ПСМ-110. К 150-летию Георгия Васильевича Бутми-де-Кацмана

Oct 01, 2016 18:56

   Русская ветвь рода баронов Бутми-де-Кацман начинается с Этьена Филиппа Жозефа, 1753-1818, в 1778 г. приехавшего в СПб. и поступившего на военную службу, чей сын Этьен Жозеф Жан (Иван Степанович), 1787-1844, родил Василия, 1826-1892, имевшего в браке с бессарабской дворянкой Самарандой Стамати, 1834-1901, девять детей, из них первенцем был Георгий, родившийся 21 сентября 1856 г. в Кишиневе. Приставка де Кацман происходит от Шарля Жозефа Юдокуса, 1697-1779, отца шестнадцати детей, пятнадцатым из которых, от родившейся в г. Фрицлар в Гессене Катарины Филиппины фон Кацман, 1715-1787, был родоначальник русской ветви баронов Бутми-де-Кацман - упомянутый выше Этьен Филипп Жозеф.
   Лейтенант артиллерии, в отставке после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Георгий Васильевич Бутми-де-Кацман позднее был директором созданного им совместно с князем Павлом Михайловичем Кантакузеном Общества Ткварчельских каменноугольных копей, в 1904-1912 гг. жил в СПб. (позднее тоже); у Георгия Васильевича от неназванной по имени супруги было двое детей: Этьен, родившийся в 1886 г., учившийся повидимому в Женеве и в Париже (в Политехнической школе), после 1917 г. в эмиграции во Франции, по данным 1928 г. работал по торговле автомобилями в Париже, и Мартин, о котором нет никаких иных данных. Дата смерти Георгия Васильевича - 1919 г., Кавказ.
   Эта справка была составлена усердием крупного голландского генеалога Эдуарда Йоханнеса Корнелиса Бутми-де-Кацмана [1] (к сожалению, мне неизвестно, по какому стилю указаны даты в его статье; вероятно, по новому стилю); благодарю уваж. labas за помощь с этим журналов; отмечу, что самым известным представителем рода Бутми был бельгийский композитор Жоссе Бутми, изследованию родословной которого была посвящена статья видного музыковеда Сюзанны Клеркс [2]; по ее сведениям, приезд родоначальника русской ветви Бутми-де-Кацманов в Россию датируется 1772 г., а в 1787 г., когда у него родился сын Этьен Жозеф Жан, в записи о крещении было указано, что отец его состоит в русской армии в чине lieutenant-major-а (вероятно, секунд-майор, в Орлов Н.А. Штурм Измаила Суворовым в 1790 году. СПб., 1890. с. 176 упоминаемый в «Росписи флота Черноморского Штаб и Обер-Офицерам, отличившимся мужественными подвигами на штурме Измаильском» секунд-майор Бутми-де-Кацман; позднее, см. составленный неизвестно кем список, как Степан Карлович Бутми-де-Кацман - генерал-майор флота с 1816 г.; по сведениям автора [1], в чине schout-bij-nacht, что и есть повидимому генерал-майор флота, с 12 декабря 1816 г.); она считала, что Этьен Филипп Жозеф необоснованно улучшил свою родословную, утверждая, что его мать Катерина Филиппина (в немецком транскрипция ее имени Catharina Philippina von Katzmann) была баронессой (Catherine Philippine baronne de Katzmann et du Saint Empire). В любом случае, бароны Бутми-де-Кацман были христианского вероисповедания по крайней мере с XVIII столетия.
