И.О. Кузьмин. Материалы к вопросу об обвинениях евреев в ритуальных преступлениях

Mar 27, 2015 05:18

Предисловие публикатора
Книга состоит из двух частей. В первую входят документы, относящиеся к обвинениям евреев в ритуальных убийствах в Польше и Литве. К сожалению для современного читателя некоторые из них даны автором без перевода. В этом случае указывается только название документа.
Ко второй части относится библиография вопроса. Здесь также публикуется только литература на русском языке.

Материалы к вопросу
об обвинениях евреев в ритуальных преступлениях.
I. Документы, относящиеся к обвинениям евреев в Польше и Литве.
II. Литература вопроса (Западная Европа, Польша и Россия).
Собрал И. О. Кузьмин.
Московский Публичный (XIII - 29541)
и Румянцевский музеи
С.-Петербург. Типография „А. Смолинского", Загородный пр., 74
1913.

Предисловие.
Настоящая работа представляет собою попытку частичного собрания исторических материалов к вопросу об обвинениях евреев в ритуальных преступлениях. В части документальной она ограничивается территорией Польши и Литвы. Обвинения евреев в ритуальных преступлениях в этих странах изучены сравнительно мало. В частности западно-европейская литература, за незначительными исключениями, не знает их. Для примера укажу на книгу проф. Г. Л. Штрака «Кровь в верованиях и суевериях человечества».
Что касается части библиографической, то я старался собрать все, что писалось по этому вопросу в Западной Европе, Польше и России. Достигнуть этого мне, конечно, не удалось. Степень полноты моей библиографии да определят люди, более меня сведущие в области литературы о евреях.
Считаясь с тем, что польский язык (особенно древний актовый) среди русского образованного общества распространен менее латинского, я к документам на польск яз. присоединил перевод.
Мне удалось ознакомиться со многими весьма редкими книгами по вопросу. Я обязан этим богатым книжным сокровищам Императорской Академии Наук, Императорской Публичной Библиотеки, Библиотек Императорских Университетов С.-Петербургского, Московского, Варшавского и Киевского. Некоторые места из редких книг я счел полезным перепечатать.
Все предисловия к документам принадлежат мне. Из примечаний мои подписаны инициалами.
Знаю, что в моей работе найдутся пропуски и другие недочеты. Но каковы бы ни были эти недостатки, я все же думаю, что мое собрание документов и моя библиография окажутся полезными и будущему собирателю материалов, и исследователю, и, наконец, всякому, кто захочет самостоятельно разобраться в вопросе.
Заканчивая эти строки, мысленно обращаюсь к тем, чьей нравственной поддержке многим обязана эта работа, - друзей и коллег прошу принять мою искреннюю благодарность.
Просьбу к читателю я выражу словами И. Хр. Вольфа: His fruere, lector, et quae errata a me sunt, humaniter interpretare.
Ив. Кузьмин.
С.-Петербург. 30- го июня 1913 года.

(ОГЛАВЛЕНИЕ, 4 страницы)

I. Документы, относящиеся к обвинениям евреев в Польше и Литве.

№ 1. 1264 - 1388 гг.
Привилегия князя Болеслава Благочестивого евреям Великой Польши, напечатанная параллельно с привилегиями великого князя Литовского Витовта евреям Трокской и Брестской общин.
Документы печатаются по текстам С. А. Бершадского в «Русско-Еврейском Архиве», т. 1, № 4(? 1), стр. 1-25. Варианты опускаются.
Привилегия Болеслава, лежащая в основе, как привилегий Витовта, так и других общих привилегий, в оригинале до нас не дошла. По содержанию она не является самостоятельной. Лишь небольшими редакционными изменениям она отличается от привилегий 1254 года Оттокара II короля Чешского, а последняя в свою очередь написана по образцу средне-европейских привилегий. Параграф об обвинениях евреев в ритуальных преступлениях впервые внес Оттокар II. В привилегиях делается ссылка на папскую буллу. Речь идет о булле Иннокентия IV от 25 сентября 1253 года. Текст буллы напечатан вместе с привилегией Оттокара II у Rosler`a - “Altprager Stadtrecht”. Prag. 1845. стр. 178, a также в “Die papstliche Bullen uber die Blutbeschuldigung”, 1900, стр. 14; русск. пер. - «Папские буллы о кровавом навете», стр. 11-13.
Как в этих, так и в последующих общих привилегиях печатаются только вступление, параграф, непосредственно касающиеся ритуальных преступлений, и заключение.
Литература о привилегиях: (на латинском, на польском); С. А. Бершадский, Литовские евреи, СПб,1880; он же, В изгнании ( в «Восходе», 1892, кн. 1,2,4,6,-8); М. Шорр, Краковский свод еврейских статусов и привилегий («Евр. Стар.», I, 247 - 264); М. Балабан, Правовой строй евреев в Польше («Евр. Стар.», III, 39- 60, 161- 170); И. Шиппер, Еврейский кредит в Польше в XIV в. («Евр. Стар.», III, 542-595).
____________________________________

