...
Таких экранов тут вообще много...
В чем же суть сюжета? Хотя Эш играет на высшем уровне сложности А, ей этого уже не хватает. И вот однажды ее встречает некий хрен с горы, который приводит ее в мрачную столовую и убеждает, что есть некий высший уровень сложности, куда могут пробраться лишь избранные.
Чтобы пробраться на секретный уровень, Эш встречается со своими бывшими корешами, игроками распавшейся команды Визардс, которые по идее что-то могут знать.
Они встретили ее не очень дружелюбно, но та взяла в плен их. Попытка расспросить корешей поподробнее не удается, так как в самый интересный момент в воздухе в прямом смысле слова материализуется вертолет и приходится спасаться. Эш едва успела выйти из игры, так что ее бурно рвет за кадр.
Зато за очередную победу Эш получает деньги, на которые можно купить наконец свежей еды - большое богатство в убогом будущем.
Однако она с удивлением обнаруживает, что ее собачка пропала, и тут же ее посещает некий Преподобный. Позднее оказывается, что это преемник создателей Авалона, который пафосно называет себя Епископом.
Он-то знает, что команда Визард распалась из-за нее, когда Эш струсила и подставила многих игроков. Это было на очередном полигоне, где Ми-24 осаждал разваленный польский дворец.
Переговоры по рации в танковых шлемах? Да это же гениально! Почему тупые спецназовцы до этого не додумались?
Из-за того, что кто-то нажал Ресет, многие игроки погибли. Командир отряда Мерфи так и застрял в игре и остался овощем на больничной койке. Но Преподобный знает, что на самом деле он попал на высший уровень! Поэтому в поисках высшего уровня они вместе проходят на полигон в некую Темную башню с зениткой.
Все игроки вооружаются советским оружием - калашами, РПК, РПГ, даже пистолетами Маузера и ППШ.
Босс на этом уровне - хтонический стимпанковый броневик величиной с небоскреб под названием... "Челябинский колхозник".
И с надписью мелом "ЖИТЬ АЛЯ ОТЕЧЕСТВА".
Название, как вы понимаете, позаимствовано у реального советского танка, установленного на мемориале в Волгограде. Броневик уничтожен ловкой блокадой, хотя почти вся массовка погибла. К счастью, умирающий игрок успел сообщить Эш, как попасть на высший уровень. Оказывается, надо застрелить виртуальную девочку, которая появляется в конце игры.
При попадании на этот уровень Эш обнаруживает, что она оказалась... в обычной комнате. Только с Mauser HSc. 2 в столе и с замурованным окном.
Как же выглядит польская Матрица? Не поверите - как самая обыкновенная Варшава, только без задолбавшей сепии. Мир будущего, да. То есть, даже с этим не парились.
Сраные виды Варшавы нам показывают десять минут. Эш каким-то наитием приходит в филармонию, где очень долго поют оперные певцы, а нам дают понять, что ее собачка самопроизвольно загрузилась на этот уровень (??? - !!! - @#&%$!!*!!! - не спрашивайте!!!).
И вот тут-то на пушке возле входа ее встречает бывший командир Визардс - Мерфи, который сам попал на этот уровень. Тут-то и выясняется, что это он тогда подставил команду, распустил ее, нашел высший уровень самостоятельно и сбежал сюда жить. Хотя я не представляю, каким овощем надо быть, чтобы сбежать жить в Варшаву из мира виртуальной стрелялки.
А после этого разозлившийся Мерфи пытается ее застрелить из Кольта М1902, но она убивает его из Маузера.
Он говорит ей еще немного тупых и пафосных фраз и распадается. Баба заходит в филармонию и встречает там... не вахтершу, а девочку-призрака и нацеливается на нее. Конец. Перешла ли баба на новый уровень или игра перезагрузилась и баба в ахуе обнаружила, что у нее обнулило очки и надо начинать с первого уровня заново - неизвестно.