   Некоторые сведения об Обществе Ткварчельских угольных копей сообщались в посте Как Г.В. Бутми не вписался в рынок, а в посте Соавторы Бутми приводились версии даты и места его смерти, упоминались имена его жены Натальи Александровны и сына Этьена. См. также посты ПСМ-110. Свидетельство священника Глеба Евгеньевича Верховского и ПСМ-110. Дополнения, поправки, вопросы, где разбирается и опровергается свидетельство о. Г.Е. Верховского о Г.В. Бутми - в той части, где этот священник сообщает о якобы знатном происхождении своего отца; кроме того, в посте ПСМ-110. Тиражи речь идет о вкладе Г.В. Бутми в дело распространения ПСМ, а в посте ПСМ-110. Из истории русско-чешских культурных связей. Новое о первом переводе Протоколов сообщается о первом в истории переводе ПСМ на европейские языки, а именно на чешский, сделанном в 1906 г. с издания Г.В. Бутми.
   Думаю, что русский вариант имени сына Г.В. Бутми, Этьена,- Степан, как у его прапрадеда Этьена Филиппа Жозефа, в России известного как Степан Карлович.
   Между прочим, сын Г.В. Бутми внес определенный вклад в развитие русской авиации, он принимал участие в конкурса военного министерства в августе 1912 г.:
   Сначала в статье М.О. Меньшикова [3] в числе участников конкурса был упомянут «инженер Бутми на русском «Ньюпорте», построенным под его же руководством на московском заводе «Дукс». Прекрасный аппарат этот не показал всех своих достоинств может быть потому, что хороший инженер не всегда может оказаться хорошим летчиком»; по итогам конкурса, с которыми М.О. Меньшиков был склонен не согласиться, моноплан Бутми занял только третье место. В этой связи на страницах Нового Времени возникла переписка: сначала свое несогласие с журналистом высказал председатель конкурсной комиссии военных аэропланов подполковник С.А. Ульянин [4], затем последовало письмо от занявшего на конкурсе первое место И.И. Сикорского [5], затем письмо Г.В. Бутми [6], написанное 12 (25) октября 1912 г., личность автора удостоверяется указанным им адресом (СПб., Александровский пр., 21, так же в справочнике Весь Петербург на 1912 год. СПб., 1912. Отдел III, с. 117: «Бутми-де-Кацман Георгий Васильевич, отставной подпоручик, потомственный дворянин. Александровский пр., 21. Член правления и директор-распорядитель общества Ткварчельских каменноугольных копей. Писатель-экономист»); упомянут «инженер Бутми, мой сын, управлявший на конкурсе русским Ньепортом»; в письме речь шла о недостатках проведенного конкурса. На это письмо И.И. Сикорский ответил [7], не согласившись с доводами Г.В. Бутми, охарактеризовав тем не менее участника конкурса Бутми-сына как «первоклассного авиатора», и последним в этой переписке стало письмо Г.В. Бутми [8], датированное им 22 октября (4 ноября) 1912 г., где он все так же отстаивал свою точку зрения на результаты конкурса. Инициалы сына Бутми - С.Г.- выясняются из письма авиатора А.А. Васильева [9], цитирующего акт осмотра 13(26) октября 1912 г. аэроплана Фарман, подписанный самим А.А. Васильевым, авиатором А.М. Габер-Влынским, заведующим фабрикой «Дукс» Ю.А. Меллером, В.В. Бартошевичем и «инженером высшей воздухоплавательной школы во Франции С.Г. Бутми».
   В справке о В.И. Бутми в [1] упоминаются два его имения в Бессарабской губ. - Цау (Tsau, село Цау Сорокского уезда, см. Карабчевский Н.П. Дело Вадима Бутми-де-Кацмана. // Речи. (1882-1901). СПб., 1901. с. 304-308) и Плопи (Plopi, село Плопь Сорокского уезда), сын же его Георгий Васильевич указан в качестве владельца первого из них; в то же время в статье С.Ф. Шарапова при описании событий конца 1890-х гг. сказано, что «Бутми был одним из видных подольских землевладельцев» [10, с. 5] - тамошнее имение было унаследовано им от матери, см. Карабчевский Н.П. Речь в защиту В. Бутми-де-Кацмана. // Речи. (1882-1901). СПб., 1901. с. 308-328, на с. 315: «После смерти Смаранды Егоровны Бутми-де-Кацман ея дети, в числе восьми человек, унаследовали два прекрасных имения в Каменец-Подольской и Бессарабской губерниях» - т.е. она умерла ранее 1901 г., вопреки указанию автора статьи [1]. Наконец, по Гульдман В.К. Поместное землевладение в Подольской губернии. Каменец-Подольский, 1898. с. 292 уточню, что речь о селе Писаревка Воложская Ямпольского уезда, частью которого владела мать Г.В. Бутми.
