Криминал: Пять горных вершин Нанивы

Sep 12, 2011 12:57

Предыдущие серии -  1, 23

Мне представляется, что мы уже уделили достаточное внимание описанию исторического бэкграунда, который породил уличную банду, в которую входили Пятеро из Нанивы и разнице между миром организованной преступности в Эдо и Осаке. .
На сей раз я, с вашего позволения помолчу, предоставив слово человеку, который знает гораздо больше меня. Давайте обратимся к выдержкам из исследования профессора Гэри П. Леуппа "Пятеро из Нанива: организованная преступность и массовая культура периода Гэнроку", которое входит в сборник, о котором у нас уже был повод поговорить раньше.



Знаменитые 47 ронинов (триптих работы Куниёси, 1842-1847 г.г.) были эдосскими современниками Пятерых из Нанивы

В конце XVII - начале XVIII в.в. Кариганэ Бунсити, Гокуин Сэнъэмон, Ан-но Хэйбэй, Хотэй-но Итиэмон и Каминари Сёкуро наводили ужас на улицы Осаки, грабя, избивая, а иногда даже убивая своих земляков. Летом 1710 года полиция арестовала этих молодых людей, а затем после расследования, в 8-м месяце следующего года, состоялась их публичная казнь. Яркие личности злодеев и их презрительное отношение к закону приковало к себе внимание осакцев, которые начали окутывать их имена, мотивы и деяния облаком вымысла. Со временем приговоренные к смерти преступники превратились в легендарных героев. Воспетые в песнях, театральных постановках, рассказах и гравюрах бывшие в действительности ворами и убийцами Пятеро из Нанивы превратились в защитников простых людей и носителей наиболее благородных обыкновений и качеств, ценившихся в среде горожан Осаки.
Происшествие с Пятерыми из Нанивы произошел в то же время, что события, связанные с 47 верными ронинами - теми событиями, которые захватили воображение жителей Эдо…
Горожане Эдо мало что знали о воинах из Ако, равно как и о мотивах, которые двигали ими, однако это совсем не смущало ни драматургов, ни изготовителей гравюр. Написанием пьес для Кабуки и печатью гравюр они быстро мифологизировали деяния вассалов господина Асано, возведя их в пример олицетворения всего самого лучшего, что считалось лучшим в рамках кодекса самурайской чести - отваги, личной чести, совершенной верности единственному господину и желания жертвовать собственной жизнью во имя него. Со временем эти ронины приобрели статус народных героев, а их легенда продолжает жить в современных постановках, фильмах, телевизионных драмах и даже в переводах постановок Кабуки на иностранные языки.
Время оказалось не столь благосклонно к Пятерым из Нанива. Сегодня лишь очень немногие японцы смогут вспомнить их подвиги, или назвать их достоинства. Однако в XVIII веке Кариганэ Бунсити и банда его головорезов,  воспетые торговцами и ремесленниками, были не менее популярны, нежели ронины из Ако.


Свидетельством большой популярности Пятерых из Нанивы являются издававшиеся в достаточно больших количество гравюрные листы с этими персонажами даже спустя 150 лет с момента их казни. Вот, например, еще один из красочных триптихов Тоёкуни III (1850-е г.г.)

В отличие от инцидента в Эдо, о котором сохранилось немного документальных упоминаний, в случае с Пятью из Нанивы уцелел полицейский отчет, составленный в 7-м месяце 1703 года, позволяющий пролить свет на их жизнь. Сравнение этого отчета с отображением оскакских бандитов в популярной культуре может помочь понять, как создатели песен, драм и гравюр романтизировали жизни Пятерых из Нанивы, превратив их из обыкновенных злоумышленников в героев массовой культуры, воплощавших идеалы простолюдинов как в Осаке, так и в других больших городах Японии.

ПЯТЕРО ИЗ НАНИВЫ

Пятеро из Нанивы были членами Банды Семи (Ситигуми), пестрого сборища бродяг под предводительством Кариганэ Бунсити, использовавшего входящее в его имя число 7 в качестве названия своей банды. Самым надежным источником информации о Бунсити и его подельниках является дошедшая до наших дней копия уголовного дела, в котором содержатся сведения об их аресте, допросах и казни. На обложке книги стоит название «Гэнроку абурэмоно-но ки» («Записки о некоторых преступниках периода Гэнроку»), однако на протяжении всего повествования эти бандиты именуются не абурэмоно, но абараэмоно. Хотя оба этих слова можно перевести, как «преступник», или «злодей», словом абурэмоно называют преступников в классической военной повести XIV века «Тайхэки» («Повесть о Великом мире») и это слово имеет более романтическую окраску, нежели его более поздняя вариация «абарэмоно». Очень может быть, что исходный доклад имел какое-то иное название, а ныне существующее появилось через десять, или более лет, когда история Пятерех из Нанивы постепенно начала приобретать романтическую окраску.
Несмотря на тот факт, что доклад писало несколько человек, на первых страницах присутствуют имена двух официальных следователей токугавской полиции - Хадзу Мотоэмон и Сюгивара Ядзаэмон. Следующие три страницы рассказывают про обстоятельства, которые привели к разгрому Банды Семи. Далее следуют обвинения от лица пострадавших, свидетельские показания, разъяснение ролей членов группировки, а также их признательные показания. В последней главе говорится, что градоначальники Осаки Накаяма Такихару и Мацуно Сукэёси ознакомились с материалами дела и вынесли приговор обвиняемым. Содержание этой книги проливает свет на полицейские процедуры в Осаке периода Токугава и в очень живом ключе повествует о тяготах, разочарованиях и мотивах, которые привели молодых людей из числа городской бедноты на путь преступления.


