Советский киберпанк: Россия в мире Бегущего по лезвию

Sep 18, 2018 11:37



Просматривал "Бегущий по лезвию 2049" и зацепился взгляд за русские надписи в Лос-Анджелесе будущего. Возможно, многие об этом уже слышали, но именно так у меня родилась идея этого поста, которая заключалась в вопросе - а что мы знаем о России в мире Бегущего по лезвию?

В самом фильме о России нигде не было ни единого упоминания. Однако о ней можно найти пару упоминаний в первоисточнике, книге Филипа Дика, "Мечтают ли андроиды об электроовцах". Действие разворачивается в 1992 г. на Земле, где после атомной войны распространилась атомная пыль, и почти все животные погибли, из-за чего они стали предметом большой роскоши. Население массово эмигрирует на другие планеты, где производят репликантов как бесплатных рабочих, а сама Земля постепенно нищает и становится совершенно обезлюженной. Тем не менее, СССР здесь все еще остается жить.  Более того, в мире книги именно советские ученые отыскали способ отличать сбегающих на Землю андроидов от людей - знаменитый тест Войта-Кампфа.



Когда появлялся новый тип мозга, события всегда следовали по одному, раз и навсегда проторенному, пути. Рик помнил крики ужаса, когда ребята из команды Садермана представляли старую модель Т-14 в 89-м. Все до единого полицейские управления Западного полушария бурно выразили протесты, заявляя, что у них в руках нет ни единого теста для идентификации искусственного мозга в случае нелегального проникновения андроида Т-14 на Землю. Надо заметить, что какое-то время их утверждение оставалось справедливым. Более пятидесяти андроидов, начиненные мозгом Т-14, насколько помнил Рик, пробрались тем или иным путем на Землю, некоторых из них не удавалось обнаружить в течение года. Но потом в Советском Союзе Институт Павлова разработал и внедрил тест Войта на эмпатию. И ни одному андроиду с мозгом Т-14, как впоследствии стало известно, не удалось пройти этот специализированный тест.



Тяжело понять, как обстоит дело с СССР в этом мире с точки зрения геополитики... Но, видимо, он союзник США - так же ловит андроидов, так же сотрудничает с американцами в этом вопросе и у него даже есть Русский отдел в местном Интерполе - Всемирном Полицейском Управлении. Вскоре начальство сообщает Рику, что к ним направляется для связи "советский коп". Знаете, как его зовут? Шандор Кадали. Да, у "русского" копа почему-то венгерское имя. И носит он шинель. А ездит что, на "Волге"? Филипп Дик случаем СССР с соцблоком не перепутал?



Когда он дочитывал заключительный абзац информа на Любу Люфт, таксо-ховер появился в небе, и опустился на крышу в нескольких ярдах от кара Рика. Из ховера выбрался краснолицый, розовощекий и пухлый мужчина лет пятидесяти пяти, одетый в солидную и дорогую, русского покроя, шинель; одновременно шагая, улыбаясь и протягивая руку для приветствия, он приблизился к ховеркару Рика.
-- Мистер Декард? -- спросил он. Рик отметил характерный славянский акцент. -- Премиальный охотник полицейского управления в Сан-Франциско? Пустой таксо-ховер поднялся, русский проводил его удивленно-восторженным взглядом, потом рассеянно представился: "Шандор Кадали", -- открыл дверцу и проскользнул на сиденье рядом с Риком.



У Филиппи Дика вообще плохо с именами. В рассказе "Вторая модель", по мотивам которой сняли хоррор "Крикуны", были завербованные в Советскую Армию австриец Клаус Эпштейн и поляк Руди Максер, а также примкнувшая к ним русская Тассо. А в "Человек в высоком замке" был японец с несуществующим именем Тагоми.

Справедливости ради, в книге упоминаются некие полицейские управления Западного полушария. Видимо, СССР отвечает за Восточное, вот отсюда и Венгрия.

Прилетел Шандор якобы на самолете Аэрофлота, который и в будущем, конечно, существует. Однако это оказался не Шандор Кадали, а один из сбежавших андроидов - Макс Полоков, который еще и оружие с собой притащил.

-- Вы не Полоков, вы -- Кадали, -- выдавил из себя Рик.
-- Наверное, вы имели в виду, что все наоборот? Перепутали из-за того, что
излишне напуганы? -- Я имел в виду, что вы -- Полоков, андроид, и вы не из советской полиции. -- Рик подошвой ботинка нажал кнопку чрезвычайной защиты, которая была
вмонтирована в пол кабины ховеркара.
-- Почему не стреляет мой лазерный пистолет? -- спросил Кадали-Полоков, включая и выключая дополнительную схему спускового устройства и целясь в Рика из лазерного пистолета.
-- Синусоидальная волна, -- объяснил Рик, -- которая сбивает настройку лазера и превращает его луч в поток обычного света.