   Характерно, что биографы Г.В. Бутми крайне скверно изучили историю его сотрудничества в печати в 1910-х гг., хотя в [11] он упомянут в числе главных сотрудников газеты Земщина (разумеется, даже не имея представления об этом, достаточно было бы ознакомиться с газетной подшивкой). Действительно, в 1914-1916 гг. он время от времени там печатался, ряд его интересных статей появился в 1915 г. (например, посвященная истории ВФР статья Бутми Г.В. «Какуаки». (Литературно-политическая справка). // Земщина. СПб., 1915. №2173, 30 октября (12 ноября), с. 3, №2179, 5 (18) ноября, с. 3, №2188, 14 (27) ноября, с. 3), но то ли из-за преклонного возраста, то ли из-за войны, его активность к 1916 г. сильно уменьшилась и мне удалось найти лишь три его статьи за 1916 г.: Бутми Г.В. Берегите людей - не жалейте снарядов. // Земщина. СПб., 1916. №2301 (70), 17 (30) марта, с. 2-3, Бутми Г.В. А.С. Шмаков. Некролог. // Земщина. СПб., 1916. №2397 (166), 28 июня (11 июля), с. 3 и Бутми Г.В. Безкорыстный борец за свободу. [о А.С. Шмакове] // Земщина. СПб., 1916. №2402 (171), 4 (17) июля, с. 3-4. В той же газете печаталась и его супруга, можно назвать такие ее очерки, как Бутми Н.А. «По праву высшей расы». // Земщина. СПб., 1914. №1594, 25 февраля (10 марта), с. 3-4 (первая часть статьи, окончание так и не было газетой напечатано; рецензия и конспект брошюры Isaac Blümchen. Le Droit à la Race Supérieure. Cracovie, 1914; как справедливо отметила рецензент, фамилия автора и место издания вымышлены; на самом же деле автором ея был известный французский антисемитический писатель Урбан Гойе) и Бутми Н.А. Гогенцоллерны и масонство. // Земщина. СПб., 1915. №1894, 11 (24) января, с. 3, №1895, 12 (25) января, с. 2 (похвальна склонность автора к объективности: «Вильгельм II, насколько известно, не принадлежит к масонству и не состоит его официальным покровителем»). Также, Золотоносов М.Н. Мастер и Маргарита как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма. СПб., 1995. с. 78 упоминает о статье Бутми Н.А. Проповедь мартинизма в России. // Русское Знамя. СПб., 1911. 4 (17) января, но в Русском Знамени за 1914 г. я публикаций Г.В. Бутми и Н.А. Бутми не встречал.

1. Edouard J.C. Boutmy. Bijdrage tot de genealogie van het geslacht Boutmy-Boutmy de Katzmann en aanverwante families. // De Nederlandsche Leeuw. Haag, 1974. №1-2, januari-februari, p. 7-34.
2. Suzanne Clercx. Les Boutmy. Une dynastie de musiciens belges au 18e siecle. // Revue belge d'archeologie et d'histoire de l'art. Bruxelles, 1943. Tome XIII, p. 33-52.
3. Меньшиков М.О. Воздушное состязание. // Новое Время. СПб., 1912. №13136, 6 (19) октября, с. 13.
4. Ульянин С.А. К конкурсу военных аэропланов. (Письмо в редакцию). // Новое Время. СПб., 1912. №13140, 10 (23) октября, с. 5.
5. Сикорский И.И. Письма в редакцию. II. // Новое Время. СПб., 1912. №13141, 11 (24) октября, с. 7-8.