Вот такой тупорылый и омерзительно дешевый фильм, который старательно маскируется под феласофию с помощью всех приемов артхауза - безмолвного затягивания сцен, убогой сепии, пафосных плоских диалогов, нагнетания СПГС, акцентировании на грязи и чернухе и прочего. Именно поэтому данный примитивный сюжет, который укладывается в минут 20, растянут на полтора часа. Короче, "типа я Тарковский" в полный рост.
То же самое свойственно фильму "Немезида 4" (1996). Когда-то давно, в 1992 году, молодой гавайский режиссер Альберт Пьюн, большой фанат постапокалиптики, нуара 1940-х и прочего подобного добра, выпустил в 1992 г. киберпанковый боевик "Немезида", широко известный в узких кругах. Он рассказывал о мрачном будущем, где киборги стали вытеснять людей, о чем работавший на правительство охотник на андроидов долгое время не догадывался, пока не узнал, что на самом деле противостоит подпольной группировке людей, сопротивляющихся киборгам, желающим уничтожить человечество. Боевик, несмотря на крайне малый бюджет, в котором будущее изображали обычные гавайские городки, а супероружие - обыкновенные пистолеты, пулеметы и дробовики с парой примотанных деталей - тем не менее, поражал отличной режиссурой, проникновенными диалогами, мощной детективной интригой, взрывами в каждой перестрелке (по сюжету, патроны тут взрываются как ядерные бомбы!) и отличными экшн-сценами. Некоторые моменты не постеснялись украсть другие именитые режиссеры, в частности, Вачовские для "Матрицы".
Но увы, вскоре лафа кончилась, и Пьюн перешел на съемки дешевых поделок. Если первая часть была отличным малобюджетным сплавом Бегущего по лезвию, нуарного боевика и Терминатора, то дальше все покатилось... В Немезиде 2-3 главного героя Алекс заменили на женщину Алекс, призванную уничтожить киборгов, которую на время детства послали в прошлое, в Африку - в общем, полный плагиат Терминатора. Выглядело позорно дешево, но там хотя бы был залихватский экшн каждые пять минут, тем более, что Алекс играла 30-летняя бодибилдерша Сью Прайс. Четвертая же часть - это просто стыд и срам, про который приличного слова не скажешь. Сопротивление все профукало, и в разваленной после войны людей и киборгов мире киборги не просто правят - сама Алекс без объяснений стала киборгом.
Снимали на сей раз в разваленной Словакии, сценария и даже бюджета не было вообще, а фильм снят за пять дней (буквально!!!), поэтому здесь нет ни спецэффектов, ни экшна, ни даже сюжета. Есть лишь дешевая криминальная интрига - переквалифицировавшаяся в киллеры Алекс случайно завалила не того человека, на нее открывают охоту, но она счастливо выпутывается, всех поубивав и уходит с новым мужиком в закат, прикончив виновника своих злоключений. Да, это все. Вместо сюжета нам показывают перемещения Алекс по двум (именно по двум!) грязным словацким улицам с мусором и развалинами, встречи с какими-то проходными киллерами и много болтовни ни о чем, а также постоянные сцены совокуплений и обнаженки Алекс. Учитывая, что ее играет бодибилдерша с силиконовыми сиськами, а режиссер ради троллинга фанатов сделал ей протыкающие соски иглы (!!!) - большое удовольствие смотреть, как же... В общем, полноценный артхауз, который невозможно смотреть, если вы не автор.
Что и говорить, улицы Словакии так похожи на постапокалиптическое будущее...
И даже машины будущего...
А какие тут изумительные костюмы...
А какие не менее изумительные киберпанковые спецэффекты... Взятые тупо из второй части...
Чудеса науки будущего.
А еще тут молодой Эндрю Дивов в "богатом" гриме...
Одна из самых убогих сцен - попытка изобразить стрельбу по Алекс вертолета Ми-2, который она сбивает пистолетом. Выглядит приблизительно так...
Единственный автомобиль на весь фильм - это чешская Татра. Именно на такой будут ездить в середине 21 века, абсолютли!
Хотя нет, формально их аж две.