Предположительно, на этом безымянном свитке изображен актер театра Кабуки в роли Кариганэ Бунсити. Если предположение верно, то это будет самое раннее известное изображение творческого воплощения этого бандита. Судя по манере отрисовки, свиток можно датировать 1710-1720 г.г.

Согласно «Запискам» сам Кариганэ Бунсити был сыном торговца Кариганэя Ситибэя, и впервые заслужил дурную репутацию, когда в 1696 году, будучи в возрасте двадцати двух лет, подрался с ночным сторожем в жилом квартале Нарая. Спустя два года Бунсити повздорил с неким Кёбэем в осакском квартале Татэури-Хорияма. Не зная, как справиться с буйным сыном, его родители в 1699 году попросили власти поместить Бунсити под стражу, что и было сделано после соответствующего расследования. Однако через месяц после начала заключения Бунсити, от болезни скончался его отец и его мать, которая изначально была против его заключения, подала прошение, чтобы сына выпустили на свободу. Власти простили Бунсити, и он вышел из тюрьмы на двадцать седьмой день шестого месяца, имея предупреждение о том, что его последующие незаконные действия будут иметь гораздо более серьезные последствия.
Несмотря на это, Бунсити вскоре взялся за старое, но на этот раз в паре со своим приятелем по имени Гокуин-но Сэнъэмон. Всего за два года до того, как Бунсити сел в тюрьму, Сэнъэмон (которому тогда было восемнадцать лет) стал зачинщиком нескольких драк в «зеленом» квартале Синмати, а в течение последующих пяти лет он покалечил в драках немало людей не только там, но и в кварталах Нагахори, Обама и Гоко:мати, а также в увеселительных местах возле мостов Нагахори-Ёцу и Хориэ-Сумиёси. В десятом месяце 1699 года недавно вышедший из тюрьмы Бунсити вместе с Сэнъэмоном совершили вылазку в «зеленый» квартал, где кто-то из них смертельно ранил некоего Сика-но Тёбэя, который скончался спустя несколько месяцев.
Тем временем, другие молодые люди, которым впоследствии предстояло присоединиться к Бунсити, также начали свою криминальную деятельность. В начале 1692 года двое друзей и по совместительству любителей драк - двадцатиоднолетний Ан-но Хэйбэй и девятнадцатилетний Хотэй-но Итиэмон объединили усилия с Кайтатэ-но Китиэмоном (шестнадцати лет от роду) и Ко:син-но Канбэем (двенадцати лет!)… Исходя из их возраста, можно заключить, что Хэйбэй был главарем группировки.
Спустя два года после вступления в банду Хотэй-но Итиэмон стал бездомным, так как за его жестокие обыкновения отец выгнал его. В 1697 году Хотэй оказался в тюрьме после того, как в драке тяжело ранил человека. Потеряв в стычке меч, Итиэмон схватил полено и начал им бить противника. В первом месяце следующего года Итиэмон был амнистирован и выпущен из тюрьмы, но и он, и его приятели продолжали свою преступную деятельность.
В пятом месяце 1699 года Кайтатэ-но Китиэмон ранил некоего Касая Гохэя в жилом квартале Гоко:-мати, спрятав орудие своего преступления у Ситибэя - друга и владельца табачной лавки в Ками-Нанива. Спустя месяц, уже позаимствованным мечом, Китиэмон ранил несколько человек в «зеленом» квартале. В седьмом месяце того же года Ан-но Хэйбэй, который часто пользовался одними мечами с Китиэмоном, напал на несколько человек, живших возле Осаки.


Пятеро из Нанивы работы Кацукава Сюнсё (1780-е г.г.).

Незадолго до наступления нового 1700 года, примерно в то же время, когда Бунсити убил несчастного Сика-но Тёбэя, появилась Банда Семи. Это случилось, когда Ан-но Хэйбэй, Хотэ-но Итиэмон, Кайтатэ-но Китиэмон, Косин-но Канбэй и прочие члены группировки перешли под начало Бунсити.
Каминари Сёкуро также начал контактировать с бандой Бунсити примерно в это же время. Ставший бездомным в 1694 году, Каминари (когда ему исполнилось двадцать четыре года в 1698 году) ранил жителя района Минами-Хориэ, а также был замешан в цепочке других жестоких преступлений.
Остальных членов Банды Семи, как следует из полицейского доклада, звали так: Тонби Канъэмон, Догуя Ёхэй, Каракури Рокубэй и Миппуку Дзихэй… Доклад также содержит имена людей, с которыми была связана Банда Семи. Это были преступники, чьи имена были очень хорошо известны полиции Осаки: Кэнкая Горо:эмон, Уэно Ибэй, Мино Дзинбэй, Инга-но Хэйбэй и Дзиппу-но Хэйбэй. Все эти люди также были арестованы в связи с делом Банды Семи, хотя они в нее и не входили.

О том, как власти обезвредили Банду Семи мы узнаем в следующий раз, продолжение следует.

гравюра, японская история, Тоёкуни III, искусствоведческий флуд, Камигата, Пятеро из Нанивы, Куниёси, Кабуки, Эдо, якуся-э

Previous post Next post
Up