Я так и не понял, как Рик об этом догадался. Я также не понял, занял ли Полоков место Шандора или его вообще не было. Я так и не понял, как он мог это сделать. Но это далеко не единственное необъяснимое место в этой книге, в которой вообще много неправдоподобных и невозможных мест. Например, фальшивый полицейский участок, поголовно состоящий из андроидов, в котором, тем не менее, служат реальные охотники за андроидами, которые ни о чем не догадываются. И это в городе, где почти нет людей, и полиция рано или поздно должна столкнуться с двойниками? А чего стоят данные на адроидов у Рика, которые, судя по всему - только со словесным описанием, без единой фотографии! А животные, которых тут все обожают, но при этом держат на крышах, где по той же книге, всюду радиоактивная пыль!



Впрочем, это уже неважно, главное, что после этого все, кто жалуются на недостаток логики и правдоподобия в фильме, могут идти лесом со своими претензиями.

Что интересно, сосценарист первого "Бегущего" Хэмптон Фанчер, рассказал позднее, как предлагал Скоту сделать сиквел, где Рик Декард работает детективом... именно в Москве!



https://lenta.ru/news/2017/07/25/inrussia/
"Наверное, потому, что я читал газеты, я подумал, что Декард попал в сложное положение - ему некуда было деться - и ему назначили работу Бегущего по лезвию в Москве, и все вокруг русское, и холодно, и снег... Как у Джона Ле Карре, вы понимаете? Это то, о чем я думал. Я помню, как говорил Ридли: «Харрисон в Москве!» Просто круто, да? И он в ответ пожал плечами: и ничего не вышло"



Не знаю, передал ли это Скотт Вильневу... Но вот у него насчет снега все в порядке. Вильнев и впрямь сменил дождливую ночную атмосферу оригинала на мрачную снежную зиму. Как он объяснял, для него, как канадца, зима особое состояние. И в итоге снежный Лос-Анджелес киберпанка иногда действительно напоминает Москву.







Однако когда сиквел все-таки вышел, оказалось, что в этой вселенной СССР по-прежнему жив! И неплохо жив! Если в оригинальном фильме казалось, что сверхдержавой стала Япония, чья реклама на всех улицах, то теперь к ней добавились и русские надписи. Так, самое начало открывается парниками с надписями "ЦЕЛИНА", в которых сбежавший репликант выращивает гусениц для получения белка.





А в Лос-Анджелесе наравне с японской вовсю крутят рекламу на русском, главная из которых - это голограмма советской балерины, под которой крутится надпись "Продакшн оф СССР. Совьет Хэппи". И голос на заднем плане, выкрикивая непонятную тарабарщину, местный жаргон из всех языков мира, произносит СССР именно как "Си-Си-Си-Пи!".







А у местной забегаловки (к сожалению, единственное место в фильме, где есть массовое скопление людей в городе) можно раглядеть слова "Бургер" и "Горячий".





Кстати, фасончик пальто у местного детектива вполне может сойти за шинель.

О, даже в 2049 году СССР продает по миру VODKA!



Кроме того, я вам немного соврал, когда сказал, что в первом фильме о России нет ни единого упоминания. Если присмотреться, то в одном кадре все-таки заметная русская надпись "Рынок". Не ей ли вдохновлялся режиссер?



В чем же причина этих упоминаний? Она очевидна - на момент выхода первого "Бегущего" СССР был жив, и в будущем он имел полную возможность сохраниться. Также, как сохранились в первом "Бегущем" компании Atari и Pan Am, чью рекламу там можно заметить. Вот Вильнев решил пойти тем же путем. У него тоже в фильме, судя по рекламе, живы Pan Am, Atari, фирма Пежо, которая делает спидраннеры - и собственно СССР.



https://www.ridus.ru/news/261148
Что мне нравится в создании фильмов, действие которых происходит в альтернативной реальности, - мы абсолютно свободны в том, что создаём. Одна из наших идей заключалась в том, чтобы взять мир конца 1970-х - и развить его с точки зрения геополитики. Сказать, что в нашем мире будет другая политика, другие отношения стран; он будет космополитичным, но совершенно по-особому. И культура России будет представлена в США гораздо больше. Если мы видим «Макдональдс», то почему бы нельзя увидеть какой-нибудь русский продукт на улицах Лос-Анджелеса?
Когда я читал Филипа Дика, то чувствовал присутствие подобного духа, чувствовал, что в этом мире и Россия будет присутствовать, и гораздо сильнее будет влияние Восточной Европы с точки зрения эстетики и культуры. Поэтому эти маленькие детали из русской культуры - это как отсылка к роману Филипа Дика.