6. Бутми Г.В. Письмо в редакцию. // Новое Время. СПб., 1912. №13144, 14 (27) октября, с. 7.
7. Сикорский И.И. Письма в редакцию. // Новое Время. СПб., 1912. №13150, 20 октября (2 ноября), с. 15.
8. Бутми Г.В. О военном конкурса аэропланов. (Письмо в редакцию). // Новое Время. СПб., 1912. №13156, 26 октября (8 ноября), с. 6.
9. Васильев А.А. Письма в редакцию. II. // Новое Время. СПб., 1913. №13305, 27 марта (9 апреля), с. 6.
10. Шарапов С.Ф. Мой дневник. X. Г.В. Бутми, ткварчельский уголь и русские капиталы. // Сочинения. М., 1900. Том I, вып. 2, с. 1-10.
11. Представители печатного слова. «Земщина». // Иллюстрированный вестник культуры, научно-воспитательного, технического и торгово-промышленного прогресса России. Вып. 3: Печать, свободные искусства, профессии и техника в Петербурге. СПб., 1914. с. 29.

ПРИБАВЛЕНИЕ.
Г.В. Бутми в 1905 году.

В посте Целый ряд явлений, трудно объяснимых одним тупоумием цитировались места из предисловия, написанного Г.В. Бутми для книги Н.Л. Фран-масонство и Государственная измена. Спб, 1906 и датированного им 27 октября (9 ноября) 1905 г. в СПб. В частности, Г.В. Бутми писал:
   При этих обстоятельствах, казалось бы, упомянутые статьи Н.Л. должны были иметь выдающийся интерес для русского читателя, желающего вдуматься в переживаемые события. - За девять месяцев со времени напечатания первой статьи [в январе 1905 г.] только «Юридическая Газета», «Московские Ведомости», да «Заря» обратили серьезное внимание на поднятый вопрос, а за три месяца со времени опубликования второй статьи буквально ни одна газета о ней не упомянула.

О чем здесь идет речь? В журнале Море и его жизнь за 1905 г. появились три статьи Н.Л. [1], [2], [3] - в январе в отделе библиографии, в августе и в ноябре - об этом сообщается в посте Историк Сергей Лебедев: МАСОНЫ И ВОКРУГ НИХ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «МОРЕ» 1901-1917 Текст (Начало), а в июне там было напечатано письмо Г.В. Бутми в редакцию [4].
   Кажется очевидным, что статья в отделе библиографии мало кем будет когда-либо вообще прочитана, тем более, напечатанная в журнале Море и его жизнь, который едва ли можно было бы назвать остро популярным в то время, поэтому в утверждении Г.В. Бутми о сознательном замалчивании видится известное преувеличение.
   Первым изданием, отозвавшимся на публикацию Н.Л. [1], была Юридическая Газета, где в конце мая 1905 г. были напечатаны две части статьи, подписанные псевдонимом Ф. Гр. [5]. У Масанова находится Гр., Ф. - Гриднин Федор Дмитриевич, но из справке о нем, по материалам РГАЛИ, едва ли следует, чтобы этот драматург мог писать о масонстве в Юридической Газете, и по моему мнению псевдоним данного автора Ф.Гр. следует считать нераскрытым.
   Первая часть статьи Ф.Гр., посвященная размышлениям о роли масонства в ВФР по материалам антимасонской литературы, изданной во Франции в 1903-1904 гг., начинается так [5]:
   Настоящий очерк составляет введение к обширному изследованию о фран-масонстве, задуманному нами под влиянием чрезвычайно интересной статьи, появившейся, за подписью «Н.Л.», в №4 журнала «Море и его жизнь» за 1905 год и озаглавленной «Масонство и французская революция».