Несчастную машину с киллерами еще и взорвали ради совершенно бессмысленного экшн-момента, единственного на фильм - если не считать мега-атаки вертолета... Как печально...
Самое грустное, что у Пьюна был всего за год до этого Солдат Апокаплисиса / Omega Doom (1995), совершенно идентичный по бюджету в три копейки и банку пива. Только там малобюджетность была оправдана, поскольку это был не боевик и даже не криминальный фильм, а драма - по существу, ремейк "Телохранителя" Куросавы. Действие явно разворачивается в похожей вселенной, где война киборгов и людей поставила обоих на грань уничтожения. Народный киборг Голливуда Рутгер Хауэр после ранения, уничтожившего его данные, путешествует по миру. Люди выдавлены на окраины мира, если не уничтожены целиком, миром правят банды киборгов, которые ищут тайные склады оружия людей для продолжения войны. Попав в город, где установилось хрупкое перемирие между двумя бандами общим числом в семь особей, Хауэр стравливает их между собой в духе вестернов, стреляет по плохишам и спасает двух мирных андроидов. Если бы не чудовищная затянутость сцен, было бы даже хорошо. И да, снималось это в той же разваленной Словакии.
Правда, на сей раз она изображала явно что-то американское.
А весь сюжет происходит на одной и той же маленькой площадке...
Автомобилей тут вообще нет. Хотя, как ни странно, есть карета прошлого, на которой далеко не уедешь.
Ну и да, стыдно не знать, что киборги будущего будут носить сплошь шинели и кирзовые сапоги, да, да...
Есть, впрочем, еще один малобюджетный киберпанк, 90% которого проходит в одном месте, но который куда интереснее. Это Вариант 1.0, снятый когда-то талантливым критиком общества потребления и американского образа жизни Джеффом Ренро, который, впрочем, вскоре скатился и снимает с тех пор эпизоды в сериалах. Фильм был некоммерческий, так что из-за экономии средств снимали его в Румынии.
Сюжет. Простой обыкновенный программист Саймон получает одну за другой посылки, в которых ничего нет. Однако появление этих посылок в его квартире становится все тяжелее объяснить. Постепенно вокруг начинают твориться странности - умирают люди, меняется самочувствие Саймона, происходит странная и необъяснимая чертовщина...
Фильм выделяет мрачная и гнетущая атмосфера упадка и депрессии, не хуже, чем в Бегущем по лезвию, только без неона и музыка другая - злая и мрачная. Коричневые коридоры, частая тьма, длинные проходы, развалины и подворотни - вот места действия фильма. А учитывая постоянный саспенс, клиповую резкую смену кадров, постоянное давление на психику и запутанный кошмарный сюжет, фильм с полным основанием можно назвать психоделическим.
Страшно?
Дом, милый дом - в котором живет Саймон.
А сантехником тут работает Ларс Хенриксен. Веселый человек, лопочет что-то про мировой заговор и то, что за ними всеми идет охота (спойлер - он прав!!!).
Хотя фильм снимался в Румынии, у всех американские имена, надписи англоязычные и пользуются тут долларами.
Но так как снималось все это в Румынии, в квартире у нашего Саймона абсолютно привычный советский антураж.
Ин Совьет Румыния у каждого висели дома картины с заводскими цехами, товаристч!
Немножко местной автотехники. Американский грузовик из больницы, а второй - румынский.
Есть в фильме и ненавязчивые отсылки к антиутопиям. В огромном и мрачном доме Саймона домовладелец установил во всех коридорах камеры и следит за жителями в режиме онлайн. Теперь вы знаете, откуда украли идею для игры Beholder.
Что до киберпанка, то его тут не очень много. Например, сосед Саймона - Удо Кир, который делает живого робота и самоменяющийся диван. Роботу он даже дал голос Саймона, уговорив его дать запись.
Сам Саймон программист, который делал по заказу фирмы некий странный код, чья роль так и останется не проясненной в фильме. Но он явно был чем-то нехорошим.
А вы на шайтан-машину домовладельца посмотрите...