Увы, но эти маленькие детали оказались очень уж маленькими, поскольку больше мы ничего о роли СССР в этом мире не узнаем. А жаль, авторы могли хотя бы восточноевропейские детали использовать. Ведь не зря фильм снимался частично в Венгрии.



http://www.kinometro.ru/technology/show/name/blade_runner_2049_5775
Съемочная группа оккупировала все шесть павильонов и натурных площадок студии Origo Studios в Будапеште и три павильона студии Korda Studios в Этеке. Кроме того, некоторые сцены фильма снимались на натуре в разных районах страны. Исполнительный продюсер и директор съемочной группы Билл Карраро говорит: «Мы выбрали именно Венгрию и, в частности, Будапешт, поскольку нам очень понравился городской ландшафт - здесь можно было найти и восточно-европейскую архитектуру, и жесткий советский реализм». Вильнев отмечает: «Будапешту присуща своя уникальная эстетика, которая очень хорошо подходила для фильма. Некоторые сцены мы снимали прямо на улицах, поскольку найденные нашими скаутами постройки в точности соответствовали атмосфере картины».



Также местное убежище на месте разрушенных городов и перевернутых спутниковых тарелок снималось частично на электростанции советских времен Inota в часе езды от Будапешта и на заброшенном складе венгерского города Киштарча. А в заброшенном здании в центре Будапешта, где раньше находилась крупнейшая телевизионная станция в Венгрии, снимался заброшенный отель Лас-Вегаса. Увы, я даже с лупой над кадрами не смог понять, где в фильме кончается Венгрия, а где начинается Америка.



Но это еще не все! Небольшую щепотку русской темы нам дает боевик 90-х "Солдат" (1996) с Куртом Расселом. Не самый известный, но все же далеко не плохой фильм Пола Андерсона, который уже снял "Смертельную битву", но еще не опоганился "Обителью зла". Сюжет - в 90-х американская армия скатывается к откровенному фашизму и начинает отбирать из роддомов детей и воспитывать их в духе бессловесных солдат, готовых выполнить любой приказ и сражаться в любых условиях. Однако когда на смену солдатам появились андроиды, те стали не нужны, поэтому лучшего солдата в исполнении Рассела, не выдержавшего испытания, отправили в буквальном смысле на помойку - на далекой планете. Однако там оказались живые выжившие колонисты из разбившегося корабля, которые его приютили, и он встал на их защиту, когда на планету в рамках военных учений прибыла армия... И далее начинаются шикарные, хотя немного трэшоватые бои, в которых Курт Рассел ухитрился уничтожить целый отряд с тяжелым вооружением.



И хотя это трудно понять при просмотре, но фильм тоже входит во вселенную Блэдраннера благодаря тому же сценаристу. Об этом говорит и упоминание о боях у ворот Тангейзера, и тот самый летающий спиннер, который мелькает на свалке... Но нас интересует начало, в котором показано боевое прошлое нашего солдата. Согласно фильму, в 1990-х и до середины 21 века в мире прошла целая серия неких войн, вплоть до боях на лунах Аргентины (!!!!), в которых и участвовал наш герой. А первой была некая "война шести городов", которая началась... в Москве.




Это показывается роликом, где наш герой явно в московском метро, где рекламируется некая "Динамо сода".





Да, Пол Андерсон снимал бои в Москве задолго до "Обители зла-5"!





Кампания "Московский инцидент". Конечно, куда же без стереотипной русской зимы!..





Зима! Крестьянин двадцать первого века, торжествуя, на карете обновляет путь.




Бои идут с некими военными. Вот один из них взял в заложницы женщину. Трудно сказать, из какой он страны - с одинаковым успехом это может быть и русский солдат, и северокорейский.



Но нашего героя это не смущает, и он убивает врага через заложницу. Американский солдат не для того несет свободу и демократию, чтобы ему кто-то помешал чьей-то глупой жизнью!





В общем, совершенно типичная Москва и совершенно типичный московский танк. Ничего интересного, на этом русский сегмент и заканчивается.



Ну, если не считать финала, где откровенно скопирована поза со знаменитой статуи советского солдата в Трептов-парке.



Кстати, у меня подозрение, что Вильнев про связь "Блэдраннера" и "Солдата" знает. Уж больно мусоровозы у него напоминают мусоровозы в "Солдате". Отсылочка?



А значит, после того, как в России был такой могучий кризис, она все-таки всего за несколько десятилетий собралась, воспряла и вновь стала могучим государством, в то время как Америка пострадала в атомной войне и деградировала еще больше, чем в первом фильме - там целые районы заражены радиоактивность, города почти пусты, а многие превращены в разрушенные трущобы, где ютятся тысячи бездомных. Практически постапокалипсис. Гордись сверхдержавой, сынок!

Конечно, интересно было бы посмотреть, как выглядит СССР в мире "Бегущего по лезвию" или другого классического киберпанка. Но раз никто не догадался это сделать - у остальных есть прекрасная возможность восполнить этот пробел.

P. S. В заключение - забавный паблик в тему: https://tjournal.ru/68063-russianbladerunner

image Click to view

а) Кино, г) Литература, 4) Какая-то другая ягода

Previous post Next post
Up