Кузьмин И.О. Материалы к вопросу об обвинениях евреев в ритуальных преступлениях: I. Документы, относящиеся к обвинениям евреев в Польше и Литве. II. Литература вопроса (Западная Европа, Польша и Россия). Спб., типография «А.Смолинскаго», 1913. VIII, 316, [2] с. 23,9 х 15,8 см.
Иван Осипович Кузьмин собрал и опубликовал все сведения, которые ему удалось найти в польских и литовских источниках о делах, связанных с кровавым наветом и обвинениями в отношении евреев в использовании христианской крови в ритуальных целях. Приведенные в книге И.О.Кузьмина тексты документов охватывают период со второй половины XIII до второй половины XVIII века - всего 65 единиц. Эти документы разнородны по своему происхождению и назначению. Среди них есть княжеские привилегии польским и литовским евреям, королевские декреты по делам о кровавом навете, сообщения современников, например, Петра Скарги, жалобы, донесения, материалы судебных дел, постановления Ваадов еврейских общин о распределении материальной ответственности в случае обвинений членов общины в ритуальных убийствах, отчеты о диспутах, переписка католических иерархов. Документы печатаются в оригинале на латыни или польском языке (что препятствует их прочтению неподготовленными людьми), к текстам на польском приложены русские переводы. Документы сопровождаются историческим и источниковедческим комментарием. Большой интерес представляет раздел библиографии, в котором И.О.Кузьмин приводит всю литературу, касающуюся темы кровавого навета, вышедшую в Европе и России, в этом списке представлены в большинстве своем книги редкие и редчайшие, о ряде из них приводятся подробные библиографические и исторические сведения. Эти заметки И.О.Кузьмина представляют значительный исторический интерес.
За период средневековья и нового времени против евреев выдвигалось большое количество обвинений в ритуальных убийствах, причем во множестве процессов находились те, кто сознавался в преступлении, описывал даже подробности его совершения. Но тогдашнее следствие производилось при помощи пыток, что позволяло выбить из обвиняемого практически любое признание. В эту же эпоху шли многочисленные процессы колдунов и ведьм, которых принуждали к признаниям такими же пытками. Кровавый навет на евреев по своей природе был абсурдным и основывался на незнании и нежелании христиан вдаваться в закон иудаизма, запрещавший употребление любой крови, даже крови животных. Однако это не умаляет научной ценности труда И.О.Кузьмина, который теперь может рассматриваться только с этой точки зрения и позволяет исследовать историю кровавого навета на территории Польши и Литвы, но не является доказательством справедливости обвинений в отношении евреев.
Сборник документов об обвинениях евреев в ритуальных преступлениях был приурочен к процессу по делу Бейлиса, проходившему в 1913 году.