Статья Ф.Гр. продолжения на страницах Юридической Газеты не имела и трудно сказать, выполнил ли он свое обещание или так ничего о масонах не написал. Во второй части статьи он ссылается на ПСМ, а затем цитирует фрагмент из них, полученных им от Г.В. Бутми [5]:
   В видах подкрепления наших указаний на вредоносность истинных идей и стремлений слившегося с иллюминизмом фран-масонства, мы позволим себе привести выдержки из протоколов, хранящихся в главном управлении французских фран-масонов. Выдержки эти получены нами, благодаря любезности известного русского публициста г. Г.Б.
   «Можно достигнуть», говорится там, между прочим, «большего насилием и устрашением, нежели разумными и убедительными разсуждениями. Политическая свобода есть только идея, а не реальный факт: ею необходимо пользоваться, в виде приманки, для привлечения к себе народных сил и для достижения возможности сломить сопротивление правительств. Эта задача облегчается тем, что правящие круги заражаются постепенно либерализмом, то есть мнимою идеею свободы, ради которой они готовы поступиться своею властью, чем играют нам в руку. По логике, выпущенные из рук бразды правления тотчас подхватываются новою рукою, потому что народ - это слепая сила, которая не может остаться ни одного дня без руководителей!..
   Идея свободы неосуществима, потому что никто не умеет пользоваться ею в меру, и стоит только предоставить народу самоуправление, дабы свобода его тотчас-же превратилась в распущенность! Но,... безразлично, горит-ли государство в социальных междуусобицах и внутренних распрях или оно истекает кровью в конвульсиях, под напором внешних врагов, оно во всяком случае погибло и... в нашей власти!.. Того, кто назовет эти разсуждения безнравственными, мы считаем близоруким, потому что никакие меры не могут считаться недозволенными, коль скоро оне способны победить то учреждение, у которого необходимо исторгнуть власть! Всякое решение толпы зависит от случайного или искусственно подтасованного большинства, которое, не понимая вовсе государственных целей и задач, произносит явно безсмысленные решения, приводящие в конце концов к анархии и безправию. Поэтому-то политика и не может иметь ничего общего с моралью и тот, кто хочет управлять другими, должен умело пользоваться хитростью, лицемерием и предательством, откровенность-же и честность - это главнейшие пороки политического деятеля, обреченного на погибель!..
   В государствах, в которых правительственная власть неудовлетворительно организована и господствует безсилие законов и лиц, находящихся во главе управления, мы вправе прибегнуть к насилию, разнести существующий порядок и его установления, наложить руку на все законы и учреждения и подчинить себе правителей, обезличенных либерализмом и добровольно отказывающихся от своей власти... Народ - это варвар и, как только он получит свободу, он тотчас-же превращает ее в анархию!.. наше будущее правление, шествуя мирным путем к завоеванию всемирного господства над людьми, не должно останавливаться ни пред подкупом, ни пред обманом и предательством и вправе заменить ужасы войны менее заметными, но несравненно более целесообразными казнями, поддерживающими царство террора, располагающего правителей к бездействию и слепому послушанию!.. Достаточно знать, что мы неумолимы, для того, чтобы большинство боялось нам противодействовать. Наше торжество должно облегчиться тем, что в сношениях с людьми, которые могут нам быть полезны, мы всегда стараемся действовать на самые чувствительные их стороны, на их алчность, расчет и всевозможные слабости!..
   Нынешние конституционные весы вскоре «опрокинутся», потому что они установлены при нашем содействии так хитро, что никогда не перестанут колебаться, пока рычаг их не перетрется; в равновесие-же они никогда придти не в состоянии. Силы правительства и народа с течением времени утрачивают всякое значение, но для того, чтобы окончательно их разъединить, необходимо побуждать властолюбивых правителей к злоупотреблениям и противопоставить им агитаторов, ослепленных стремлением к независимости, под влиянием поддерживаемых в них либеральных течений. Одним словом, для достижения переворота, необходимого в наших интересах, нужно вооружить все партии друг против друга и сделать власть мишенью для всех честолюбцев!.. Из государств необходимо сделать арены, на которых разыгрывались-бы смуты, и близок час, когда безпорядки и банкротство подорвут все существующие установления, все более и более расшатываемые под влиянием неистощимой болтовни ораторствующих политиканов, безцеремонных и смелых памфлетистов, ежедневно дискредитирующих правительства!..»