Но самая крутая машина - у соседа Саймона, который на огромных железных шкафах-компьютерах устроил симулятор порнооргии с графикой, неотличимой от реальной. Куда там вашим Крузисам!!! Графика тут круче, чем в Авалоне!
А как вам самодельные кибер-сверчки Хенриксена, который шумят точь-в-точь как в деревне?
Курьер, который готов по вызову предоставить все, что угодно - еще одна классическая черта киберпанка...
Но, конечно, самый крутой момент - когда в финале к дому Саймона приезжает полиция на Волге ГАЗ-24.
Фильм очень мрачен, психоделичен, имеет запутанный и плохо понимаемый сюжет, который с первого раза не поймешь, да и финал там очень странный... Так что мнения публики по его поводу разделились. Но если кому охота знать - краткий и лишенный недомолвок сюжет тут: https://blprizrak.livejournal.com/39108.html
В общем, хорошо, но мало. Однако на выручку к нам идет канадско-венгерский режиссер Тибор Такач, когда-то в 80-е снявший неплохую мистическую историю "Безумная", но потом скатившийся в трэшевые говнобоевики для телевидения типа "Пауки 3D". Однако в 90-е его тяги к нестандартному еще хватило, чтобы выдать один из самых странных фильмов Рутгера Хауэра - "Красный след". Довольно типичный глупый боевик с традиционно хреновой для Такача постановкой отличался неожиданной атмосферой. Действие происходит в недалеком будущем, в России, стране, где победили киберпанк, разруха, депрессия и преступность. А снимали Россию, естественно, в Венгрии, набив действие намеренной клюквой и максимально удешевив реквизит и постановку. Получился просто гремучий коктейль трэша и артхауза.
С чего начинается фильм? С того, что на российскую свалку советских статуй прилетают контрабандисты оружием - Рутгер Хауэр, Дакаскос и их пилот, который умрет первым.
Но сразу по прибытии их атакует российский кибердрон!
Начинается ожесточенная погоня - Хуаэр с РПГ пытается сбежать от дрона, бегая мимо советских статуй.
Он даже прячется за кремлевскими звездами!
Однако гнусный Дакаскос убивает нашего героя с его девушкой и улетает вдаль, делить барыши. Тело Хаэура подбирают типичные русские военные будушего киберпанка...
Познакомьтесь, посередине - генпрокурор Ваня Дзержинский, который хочет использовать тело нашего Хауэра, оживив его и использовав как приманку для криминальной банды Troika. Отчет в этом он делает президентше России с кокардами в петлицах.
Есть мнение, что покрывает банду министр Юдо, которого я сначала, увидев по телеку, принял за молодого Невзорова. Носит он, разумеется, кожаный плащ с австрийскими петлицами и шеврон Советской Армии.
Оцените грандиозный бюджет блокбастера, в котором киберпанковые компьютеры изображают не то медицинские кардиографы, не то еще какая-то аппаратура с соседней улицы.
Конечно, Хауэру удается сбежать, переодевшись в венгерскую шинель, и он познает весь ужас киберпанковой Москвы с ее бандами малолетних наркоманов.
Будапешт старательно пытаются выдать за Москву. Получается плохо.
Наведавшись к священнику, оружейному барону (еще одна черта киберпанка - как в нем без разложившейся церкви!), Хауэр обзаводится мегакрутым пистолетом с закосом под Бегущего по лезвию.
Большая дама следит за тобой, товаристч!
Хауэр навещает своего старого дружка по имени Mishka, который играет со шнуром в голове в онлайн-шутер. Судя по каким-то мужикам в генеральской форме с калашами в руках - это стимовский ремастеринг "Метро-2. Смерть вождя".
Тема виртуальности прослеживается и в сцене посещения Хауэром заведения для киберснов, где по желанию можно прокрутить в голове любовную сцену с любимым человеком... Причем это становится понятно не сразу, вызывая ассоциации с Ф. Диком. Оборудование играют старые советские рации.
Но еще круче - когда Mishka, который предал нашего героя, звонит боссу по довоенному телефону с видеоэкраном! Ин Совьет Раша свой, особый киберпанк! У нас и в интернет до сих пор по телеграфным проводам выходят!
Ужасный мир упадка культуры и деградации. В Большом театре открыт стриптиз-бар, в Доме культуры - бои без правил с боксерами в тельняшках на фоне красных знамен и статуй.
Спасаясь от преследования, Хауэр со своей новой пассией, проституткой Катей, убегает по крыше мимо толп бомжей, которые являются обязательным элементом киберпанка. Но только ин Совьет Раша у каждого бомжа по калашу!
Деградация в мире будущего - эвэривэа...
Понятно, что в итоге героя хватает полиция в полиэтиленовых бронежилетах и в касках пожарных.
В мире будущего даже пытки - виртуальные! Но от этого не менее болезненные...
Дальнейшее описывать не имеет смысла, так как киберпанк кончился, а сюжет заключается в стандартной криминальной интриге. Сам фильм подробно пересказан по ссылке: https://ru-kino.livejournal.com/3542430.html В целом это матерый малобюджетный боевик категории Б в классическом духе киберпанка, со взрывными экшн-сценами категории Б, кучей эротики и неожиданно мрачным и брутальным антуражем. Чувствуется даже какой-то привкус то ли "Альфавилля", то ли Филиппа Дика - особенно в конце, где дается кра-а-айне тонкий намек, что все приключения нашего героя могут быть предсмертным вымыслом.
В общем, как видите, все эти фильмы откровенно малобюджетны и смотреть их вряд ли стоит. Но есть еще один фильм, снятый в Сербии - который, правда, мало отвечает жанру киберпанка, поскольку его тут слишком мало, но не упомянуть его я не мог. Ведь он снят Энки Билалом, знаменитым французским художником комиксов и большим поклонником футурологии, киберпанка и нуара. И что интересно, этот его первый фильм снят на родине его предков - в Сербии, в 1989 году. Это фильм "Бункер Палас-отель". Действие фильма отличается темной и мрачной атмосферой и происходит в некой неназванной стране в неопределенную эпоху, где легко сочетаются вмонтированные в стены телевизоры, андроиды и стилистика годов не то 50-х, не то 60-х.
Особенно умиляет, что наш первый увиденный герой, владелец могучей корпорации господин Хольм ездит на партийном лимузине ЗиС 115.
Все время за кадром слышны звуки перестрелок и боев. Похоже, власть атакуют некие повстанцы. Они носят все черное, включая кепи вермахта без нашивок, ППШ без дисков, а на заднем плане виден немецкий пулемет МГ-42.
Тем временем машина Хольма доезжает по типичным сербским улочкам до некоего пафосного здания, которое, совершенно очевидно - не нарисовано!
Номера.... номера-то такие... Такие странные символы тут весь фильм, кстати.
И Хольм отправляется в путешествие на социалистическом poezd EMD G16 - американский подарок Югославии.
Тем же макаром для места действия отправляется приближенный к Президенту, некий Марко. Он проводит разговоры со связной подполья Кларой - это Кароль Буке, перекрасившая волосы хной. Его задача - подобраться к Президенту и убить его, чтобы обеспечить победу движения. Что это за движение такое и чего оно хочет - мы не узнаем.
Они тоже прибывают к такому же советскому паровозику... На югославском грузовичке ФАП 1314.
Из грузовика выходят два повстанца с ППШ без магазинов, Клара и Марко - но тут из НИОТКУДА звучат выстрелы, и Марко убит. Клара, успев спрятаться в вагоне, отправляется к месту назначения одна - без оружия, без поддержки и без плана.
К счастью, подполье подстрахавалось и отправило на убийство еще одного агента, которому даже сделали пластическую операцию, чтобы он был неотличим от реального министра Николая (единственное славянское имя в фильме), приехавшего на свой последний поезд на чешской Татре. Его агент убивает прямо в вагоне из австрийского Рот-Штейра времен Первой мировой. Выбор оружия тут, безусловно, поражает.