I.
Грамота Князя Болеслава Благочестивого евреям Великой Польши, дана в 1264 г., 14 Августа, в Калише.
(на латинском)
II.
Грамота Великого Князя Литовского Витовта Трокским евреям, дана в 1388 г., 24 июня, в Луцке.
(на польском)

III.
Грамота Великого Князя Литовского Витовта Брестским евреям, дана в 1388 г. 2 Июля, в Луцке.
Во имя Божие, станься.
Ижбы блудных речей запамяталых, которые ея деют под часом, и иного бы ростыргу мудрый розум нашол, абы потверженьем листов было бы приведено, светков достойных сведецством было бы вмоцнено ку вечности.
Для тое речи и памяти Мы Жикгимонт, Божю милостю Король Польский, Великий Князь Литовский, Русский, Княжа Пруское, Жомоитский и иных Пан и Дедич, знаменуемо тыми то листы которыми всим слушным, нинешним и потом будучим, тых листов знаменитость маючим.
Били нам чолом жидове Наши: з Берестъя, з Троков, з Городна, з Луцка, з Володимера и из инших мест Наших Великого Князьства Литовского, и покладали перед Нами привилей Наияснейшего Княжати и пана Князя Александра, то есть Витовта, Князя Литовского и дедича, в котором права и вольности им выписаны; и били Нам чолом, абыхмо им тот привилей умоцнили и подтвердили Нашим листом, который привилей тыми словы есть выложон.

Во имя Божие станься.
Мы Александр, або Витольт з Божи ласки Великий Князь Литовский и дедич Городенский, Берестейский, Дорогицкий, Луцкий, Володимерский и инших:
Знаменито чиним тым Нашим листом нинишним и потом будучим, кому будет потреба того ведати, або чтучи его слышати.
Умыслили есмо с паны Радами Нашими и дали права и вольности всей жидове вышей мененой, мешкаючим в том панстве Нашом, которые суть ниже в том листе Нашом выписаны.
30. Теж, подлуг устав папежских, во имя святого отца Нашого, грозне приказуем, абы на том жидове остаточне в панстве Нашом уставены мели быти обвинены, иж поживают человечее крови, кгды то есть напротивку закону и уставы, иж жидове посполитые мают утягати и выстерегат ея от посполитое крови. Але естли бы некоторый жид о забитю детяти хрестьянского через хрестьянина был обвинен, таковый мает быти посветчон трема хрестьяны а трема жиды добрыми. А кгды бы жид был посветчон, тогде жид виною мает быти каран за поступок. А естли бы светки преречоные невиностью его посветчили бы, хрестьянин вину, которую жид мел терпети, нелитостиве мает платити.
И теж, вси которые артикулы дали есьмо им на том привили Нашом выписаны, потвержаем то им на вечные часы, и печать Нашу казали есьмо привесити.
Стало ся есть и дано в Луцку, в октаву святого Ивана Крестителя, под леты Божего нароженя тисяча триста лет осмдесятъ и осм лет.
А при том были тые светкове: князь Федор, Воевода Луцкий, будучи того часу Зимонт (а Рымонт) рыцаре, а любо бояре з Литвы, и теж Минкгайло из Ошмены, и теж з Литвы иншие бояре.
Мы теж на чолом битье подданных Наших жидов, в местех Наших Великого Князьства Литовскаго, при тых всих члонках заставили есмо и потвердили есмо то им Нашим листом на вечность.
А для лепшого сведомья и печать Наша к тому листу Нашому есть завешона.
Сталося есть и дано в Мельнику, перед Водохрищами, лета нароженя Христова полторы тысячи и семь.
Перед в(н?)елебным отцом князем Войтехом, Бискупом Луцким, и перед вельможными паны: Миколаем, Воеводою Троцким, и перед Яном з Заберезыня, Великого Князьства Литовского Маршалком Нашим навышшим и перед Старостою Городенским, и перед Станиславом Глебовичем, Воеводою (Полоцким), и перед князем Иваном Глинскимъ, Воеводою Новгородским, и перед князем Михайлом Глинским, державцою Утенским, и перед Войтехом (Яновичем) Кухмистром Королевое Ее Милости, Старостою Ковенским и Белским, и перед Яном Миколаевичом, Маршалком Дворным, Старостою Слонимским и перед иными паны.
Через руки Петра Опаленскаго, Познанскаго Кубернатора, которому тые речи были полецаны.