   Если вдуматься в только-что изложенные мысли, то невольно приходится сознаться, что, в последние десять-двадцать лет, намеченная фран-масонством программа как будто-бы осуществляется и прогрессирует гигантскими шагами не только в иностранных государствах, но, к сожалению, и в нашем отечестве... Будем надеяться, что практический смысл русского народа и его преданность Царю и отечеству предохранит его от участи, приуготовленной ему иллюминизмом и фран-масонством. Нужно, наконец, думать, что в России найдутся люди, которые помнят еще латинскую поговорку «caveant consules ne quid res publica detrimenti capiat!..».

Нужно упомянуть и об одной важной публикации, которую Г.В. Бутми не заметил, а именно об упомянутом в посте Целый ряд явлений, трудно объяснимых одним тупоумием сообщении «Масонство в Петербурге» [6, с. 299-305], представляющем собою перепечатку трех статей из Нового Времени, подписанных псевдонимом Борей [7]. В заключительной, третьей из этих статей, текст которой см. в [6, с. 303-305], начиная со слов «Вопрос о политической роли масонов выясняется» и т.д., как раз цитируется упомянутое выше письмо Г.В. Бутми в редакцию журнала Море и его жизнь, подписанное инициалами Г.Б.
   Кто такой Борей? Журналист, чья колонка Маленькие заметки в 1905 г. (возможно, и в другие годы) печаталась в Новом Времени; его интерес к масонству кажется мне более или менее случайным, т.к. в своих статьях он обычно писал о других темах текущей жизни. По Масанову, искомый Борей - Шуф Владимир Александрович, см. о нем Статьи и некрологи, посвященные Владимиру Шуфу, откуда выясняется, что В.А. Шуф был поэтом и прозаиком, сотрудничавшим в ряде изданий, и в его библиографии упомянуты и стихотворения, напечатанные в литературном отделе журнала Море и его жизнь за 1905 г., начиная с №36.
   Процитирую последние абзацы третьей и заключительной статьи В.А. Шуфа о масонстве, весьма любопытные по содержанию [7]:
   Гигантский заговор, направленный против церкви и государства, осуществляется в различных странах и, может быть, очередь теперь за Россией. Несчастная война, внутренние безпорядки, общее неустройство, нравственный и политический разлад общества говорят о чьей-то страшной разрушительной деятельности.
   Мы знаем - действуют тайные общества, рабочие союзы. Но кто направляет это движение? Закутанная с головой масонским покрывалом фигура стучит молотком в наши двери. Видны одни глаза. Под одеждой масона может таиться нечто более опасное, чем простой заговор. Подлинное ли это масонство, или всемирно-еврейский союз, но странное явление разрушает все дорогое человечеству - семью, государство, религию. Какое здание построят вольные каменщики на развалинах мира? Я думаю, что созидается новый храм Соломонов, но без прежнего божества.

Теперь можно написать и о Московских Ведомостях. В 1905 г. Г.В. Бутми в этой газете не сотрудничал, первая статья за его подписью - это отзыв на статью ген. М.И. Драгомирова [9], не имеет отношения к делу.
   Важно обратить внимание на другое - на возникновение у редакции Московских Ведомостей интереса к масонству. О кознях еврейства и англичан в деле устройства революции в России В.А. Грингмут поведал своим читателям еще весной 1905 г. [10], однако первая статья о масонстве появилась в его газете значительно позже [11]. По всей видимости, нарастание революции вместе с недостаточно верными официальными объяснениями вызвали негодование редакции [12], и в газете появляется большая статья [13], автор которой усматривал причину русской революции в еврейско-масонском заговоре.