Куда же направляются все поезда? В Бункер "Палас-отель", где вся верхушка страны переживает события и ждет своего президента. Бункер называется так не зря. Это действительно бункер и действительно довольно богатый отель с баром, бассейном, массажными и прочим. А прислуживают тут говорящие роботы, которых буквально не отличить от людей.
Все местное Политбюро - или, как его тут называют, Секретариат. В центре - лично Президент, сверху - жуткая и страшная эмблема режима, буква Ж. Военная форма местного министра что-то напоминает и не напоминает ничего одновременно.
Хотя при желании в фильме можно увидеть отсылки к бархатным революциям 1989 года, когда соцлагерь посыпался - все же элита страны несомненно буржуазная и капиталистическая.
В бункере, помимо удобств, установлено и те же вмонтированные в стены телевизоры.
А как вам видеозапись в этих временах с четкостью картинки первых телевизоров?
Описать дальнейший сюжет довольно сложно. Но если вы надеялись на матерый герметичный политический триллер (а я, блин, надеялся!!!), то будете разочарованы. Кларе благодаря Хольму удивительно легко удается уйти от неприятных вопросов. Бункер начинает помаленьку ломаться и выходить из строя. Началось все с роботов, которых починял мастер на все руки Хольм. Потом пропала вода, а потом и вышло из строя теплоснабжения, из-за чего бункер начал просто замерзать. А тут еще и местный судья обнаружил флэшку, пронесенную очередным прорвавшимся сверху, на которой вся правда о Кларе (причем откуда эта флешка - мы так и не узнаем).
Агент с пластикой тем временем вообще сходит с ума. Короче, все происходящее это какой-то артхауз, где непонятно, есть ли сюжет или нет. Понятно, что так долго продолжаться не могло, и Хольм предпочел свалить из этого ада на прибывшем к нему собственном маленьком изобретении.
Эта штука называется "Крот". Гигантская землекопалка для путешествий в земной коре. Гарантия работы обеспечена репутацией компании Хольм Индастрис!
Да, кстати, после этого кадра мы понимаем, что символы в фильме, оказывается, осмысленны и представляют просто извращенную латиницу.
И вот тут в самый критический момент открывается кабинет Президента, но - о ужас!!! - он всех на***ал, и там никого нет!
В общем, стрельба, пальба, апокалипсис, бункер гибнет, но... Клара таки встречается с Самим.
[ФиналЪ]Президент сидит в кабинете, что был заперт, хотя по сюжету Клара поднялась на следующий этаж. Главное - что он намеренно бросил подыхать соратников. Президент говорит что-то про то, что собирается строить новый мир и предлагает Кларе передать соратникам сообщение на запрещенном до этого им языке. После чего говорит несколько фраз на сербском и отпускает ее. Кстати, если это кому-то интересно, Хольм тоже был роботом. В последних кадрах Клара с двумя Хольмами (!) уезжает на ЗиСе к товаристчам.
Вот такой странный фильм. Плюсы его в уникальной атмосфере межвременного государства и вообще, стилистика - а также игра актеров (кроме совершенно деревянной Клары) и реквизит с локациями. А вот сюжет, начавшийся как интересный и нетривиальный политический триллер с привкусом фантастики, похожий по атмосфере на Отродье (2001) - перерос в странноватый артхауз о гибели власть имущих, который даже самому идейному коммуняке тяжело оценить.
И да, еще раз: режиссер Энки Билал - сам по происхождению серб и до сих пор любит славянскую тему в своем творчестве. В его самом известном фильме "Бессмертные. Война миров" (2004) по собственным комиксам все вертится вокруг бунтаря по имени Никопол, названного им именно в честь найденного на карте города Украины. А еще там в одной сцене мелькает водка "Тарковская"!
На этом я заканчиваю свой обзор и надеюсь, что когда-нибудь полноценный восточнославянский киберпанк все-таки будет создан, и перед ним побледнеют все вышеприведенные примеры. Главное - это верить!