IV.
Грамота Великого Князя Литовского Витовта Брестским евреям дана в 1388 г., 2 Июля, в Луцке.
(на латинском)

№ 2. 1364 г.
Привилегия короля Казимира Великого евреям всей Польши.
Напечатана С. А. Бершадским по рукописи из библиотеки Ординации гр. Красинских в Варшаве - в «Р.- Евр. Арх.», III, 1-7, № 1.
(на латинском)

№ 3. 1367
Привилегия короля Казимира Великого евреям Малой Польши.
Печатается по тексту Bloch’a - Generalprivilegien der poln. Judenschaft. s.78- 100. Впервые напечатана у Bandtkie - Jus Polonicum. 1831. р. 1-21. Cod. В. II.
(на латинском)

№ 4. 1407 г.
Сообщение Длугоша о Краковском погроме в связи с обвинением евреев в
убийстве христианского ребенка.

J. Dlugossi seu Longini Historiae Polonicae ?? XII t. III, p. 567-568; annus Domini 1407.(Opera omnia cura A. Przezdziecki. t. XII Crac., 1876). Cp. Acta Sanct., April., II, 835.

(на латинском)

1453 г.
Дело по обвинению вроцлавских евреев в святотатстве.
№ 5. А) Протокол показаний обвиняемых.
Напечатан А. Semkowiczem в “Monumenta Poloniae historica. Pomniki dziejowe Polski”. III, 786- 789 (Lwow 1878).
(на латинском)

№ 6. В) Сообщение неизвестного автора.
Напечатано по рукописи XV века из Библиотеки Оссолинских во Львове (№ 824 ) W. Ketrzynskim в “Monumenta Poloniae historica”, 1-5 (Lwow 1884).
(на латинском)

№ 7. 1453 г. 13 августа.
Привилегия короля Казимира Ягеллона евреям Великой Польши.
Печатается по тексту Краковского свода еврейских статутов привилегий, опубликованному М. Шорром в «Евр. Старине» (1909), II, 81-95. Впервые напечатана у Bandikie Jus Polonieum, р. 1-21. Cod. B. III. Нешавскими статутами 1454 г. еврейские привилегии были отменены, как “juri divin?.. constitutionibus terrestribus contrarias”.
(на латинском)

№ 8. 1453 г. 24 августа.
Привилегия короля Казимира Ягеллона евреям Краковского, Сандомирского и Львовского воеводств.
Печатается по тексту С. А. Бершадского (из актовых книг Метрики Коронной) в «Русск.- Евр. Арх.», III, 20- 28, № 5. Ср. Bersohn, Dyplomatarusz, № 2, стр. 18-22.
(на латинском)

№ 9. 1531 г.
Привилегия Сигизмунда I евреям Великой Польши.
Печатается по тексту M. Bersohna - Dyplomataryusz dotyczacy zydow w dawnej Polsce. Warszawa, 1910, str.38-39, № 35.
(на латинском)

№ 10. 1557 г.
Постановление Петроковского Собора.
Напечатано В. Ulanowskim - Materyjali do history ustawodawstwa synodalnego.Krak., 1895, str. 126- 131.
(на латинском)

№ 11. 1564 г.
Показание коморника А. Рожновского по Нарвскому делу.
Напечатано из актовых книг Метрики Литовской С. А. Бершадским в «Русско-Евр. Арх.», II, 129- 130, № 199.
Лета Божьего нароженья 1564, месеца Июня 13 дня.
Постановившися обличне перед паном его милостью, коморник Его Королевское Милости Андрей Рожновский добровольне то перед его милостью оповедал и сознал: Иже тых часов недавно прошлых, будучы ему тут в Белску при страченью жыда, на имя Берната Абрамовича, который дей з суда его милости велможного пана Юрья Ходкевича, крайчого Господарскаго Великаго Князьства Литовскаго, старосты Бельскаго, за оскарженем мещан Наровских, за вызнанием з муки, на смерть сказан был за девчыну, которую якобы тот жид у Нарви зарезати мел. То дей не одно он, але и инших людей много слышали, иж кгды тот жид, будучи вжо в руках мистровых (и идучи) на остатний ступень смерти своее, волал, не признаваючыся быть винным смерти тое девчины, поведаючи: Хотя дей на муце, мистр кгды его свечами палил, признавался, якобы тую девчину зарезати мел, за росканием пана своего Изака Бродавки, то дей з муки мусял поведати. Але дей я тое девчины не зарезал и от пана своего на то есми жадного росказаня не мел, и товариша своего Езофа, што еще на замку седит, вызволял, же о том не ведает и не есть винен. Але дей то мещане Наровские, за збунтованием своим на пана его, Бородавку, иж там арендаром у Нарви был, учинили.- И поведил к тому, же много иных людей шляхты и поспольства, при той смерти оного жиду будучи, тые слова от него слышали. Што пан его милости выслухавши, за прозьбою жидовскою, рачил росказати до книг своих записати.
Previous post Next post
Up