   На этом-то фоне в газете появляются статьи Г.В. Бутми [14], не особо интересная, и [15], перепечатка [4], и статья Н.Л. [16], перепечатка [1].
   И, наконец, о газете Заря: она известна своей публикацией статей Г.В. Бутми [17] и Н.Л. [18], перепечатка [1].

1. Библиография. Н.Л. Масонство и Французская Революция. // Море и его жизнь. СПб, 1905. №4, январь с. 81-88.
2. Н.Л. Фран-масонство, как орудие английской внешней политики. // Море и его жизнь. СПб, 1905. №33-34, август, с. 579-595.
3. Н.Л. Еще о Французской Революции. (Библиографическая справка). // Море и его жизнь. СПб., 1905. №48-49, ноябрь, с. 726-732.
4. Г.Б. Письма в редакцию. // Море и его жизнь. СПб., 1905. №21, июнь, с. 394-397.
5. Ф.Гр. Фран-масоны и французское передовое движение. // Юридическая Газета. СПб., 1905. №36, 22 мая (4 июня), с. 2-3; №37, 26 мая (8 июня), с. 2-3.
6. Хроника. // Миссионерское Обозрение. СПб, 1905. №11 (август). с. 289-305.
7. Борей (Шуф В.А.). Маленькие заметки. // Новое Время. СПб., 1905. №10533, 30 июня (13 июля), с.4; №10534, 1 (14) июля, с. 3; №10535, 2 (15) июля, с. 3.
8. Бутми Г.В. По поводу статьи М.И. Драгомирова об евреях. // Московские Ведомости. М., 1905. №234, 27 августа (9 сентября), с. 4.
9. Драгомиров М.И. Наши делишки. (Одиннадцатая дюжина). VI. // Разведчик. СПб., 1905. №761, 24 мая (6 июня), с. 415-416. Перепечатано: Драгомиров М.И. Одиннадцать лет. 1895-1905 гг. СПб., 1909. Кн. 2. с.419-429.
10. Москва, 28 марта. Английское золото и русская революция. // Московские Ведомости. М., 1905. №87, 29 марта (11 апреля), с. 1-2.
11. Емельянов Н. Французская революция и русская смута. // Московские Ведомости. М., 1905. №215, 8 (21) августа, с. 3; №246, 8 (21) сентября, с. 3.
12. Москва, 26 августа. Два сообщения Департамента Полиции.// Московские Ведомости. М., 1905. №234, 27 августа (9 сентября), с. 1-2.
13. Нард. Глава из истории нашей революции. // Московские Ведомости. М., 1905. №238, 31 августа (13 сентября), с. 2; №250, 12 (25) сентября, с. 2; №251, 13 (26) сентября, с. 2; №252, 14 (27) сентября, с. 2 (в этой части статьи приводится перечень газетных публикаций о масонстве за 1905 г.; обещанного продолжения так и не последовало).
14. Бутми Г.В. По поводу последних событий. // Московские Ведомости. М., 1905. №242, 4 (17) сентября, с. 2.
15. Бутми Г.В. Масоны и революция. // Московские Ведомости. М., 1905. №243, 5 (18) сентября, с. 2.
16. Н.Л. Масонство и Французская Революция. // Московские Ведомости. М., 1905. №242, 4 (17) сентября, с. 3; №243, 5 (18) сентября, с. 3.
17. Бутми Г.В. Справка об Иудеях. // Заря. СПб., 1905. №386, 10 (23) октября, с. 15-16. Впервые, как указывает автор в Бутми Г.В. Обличительные речи. Враги рода человеческого. 3-е изд., обр. и доп. СПб., 1906. с. V, напечатана в этой же газете в №79 от 23 июля (5 августа) 1905 г.
18. Н.Л. Масонство и Французская Революция. // Заря. СПб., 1905. № от 25 августа (7 сентября) 1905 г. Об это сообщается в [16].

19 век, Франция, Нидерланды, 1900-e, 1910-e, Россия

Previous post Next post
Up