В летописной новелле под 914 г. впервые сообщается о походе руси на «древлян» (из нижеследующего будет ясно, что кавычки здесь необходимы). Но кто такие летописные «древляне», сыгравшие столь значительную роль в судьбе князя Игоря, его жены и всей Русской земли?
(
Read more... )
Comments 50
Reply
Reply
Насчёт больших или малых городов: и сам Киев в указанное время был небольшой крепостицей с прилегающим неукреплённым посадом. Ну и хорошо известно, что на месте современного Коростена ранее находилось местечко (посёлок городского типа) Искорость, а название "Коростен" было дано (на основе распространнённой в летописях формы) ж/д станции в XIX веке, проложенной напротив Искорости, вокруг которой бытовали многочисленные легенды и былички про Ригора и Йолгу...
Reply
Средневековые источники называют крымских готов - тетракситами. Полагаю, что это были все-таки тервинги, т.к. представить в лесистых горах "грейтунгов" (т.е. жителей поля") еще затруднительнее.
Reply
Археологически они и не должны особо выделяться: по Массуди некогда ас-сакалиба были объеденинены одни "царём" Маджаком из племени валинана (волынян), а после "царство" распалось - археологически Седов логично связал это объединение с Лука-Райковецкой культурой, в которой региональные группы, соответствующие племенам мало отличаются друг от друга. Процесс местного этногенеза ещё не вошёл в стадию накопления существенных различий.
Маловероятно, что ее бытие смогло поставить под угрозу соседнее племя, которое даже археологически не идентифицируется.
А микроскопические крымские племена, о которых никто веками не вспоминает, конечно же представляли "угрозу".))
Средневековые источники называют крымских готов - тетракситами. Полагаю, что это были все-таки тервингиНи один источник не знает тервингов в Крыму ( ... )
Reply
Лев Диакон - современник Игоря, в отличие от летописца, писавшего полутора столетиями позже. Обратите внимание, что наша летопись не знает, каким образом "древляне" расправились с Игорем.
Моя версия как раз построена на комплексном анализе источников, позвольте заметить.
Reply
Это гораздо логичнее, чем умножать лишние сущности без необходимости. Тем более, что в тех землях, где некогда жили древляне, сохранились предания об Игоре и Ольге.
Ваши аргументы о том, что летописец преувеличил будто бы роль древлян неосновательны. Если бы Вы обратились к более поздним работам Седова, чем его книга 1982 года, то убедились бы, что памятники древлян выделены (посмотрите в "Древнерусской народности") - это одна из локальных групп луки-райковецкой культуры. Древлянские городища того времени вполне стандартны для восточных славян.
Reply
"Краеведческие" предания об Ольге и Игоре настолько нелепы и противоречивы, что очевидно, что они являются поздним и вторичным продуктом даже по отношению к летописному тексту.
Археологическая культура не есть политическая общность. К тому же древлянские памятники (т.е. признанные таковыми) тонут в окружении памятников, принадлежащих иным этносам - дреговичам, переселенцам с того берега Днепра и т.д. В этой ситуации предполагать существование мощного "Древлянского княжества" немыслимо.
Reply
Reply
Вот с Олегом ситуация сложнее. Их, видимо, действительно, было двое.
Reply
Казнь ими Игоря представляла собой не только политическое убийство, но и, вероятно, жертвоприношение древлянским божествам, отсюда такой её характер. Этот момент разобран в работах И.Я. Фроянова.
На то, что Игорь был убит каким-то очень страшным образом, указывают слова древлянских послов, которых Ольга приказала живьём закопать: "пуще бо нам игоревой смерти".
Reply
Я еще не все сказал по "древлянскому" вопросу)). Скоро продолжу, как раз на примере мести Ольги в т.ч.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment